О восстановлении срока на обжалование, признании незаконным решения комиссии по соблюдению жилищного законодательства.



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 ноября 2010 года

г. Белгород

Белгородский районный суд Белгородской области в составе:

председательствующего судьи:

Яковлева Д.В.

при секретаре:

Калинкиной С.Н.

с участием

заявителя:

представителя Медведевой К.И. – Дубининой Е.А.,

заинтересованного лица:

представителя администрации Белгородского района – Алдаева Д.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Медведевой Клавдии Ивановны о восстановлении срока на обжалование, признании незаконным решения комиссии по соблюдению жилищного законодательства администрации Белгородского района, обязании восстановить в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий и принятии мер по обеспечению жильем,

У С Т А Н О В И Л:

Медведева К.И. является инвалидом второй группы по общему заболеванию и имеет статус несовершеннолетнего узника фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны.

18 марта 2010 года комиссией по соблюдению жилищного законодательства администрации Белгородского района (далее – комиссия) Медведева К.И. включена в список ветеранов и инвалидов Великой Отечественной Войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий (далее – список).

Решением комиссии от 14 мая 2010 года Медведева К.И. исключена из списка в связи с тем, что на несовершеннолетние узники не подлежат обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента РФ от 07 мая 2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов».

Дело инициировано заявлением представителя Медведевой К.И., которая просила восстановить ее доверительнице срок для обжалования решения комиссии, признать его незаконным, обязать включить ее доверительницу в список и принять меры по обеспечению жильем.

В судебном заседании представитель заявительницы поддержала заявленные требования, сослалась на то, что в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ несовершеннолетние узники имеют аналогичные материально-бытовые льготы как ветераны и инвалиды ВОВ.

Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения заявления, пояснив, что оспариваемое решение вызвано поступлением в адрес администрации разъяснений Министерства регионального развития РФ от 19 марта 2010 года №10496-СК/07, в соответствии с которыми несовершеннолетние узники не подлежат обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента РФ от 07 мая 2008 года.

Заслушав лиц, участвующих в деле, и исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления в части по следующим основаниям.

Статьей 256 ГПК РФ предусмотрено, что гражданин вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. При этом, в соответствии со ст. 112 ГПК РФ, лицам, пропустившим установленный федеральным законом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.

Согласно справке МУЗ «Белгородская ЦРБ» от 23 ноября 2010 года, заявительница является инвалидом второй группы, осматривалась на дому терапевтом 27 мая, 17 июня, 05, 16 и 29 июля, 21 августа, 16 и 27 сентября 2010 года и имеет ряд офтальмологических заболеваний, а также заболеваний сердечно-сосудистой системы и головного мозга.

На неспособность заявительницы выполнять ряд элементарных функций указывает и сама доверенность, выданная ею своему представителю, согласно которой заявительница сама расписаться по состоянию здоровья не смогла (л.д. 7).

Учитывая изложенное, возраст заявительницы (85 лет) а также факт обращения ее представителя в прокуратуру Белгородского района с жалобой (о чем свидетельствует ответ прокуратуры от 07 июля 2010 года), подтверждающий несогласие с оспариваемым решением комиссии, суд считает возможным восстановить заявительнице срок для обжалования оспариваемого решения комиссии.

Наличие у заявительницы статуса несовершеннолетнего узника фашистских концлагерей и второй группы инвалидности по причине общего заболевания подтверждаются соответствующим удостоверением и справкой МСЭ (л.д. 8-9).

О включении заявительницы в список и исключении из него свидетельствуют представленные в судебное заседание выписки из протоколов заседания комиссии от 18 марта и 14 мая 2010 года, а также письмо администрации Белгородского района от 18 мая 2010 года (л.д. 13-14).

Федеральный закон «О ветеранах» предусматривает ряд социальных гарантий ветеранов ВОВ (ст. 2), инвалидов ВОВ (ст. 4) и членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ (ст. 23.2), при этом категорией «несовершеннолетние узники фашистских концлагерей» указанный закон не апеллирует. Статьей 14 этого закона предусмотрено, что инвалиды ВОВ имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз.

В силу ст. 154 ФЗ от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, проживающим на территории РФ бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, предоставляются меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов ВОВ.

Из приведенных положений видно, что федеральным законом несовершеннолетние узники фашистских концлагерей в части материальных льгот и социальной поддержки приравнены к предусмотренным ФЗ «О ветеранах» категориям «инвалиды и ветераны ВОВ».

Указом Президента РФ №714 от 07 мая 2008 года «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» постановлено завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно ФЗ «О ветеранах».

Поскольку обеспечение жилыми помещениями является, в силу ст. 14 ФЗ «О ветеранах», мерой социальной поддержки инвалидов ВОВ, а на несовершеннолетних узников фашистских концлагерей распространены меры социальной поддержки установленные для таких категорий граждан, доводы представителя заявительницы о том, что ее доверительница подлежит обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента РФ №714 от 07 мая 2008 года, обоснованы.

По этой причине решение комиссии по исключению заявительницы из списка является незаконным.

Ссылки представителя ответчика на письмо Министерства регионального развития РФ, согласно которому несовершеннолетние узники не подлежат обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента РФ от 07 мая 2008 года, неубедительны, так как указанное письмо не носит нормативного характера, в связи с чем, не является в силу ст. 5 ЖК РФ актом, содержащим нормы жилищного права.

Кроме того, суд отмечает, что согласно ст. 1 Протокола №1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждое физическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права.

Согласно прецедентной практике Европейского Суда по правам человека, отмена решений в нарушение принципа правовой определенности, подрывающая уверенность заявителей в обязательной силе решения и лишающая заявителя возможности получения имущественных благ, которые они обоснованно рассчитывали получить, признается нарушением ст. 1 Протокола № 1 к Конвенции (Постановление по делу Казакевич против России, Довгучиц против России, Бурдов против России).

Таким образом, убеждение заявительницы относительно включения ее в список нуждающихся в улучшении жилищных условий, подкрепленное официальным сообщением органа власти, дало ей в течение двух месяцев законное ожидание того, что она будет обеспечена жилым помещением.

Соответственно, последующее исключение заявительницы из списка на получение жилья противоречит имевшему место ранее признанию органами государственной власти такого права, и влечет за собой нарушение права заявительницы на защиту своего имущества.

По этим причинам заявленные представителем Медведевой К.И. требования о признания незаконным решения комиссии и обязании включить ее доверительницу в список, обоснованы.

Что касается требований о принятии мер по обеспечению жильем, то таковые удовлетворению не подлежат, поскольку в силу ст. 14 ФЗ «О ветеранах» обеспечение жильем инвалидов ВОВ осуществляется за счет средств федерального бюджета, распорядителем которого администрация Белгородского района не является.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Медведевой Клавдии Ивановны о восстановлении срока на обжалование, признании незаконным решения комиссии по соблюдению жилищного законодательства администрации Белгородского района, обязании восстановить в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий и принятии мер по обеспечению жильем признать обоснованным в части.

Восстановить Медведевой Клавдии Ивановне срок для обжалования решения комиссии по соблюдению жилищного законодательства администрации Белгородского района от 14 мая 2010 года.

Решение комиссии по соблюдению жилищного законодательства администрации Белгородского района от 14 мая 2010 года об отмене решения от 18 марта 2010 года и исключении Медведевой Клавдии Ивановны из списка ветеранов и инвалидов Великой Отечественной Войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, признать незаконным.

Обязать администрацию Белгородского района включить Медведеву Клавдию Ивановну в список ветеранов и инвалидов Великой Отечественной Войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В удовлетворении остальной части заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Белгородский районный суд.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200