о признании права собственности на земельную долю в порядке наследования



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 декабря 2010 года г. Белгород

Белгородский районный суд Белгородской области в составе:

председательствующего судьи Воробьевой Н.И.,

при секретаре Ларичевой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смольяковой Натальи Николаевны к администрации Белгородского района, Департаменту имущественных и земельных отношений Белгородской области о признании права собственности на земельную долю в порядке наследования по закону,

с участием истицы Смольяковой Н.Н., представителя ответчика администрации Белгородского района Алдаева Д.Н., действующего по доверенности от 01.09.2010г. №1190, третьего лица Семейкина В.Н.,

УСТАНОВИЛ:

М на праве собственности принадлежала земельная доля площадью 4,2 га, в том числе пашни 3,5 га с кадастровым номером (номер обезличен) по адресу: (адрес обезличен) 10 января 1998 года М умерла. После ее смерти открылось наследство, в том числе и на земельную долю, которое в установленный срок до настоящего времени наследниками по закону не принято.

Дело инициировано иском Смольяковой Н.Н. - дочерью М, которая просит признать за нею право собственности на указанную земельную долю в порядке наследования по закону, ссылаясь на фактическое принятие наследства после смерти матери.

В судебном заседании истица поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в иске, дополнив, что на основании завещания после смерти матери ею были получены денежные вклады.

Представитель ответчика - администрации Белгородского района Алдаев Д.Н. исковые требования не признал, полагая, что причины пропуска истицей срока для принятия наследства являются неуважительными, спорная земельная доля является невостребованной в течение длительного времени, и в отношении нее начата процедура выделения в земельный участок в соответствии с ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Представитель ответчика - Департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области в судебное заседание не явился. В предыдущих судебных заседаниях 19.11.2010 года и 13.12.2010г. представитель Коптева Л.Н. заявленные истицей требования не признала, выразив свою позицию по иску, аналогичную изложенной представителем администрации Белгородского района.

Третье лицо - Семейкин В.Н. не возражал против удовлетворения заявленных истицей требований, пояснив, что после смерти матери никто из наследников не обращался в нотариальную контору с заявлением о принятии наследства, но истица получила по завещанию матери денежные вклады.

Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным доказательствам, суд считает заявленные требования необоснованными и подлежащими отклонению.

Как следует из свидетельства о смерти, М умерла 10 января 1998 года (л.д.4). Свидетельством на право собственности на землю от 21.07.1995 года и актом о нормативной цене земельного участка подтверждается принадлежность М земельной доли площадью 4,2 га, расположенной по адресу: (адрес обезличен).

Наследниками по закону после ее смерти являлись ее супруг Н, и дети - дочь Смольякова Н.Н., и сын Семейкин В.Н.

Н умер 02.01.2007 года (л.д.10). В установленный законом срок наследники не обратилась в нотариальные органы с заявлениями о принятии наследства, что подтверждается сообщением нотариуса Белгородского нотариального округа Д от 30.11.2010г.

В соответствии с ч.2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства (ст.1154 ч.1 ГК РФ)

В соответствии с ч.2 ст. 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности истец несет бремя по содержанию спорного имущества.

Заявляя о фактическом принятии наследства на земельную долю после смерти матери, и зная о наличии наследственного имущества, истицей не представлено достаточных доказательств пользования либо распоряжения спорным имуществом. Согласно справке ОАО «Красная Нива» Белгородского района, права собственности на земельную долю после смерти М никто в администрации Пушкарского сельского поселения не регистрировал (л.д.27).

Представленный истицей договор аренды земельной доли от 18.12.2006 года не прошел государственную регистрацию и заключен от имени умершей М, т.е. лицом, не имевшим право на его заключение, поэтому в силу положений ст. 166 ГК РФ данная сделка является ничтожной.

Допрошенные в судебном заседании свидетели А и И пояснили, что истица похоронила родителей, после их смерти истица присматривала за домом родителей, но сейчас в нем никто не живет. Пояснили, что М получила по завещанию матери денежные вклады.

Факт принятия истицей наследства на денежные вклады по завещанию после смерти матери, не имеет правового значения по делу, поскольку спорная земельная доля подлежала наследованию по закону.

С момента смерти М прошло более 10 лет, в течение которых истица не принимала мер к вступлению в наследство на земельную долю, таким образом, ее нельзя считать принявшей наследство.

Поскольку наследница не реализовала предоставленное ей законом право, и утратила его, то спорная земельная доля осталась невостребованной, согласно «Рекомендациям о порядке распоряжения земельными долями и имущественными паями»,

Условия и порядок распоряжения невостребованными земельными долями определен Указом Президента РФ от 07.03.1996 г. № 377 «О реализации конституционных прав граждан на землю», положениями п. 5 ст. 13 ФЗ от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а также Закона Белгородской области от 31.12.2002г. №111 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Белгородской области», согласно которых невостребованные земельные доли, на которые не поступило заявление на получение свидетельства на право собственности на земельные доли, передаются (сохраняются) за сельскохозяйственными организациями, которые используют их в течение трех лет. Если в течение этого времени собственник указанной земельной доли не подал заявление на получение свидетельства на право собственности на земельную долю и не принял решение, о ее использовании, она остается в пользовании сельскохозяйственной организации еще три года, а затем подлежат выделению в земельный участок.

Как следует из имеющейся в материалах дела выдержки из газеты «Знамя» от 30.07.2010г., Департаментом имущественных и земельных отношений начата процедура выделения невостребованной доли, принадлежавшей М в земельный участок, поскольку при жизни она не распорядилась принадлежащей ей земельной долей, и относится в категории невостребованных.

С учетом изложенных обстоятельств и приведенных положений закона, заявленные истицей требования являются необоснованными и подлежат отклонению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Иск Смольяковой Натальи Николаевны к администрации Белгородского района, Департаменту имущественных и земельных отношений Белгородской области о признании права собственности на земельную долю в порядке наследования по закону признать необоснованным и отклонить.

Решение может быть обжаловано в Белгородский областной суд через Белгородский районный суд в течение 10 дней.

Судья: подпись: копия верна:

Судья Белгородского

районного суда Н.И. Воробьева

-32300: transport error - HTTP status code was not 200