О признании подвергшимся радиационному воздействию вследствие испытаний на Семипалатинском полигоне и понуждению к совершению действий.



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 октября 2010 года г.Белгород

Белгородский районный суд Белгородской области в составе:

Председательствующего судьи Л.И.Лящовской

При секретаре Н.М.Ермаковой

С участием: истца Масловой Л.Г., представителя истца Вивтюк О.К. по доверенности от 06.10.2010 года, представителя ответчика Управления социальной защиты администрации Белгородской области –Подольской И.В. по доверенности от 11.01.2010 года, представителя ответчика Управления социальной защиты администрации Белгородского района –Рыжковой Е.г. по доверенности от 07.10.2010 года, представителя ответчика МЧС РФ - Шпак Н.Л. по доверенности от 11.07.2010 года

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Масловой Ларисы Георгиевны к Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Управлению социальной защиты населения администрации Белгородского района, Управлению социальной защиты населения администрации Белгородской области о признании подвергшимся радиационному воздействию вследствие испытаний на Семипалатинском полигоне и понуждению к совершению действий

УСТАНОВИЛ:

Истица с 06 декабря 1948 года по декабрь 1990 года проживала (адрес обезличен). В связи с чем, по её мнению, подверглась радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и получила максимальную, суммарную дозу облучения 35 бэр. В республике Казахстан ей были выданы: удостоверения о праве на льготы гражданам, пострадавшим вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне, справка к удостоверению, справка научно-исследовательского института радиационной медицины и экологии, указывающая на размер полученной дозы облучения. В настоящее время истица является гражданкой Российской Федерации. Но Управление социальной защиты населения Белгородского района отказало ей в замене выданного удостоверения на удостоверение, действующие на территории Российской Федерации, поскольку (адрес обезличен) не включен в перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденном Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 марта 1995 года № 356-р и ввиду отсутствия информации о полученной суммарной эффективной дозе облучения.. Истица считает отказ незаконным, нарушающим её права на получение соответствующих льгот. Дело инициировано иском Масловой Л.Г., которая просит признать за ней право на льготы и на предоставление мер социальной поддержки и компенсаций, обязать Управление социальной защиты населения Белгородской области включить её в реестр учёта граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и направить в МЧС России представление о выдаче удостоверения с приложением документов, необходимых для получения ею удостоверения единого образца для лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и, получивших в зоне повышенного радиационного риска суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 бэр,обязать МЧС России выдать ей удостоверение единого образца, как гражданке, подвергшейся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и, получившей, в зоне повышенного радиационного риска, суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 бэр.

В судебном заседании истец и её представитель поддержали заявленные требования в полном объёме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Ответчики иск не признали, считают его не подлежащим удовлетворению, так как на истца не распространяется Федеральный закон от 10 января 2002 года № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», поскольку она проживала в населенном пункте бывшей Казахской ССР, не включенном в Перечень, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 марта 1995 года № 356-р, также отсутствуют документы, содержащие сведения о полученной суммарной дозе радиации истицы, которые должны быть выданы уполномоченным органом РФ.

Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным в деле доказательствам, суд признает исковые требования истца необоснованными и подлежащими отклонению.

Согласно статье 1 Федерального закона от 10 января 2002 года N2-03 «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» гражданам, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), гарантируются меры социальной поддержки, установленные настоящим Федеральным законом.

Меры социальной поддержки предоставляются гражданам с момента предъявления ими в уполномоченные органы удостоверений единого образца. Для исполнения вышеуказанного Закона принят Приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
«Об утверждении порядка выдачи удостоверений единого образца гражданам,
подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на
Семипалатинском полигоне» от 18.09.2009г. № 540. Данным Приказом утверждён
Порядок выдачи удостоверений.

В соответствии с п.2 Порядка удостоверения выдаются гражданам Российской Федерации, которые проживали в1949-1963 годах в населённых пунктах на территории Российской Федерации и за её пределами, включённых в утверждённые Правительством Российской Федерации перечни населённых пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр). Т.е. для получения статусного удостоверения необходимо выполнение двух обязательных условий - количество бэр и проживание в определённом населённом пункте. Не требующим подтверждения получения гражданами суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр), установленной Федеральным законом, является факт проживания в населенных пунктах, входящих в названные выше перечни, на даты испытаний ядерного оружия, произведенных на Семипалатинском полигоне 29 августа 1949 г. и 7 августа 1962 г.

Частью 4 пункта 3 вышеназванного Приказа предусмотрено, что при обращении граждан за получением удостоверения и предоставлении документов о проживании в соответствующем населенном пункте за пределами периода радиационного воздействия, от граждан могут быть истребованы документы о получении суммарной (накопительной) эффективной дозе облучения, на основании расчетов доз облучения граждан, с учетом особенностей радиационного воздействия при проведении конкретных ядерных испытаний) в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке.

Несоблюдение данного требования приказа влечет за собой неопределенность при принятии решения об обоснованности включения граждан в реестр на выдачу удостоверений.

Методические указания МУ 2.6.1.2574-2010 «Определение суммарных (накопительных) доз облучения лиц из населения, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на семипалатинском полигоне» утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 21.01.2010 № 5 и зарегистрированы в Минюсте России (регистрационный номер 16642 от 18.03.2010). Согласно постановлению Методические указания введены в действие с 4 мая 2010 года.

Судом установлено, что истица проживала (адрес обезличен) Республики Казахстан. с 06 декабря 1948 года по декабрь 1990 года.

В настоящее время истица является гражданином Российской Федераций.

Но в Перечне населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся
радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском
полигоне, утвержденном Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15
марта 1995 года № 356-р, не указан (адрес обезличен).

Представленное истцом удостоверение о праве на льготы пострадавшим вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном полигоне не могут служить доказательством права истца на льготы, предоставляемые в соответствии с российским законодательством, поскольку в этом удостоверении прямо указано, что оно действительно на территории Республики Казахстан. (л.д.8)

Это удостоверение выдано в соответствии с Законом Республики Казахстан от 18 декабря 1992 года «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне», который на территории Российской Федерации не действует.

Справка от 08 августа 2001 года, выданная аппаратом акима (адрес обезличен) подписана неизвестными лицами. Кроме того, эта справка содержит выдержку из Закона республики Казахстан от 18 декабря 1992 года и не подтверждает никаких обстоятельств в отношении истца.(л.д.9)

С представленной истцом справкой №9048 от 21.04.2003 года о полученной суммарной эффективной дозе облучения согласиться нельзя. Как указано в этой справке, она выдана с учетом радиологического_маршрута проживания истца в зоне максимального и повышенного радиационного риска. Но на основании каких методик определялись этим институтом дозы облучения, компетентен ли указанный институт выдавать такие справки, с учетом каких факторов определена доза облучения, соответствует ли эта методика действовавшим ранее указаниям МУ 2.6.1.015-93, утвержденным Минздравом России или действующим в настоящее время методическим указаниям МУ 2.6.2574-2010, истцом не представлено. (л.д. 10).

Между тем, в силу пункта 3 Правил отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2004 года N 634, определение населенных пунктов, в которых граждане за счет внешнего и внутреннего облучения получили суммарную (накопленную) эффективную дозу более 5 сЗв (бэр), осуществляется на основании расчетов- доз облучения граждан (с учетом особенностей радиационного воздействия при проведении конкретных ядерных испытаний) в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке.

Перечень населенных пунктов, в которых граждане за счет внешнего и внутреннего облучения, получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр) определен Правительством Российской Федерации на основании указанной Методики и дальнейших (с целью уточнения полученных населением доз облучения) расчетов, выполненных специалистами Барнаульского государственного учреждения «НИИ Региональных медико-экономических проблем» в 1997 - 1998 годах по заказу МЧС России, действовавшего по поручениям Президента Российской Федерации (от 4 апреля 1997 года N 469) и Правительства Российской Федерации (от 9 апреля 1997 года N ВЧ-П9-10884) в рамках научного договора по теме «Разработка перечней населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне в период 1950 -1963 годах, в дозах свыше 5 сантизиверт».

По данным исследований, дозы облучения от взрыва 29 августа 1949 года спустя шесть месяцев после взрыва не превысили значения 5 сЗв, в связи с чем влияние этого взрыва на граждан, проживавших в городе Семипалатинск в дозе свыше 5 сЗв специалистами не подтверждается.

Таким образом, имеющиеся в материалах дела доказательства ( в том числе, копии трудовых книжек истца и её родителей, справки об обучении в учебных заведениях., с места жительства, свидетельства о работе и о браке) не подтверждают право истца на льготы, предусмотренные Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2- ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Из статьи 1 Федерального закона от 10 января 2002 года N 2-ФЗ следует, что основанием для предоставления гражданам мер социальной поддержки, предусмотренных этим законом, является получение суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения более 5 сЗв (бэр) вследствие радиационного воздействия в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 4 декабря 2007 года № 960-О-П, вопрос о возможности предоставления указанных мер социальной поддержки в случае, если настаивающий на их получении гражданин не проживал в населенном пункте, включенном Правительством Российской Федерации в перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, вправе разрешить суды общей юрисдикции в зависимости от фактических обстоятельств, подтверждающих либо опровергающих получение соответствующим лицом суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие проведения ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Истцу разъяснялось право на предъявление дополнительных доказательств и доводов о получении ею определённых доз o6лучения в указанный ею период, но она категорически отказалась представлять дополнительные доказательства, сославшись на плохое самочувствие и тяжелое материальной положение, хотя представителем Управления социальной защиты администрации Белгородской области П разъяснялся ей порядок определения полученной истцом дозы oблучения, который не требует материальных затрат и личного участия лица при исследовании в научном учреждении, указывались научные центры, где могут быть проведены данные исследования и порядок направления исходных данных почтой.

Ссылка истицы на ст. 13 Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 23.01.1993г. в данном случае несостоятельна. Как указано в определении Верховного Суда Рф от 07.08.2007г. № 36-В07-12 данная статья всего лишь обеспечивает признание аутентичности (подлинности) документов, исходящих от органов, должностных лиц или специально уполномоченных лиц иностранных государств, без необходимости дополнительного удостоверения (консульской легализации или проставления апостиля).

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Но истцом не приведено ни одного факта и не представлено ни одного довода, чтобы суд пришел к иному выводу по данному делу. Таким образом, у истца отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований.

руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявленные Масловой Ларисой Георгиевной требования к Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Управлению социальной защиты населения администрации Белгородского района, Управлению социальной защиты населения администрации Белгородской области о признании подвергшимся радиационному воздействию вследствие испытаний на Семипалатинском полигоне и понуждению к совершению действий признать необоснованными и отклонить.

Решение суда может быть обжаловано в кассационном порядке в Белгородский областной суд в течение 10дней со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Белгородский районный суд.

В суд надзорной инстанции решение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня вступления его в законную силу при условии, что участниками процесса было использовано право на кассационное обжалование судебного постановления.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200