Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации | ||||
09 ноября 2010 года | г. Белгород | |||
Белгородский районный суд Белгородской области в составе: | ||||
председательствующего судьи: | Яковлева Д.В. | |||
при секретаре: | Калинкиной С.Н. | |||
с участием | ||||
заявителя: | представителя Самойловой Е.Ф. – Солодовник В.В., | |||
заинтересованного лица: | представителя администрации Белгородского района – Борзенковой Е.В., | |||
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Самойловой Екатерины Федоровны о признании незаконным решения комиссии по соблюдению жилищного законодательства администрации Белгородского района и обязании восстановить в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий, | ||||
У С Т А Н О В И Л: Решением комиссии по соблюдению жилищного законодательства администрации Белгородского района (далее – комиссия) от 09 апреля 2010 года Самойлова Е.Ф. была включена в список ветеранов и инвалидов Великой Отечественной Войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий (далее – список). Впоследствии решением этой же комиссии от 18 августа 2010 года Самойлова Е.Ф. исключена из списка, поскольку обеспечена учетной нормой жилья. Дело инициировано заявлением представителя Самойловой Е.Ф., который просил признать решение об исключении его доверительницы из списка незаконным и обязать восстановить ее в указанном списке. В судебном заседании представитель заявительницы поддержал заявленные требования, сославшись на то, что комиссия необоснованно исходила из проживания его доверительницы в жилом помещении площадью 130,4 кв.м., так как в эту площадь включена площадь нежилого подвала. Представитель заинтересованного лица возражала против удовлетворения заявления, так как комиссия не обладает полномочиями по исключению из общей площади жилого помещения отдельных помещений и, при принятии оспариваемого решения, исходила из сведений ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним. Заслушав лиц, участвующих в деле, и исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления. Согласно удостоверению (номер обезличен) заявительница имеет право на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен погибших военнослужащих, предусмотренные ст. 21 ФЗ «О ветеранах» (л.д. 6). Из материалов дела видно, что заявительница зарегистрирована по месту жительства в жилом помещении по адресу: (адрес обезличен), принадлежащим С, в котором помимо нее зарегистрированы и проживают пять человек (л.д. 10-13). О включении заявительницы в список и исключении из него свидетельствуют письма администрации Белгородского района от 12 апреля и 18 августа 2010 года, при этом согласно выписке из протокола заседания комиссии от 18 августа 2010 года основанием исключения заявительницы из списка является обеспеченность ее учетной нормой жилья (л.д. 7-9). Статьей 15 ЖК РФ предусмотрено, что общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас. Согласно свидетельству от 13 октября 2005 года С принадлежит ? доля в праве собственности на жилой дом общей площадью 260,8 кв.м. расположенный по адресу: (адрес обезличен) (л.д. 13). В соответствии с техническим паспортом от 16 февраля 2005 года указанный жилой дом фактически состоит из двух изолированных частей, а часть дома №1, в которой проживает заявительница, состоит из трех жилых комнат, вспомогательных помещений общей площадью 65,3 кв.м. и подвала площадью 65,2 кв.м., который обозначен как подсобное помещение (л.д. 17-21). Суд принимает во внимание, что подвал не имеет оконных проемов, не разделен на комнаты, и, согласно не опровергнутых пояснений представителя заявительницы, не отапливается. По этой причине оснований полагать, что он может каким-либо образом использоваться для проживания, у суда не имеется. Отсутствие в подвале помещений целевого назначения, предназначенных для удовлетворения бытовых нужд проживающих в доме, позволяют сделать вывод и о том, что он не может быть признан вспомогательным помещением. Кроме того, согласно разделу III технического паспорта подвал не включен в площадь жилого дома, а выделен отдельной строкой (л.д. 17). В такой ситуации, суд исходит из того, что фактическая общая площадь жилого дома, в котором проживает заявительница, составляет 65,2 кв.м., что усматривается из выписки из похозяйственной книги и представленной в судебное заседание квитанции об оплате коммунальных платежей. Доводы представителя заинтересованного лица о том, что комиссия руководствовалась сведениями ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним, не могут являться основаниями к отказу в удовлетворении заявления по следующим основаниям. Из материалов дела действительно видно, что согласно сведений ЕГРП С принадлежат ? доля жилого дома общей площадью 260,8 кв.м., то есть фактически 130,4 кв.м. Суд отмечает, что согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а право заявительницы на обеспечение жильем, в соответствии с преамбулой ФЗ «О ветеранах», является одной из правовых гарантии социальной защиты ветеранов в РФ обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе. Указ Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» и ст. 49 ЖК РФ обеспечение категорий граждан признанных нуждающимися в жилых помещениях ставит в зависимость от площади занимаемого ими помещения. При этом, согласно ч. 4 ст. 50 ЖК РФ под учетной нормой площади жилого помещения понимается минимальный размер площади жилого помещения, которым в силу ст. 15 ЖК РФ может являться только помещение пригодное для постоянного проживания граждан. Решением Белгородского районного совета депутатов от 27 июня 2006 года размер учетной нормы жилья установлен 15 кв.м. Учитывая приведенные положения, суд, исходя из приоритета права заявительницы на обеспечение жильем и установив, что она совместно с другими пятью лицами фактически проживает в жилом помещении общей площадью 65,2 кв.м., считает оспариваемое решение об исключении ее из списка в связи с обеспеченностью учетной нормой жилья незаконным. Статьей 1 Протокола №1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод предусмотрено, что каждое физическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права. Согласно прецедентной практике Европейского Суда по правам человека, отмена решений в нарушение принципа правовой определенности, подрывающая уверенность заявителей в обязательной силе решения и лишающая заявителя возможности получения имущественных благ, на которые они обоснованно рассчитывали получить, признается нарушением ст. 1 Протокола № 1 к Конвенции (Постановление по делу Казакевич против России, Довгучиц против России, Бурдов против России). Таким образом, убеждение заявительницы относительно включения ее в список нуждающихся в улучшении жилищных условий, подкрепленное официальным сообщением администрации Белгородского района, дало ей в течение четырех месяцев законное ожидание того, что она будет обеспечена жилым помещением. Соответственно, последующее исключение заявительницы из списка на получение жилья противоречит имевшему место ранее признанию органами государственной власти такого права, и влечет за собой нарушение права заявительницы на защиту своего имущества. По этим причинам заявленные Самойловой Е.Ф. требования подлежат удовлетворению в полном объеме. Руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд | ||||
Р Е Ш И Л: | ||||
Заявление Самойловой Екатерины Федоровны о признании незаконным решения Комиссии по соблюдению жилищного законодательства администрации Белгородского района и обязании восстановить в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий удовлетворить. Решение Комиссии по соблюдению жилищного законодательства администрации Белгородского района от 18 августа 2010 года об исключении Самойловой Екатерины Федоровны из списка ветеранов и инвалидов Великой Отечественной Войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, признать незаконным. Обязать Комиссию по соблюдению жилищного законодательства администрации Белгородского района восстановить Самойлову Екатерину Федоровну в списке ветеранов и инвалидов Великой Отечественной Войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий. | ||||
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Белгородский районный суд. В суд надзорной инстанции решение может быть обжаловано в течение 6 месяцев со дня его вступления в законную силу, при условии, что было использовано право на его кассационное обжалование. | ||||