Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 декабря 2010 года г. Белгород
Белгородский районный суд Белгородской области в составе:
председательствующего судьи Лящовской Л.И.
при секретаре Ермаковой Н.М.,
с участием : истца Брянцева А.И.., его представителя Полтавченко А.И., по доверенности от 10.11. 2010г., представителя третьего лица Управления социальной защиты населения администрации Белгородской области -Подольская И.В., по доверенности от 11 января 2010 года,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Брянцева Александра Ивановича к Управлению социальной защиты населения администрации Белгородского района о взыскании недоплаты денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью.
УСТАНОВИЛ:
Брянцев А.И. участвовал в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС в период с 17 мая по 17 июня 1987 года. В 1991 году заключением врачебно-трудовой комиссии истцу установлена 3 группа инвалидности и 40% утраты трудоспособности, бессрочно. Инвалидность связана с работой на ЧАЭС. В феврале 1996 года истец приехал на постоянное место жительства в Белгородскую область. Решением Волгоградской МЭС от 21.10.2004 года ему установлена причинная связь заболеваний и инвалидности с работой на ЧАЭС. С 28 января 2005 года истцу начали выплачивать денежные компенсации по 3 группе инвалидности в размере 1000 руб., а с мая 2005 года - по 2 группе инвалидности в размере 2500 руб. Заключением комиссии медико-социальной экспертизы от 29.09.2010 года истцу установлено 80% утраты трудоспособности, бессрочно. В связи с инвалидностью и в соответствии с п. 25 ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» государство возмещает истцу вред, причиненный здоровью, выплатой ежемесячной денежной компенсации. Однако эти компенсации выплачиваются не в полном объёме, так как при их расчете к чернобыльскому заработку истца были применены ряд повышающих коэффициентов, однако коэффициент «6» применён не был. Дело инициировано иском Брянцева А.И., который просит обязать Управление социальной защиты населения администрации Белгородского района Белгородской области назначить ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причинённого здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы с 01 ноября 2010 года в размере 32 365 руб., до изменения обстоятельств и включить его в реестр на получение возмещения вреда здоровью в указанной сумме.
В судебном заседании истец уточнил ранее заявленные им требования и просит признать за ним право на получение ежемесячной суммы возмещения вреда, причиненного здоровью с 1 мая 1996 года.
Представитель истца поддержал позицию своего доверителя.
Представитель ответчика Управления социальной защиты населения администрации Белгородского района в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия.
Представитель третьего лица - Управления социальной защиты населения администрации Белгородской области считает, что заявленные истцом требования обоснованны и подлежат удовлетворению.
Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным доказательствам, суд признает исковые требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 18 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно п. 8.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 19.06.02 № 11-П, нарушенное право нельзя считать реально восстановленным, если возвращаемые инвалидам вследствие аварии на ЧАЭС суммы не будут надлежащим образом проиндексированы.
В силу п. 25 ст. 14 Закона РФ № 1244-1 от 15.05.1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо связанные с работами по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, и инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, в том числе, включая военнослужащих, гарантируется возмещение вреда, причиненного здоровью, в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС.
На основании ФЗ № 5 от 12.02.01 «О внесении изменений и дополнений в закон «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», установлен порядок индексации ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по РФ.
Федеральным Законом РФ 125-ФЗ, принятым 24.07.1998 года «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», Правила возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, отменены и п. 11 ст. 12 ФЗ предусмотрено, что при повышении МРОТ в централизованном порядке размеры ежемесячной страховой выплаты увеличиваются пропорционально повышению МРОТ.
Согласно ст.5 ФЗ № 31 от 26.04.04 «О внесении изменений Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» и в ст. 2 ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» (ФЗ № 5-ФЗ от 12.02.01), в соответствии с которым, размеры выплат гражданам, установленные базовым законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируется исходя из уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ.
Приказом военного комиссара истец был призван на специальные сборы и в составе воинской части 20040 в период с 17 мая по 17 июня 1987 года участвовал в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС (архивная справка от 07.09.2010 г. № Б-125, справка командира в/ч 20040). Период с 17 мая по 17 июня составляет менее одного полного календарного месяца, следовательно рассчитывать размер возмещения вреда необходимо из условного месячного заработка.
Согласно выписки из приказа гендиректора АПК № 448/17-86 от 21 июня 1987 года Брянцеву выплачена заработная плата за время работы в 3-й зоне опасности Чернобыльской АЭС в период с 17 мая по 17 июня 1987 года в размере 1000 руб. Также выплачена сохранённая заработная плата по основному месту работы за период работы в зоне ЧАЭС в размере 255 руб. Общий заработок за указанный период (32 дня) составил 1255 руб. (1000 руб. + 255 руб.).Условный месячный заработок составит:1255 руб. : 32 дн. х 25,4 дн. = 996,16 руб.
Заключением комиссии медико-социальной экспертизы от 29.09.2010 года истцу установлено 80% утраты трудоспособности, бессрочно (справка МСЭ-2006 № 0721941).
Размер ежемесячной выплаты в возмещение вреда здоровью с 1 ноября 2010 года составит 32 365 руб., которая и подлежит выплате истцу ежемесячно. С представленным истцом расчетом представитель третьего лица согласилась, считает его обоснованным, произведенным в соответствии с действующим законодательством. Поэтому заявленные истцом требования в этой части являются обоснованными.
Также являются обоснованными и требования истца о признании за ним права на получение ежемесячной суммы возмещения вреда, причиненного здоровью с 1 мая 1996 года по следующим основаниям
Согласно ст. 24 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции закона от 24.11.1995 г. № 179-ФЗ, причинная связь заболеваний с работой на ЧАЭС устанавливается экспертными комиссиями и является основанием для назначения инвалидам возмещения вреда здоровью. Причинная связь устанавливается единожды и пересмотру не подлежит.
Но органы соцзащиты Белгородского района не приняли во внимание при назначении выплат истцу справки об инвалидности, выданные Талды-Курганской медико-социальной экспертизой № 17.
В связи с чем в 2003 году истец повторно прошел полное медицинское обследование в Волгоградский ЭС и 21.10.2004 года ему повторно установили причинную связь заболеваний с работой на ЧАЭС.
В Соглашении «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств...» от 13 марта 1992 года закреплено право нетрудоспособных лиц на получение пенсии и др. выплат, в случае их переезда на новое место жительства в другую страну СНГ, а именно, что «каждое государство-участник Содружества должно нести непосредственную ответственность за пенсионное обеспечение своих граждан, признавая, что государства-участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное и иное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств-участников Соглашения, признавая необходимость неукоснительного соблюдения обязательств по международным соглашениям».
Истцом представлены документы, подтверждающие проживание в Белгородской области с февраля 1996 года и др. и подтверждающие его право на получение денежной компенсации, а именно :архивная справка «Государственного архива Алматинской области» № (номер обезличен) от 10.12.2010 года об установлении истцу 3 группы инвалидности и 40% утраты трудоспособности на заседании медико-социальной экспертизы 18 июля 1991 года.,архивная справка «Государственного архива Алматинской области» № (номер обезличен) от 10.12.2010 года свидетельствующую о том, что истец получал с 04 марта 1991 года из средств госбюджета пенсию по инвалидности вследствие увечья, полученного при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС, копия военного билета, выданного 27.10.1971 года на имя истца с записью об участии в период с 17 мая по 17 июня 1987 года в работах по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС,копия военного билета, выданного 13.04.2000 года на имя Брянцева А.И.,справка от 13.12.2010 года Комсомольской средней школы, свидетельствующую о том, что дочь истца Брянцева Ирина Александровна 1987 года рождения, в 1997 года была принята в 3 класс указанной школы..копия аттестата о среднем образовании, свидетельствующего о том, что дочь истца Ирина закончила 10 и 11 классы средней школы (номер обезличен) г. Белгорода,справка администрации Комсомольского сельского поселения Белгородского района от 17.12.2010 года, подтверждающую, что Брянцев Александр Иванович с февраля 1996 года фактически проживает по адресу: (адрес обезличен).,справка Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Белгородской области, свидетельствующая, что сын истца Е с (дата обезличена) по (дата обезличена) проходил службу (информация скрыта)
Согласно ст. 11 Соглашения от 13 марта 1992 года, пенсионные и иные документы, выданные надлежащим органом на территории государств-участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР и выданных до 1 декабря 1991 г. - принимаются на территории государств-участников Содружества без легализации, поэтому выплаты истцу, согласно Указаниям Минтруда РФ от 21.03.1996 года № 1-3-У, должны были быть назначены с 1 мая 1996 года.
Порядок взаимодействия управления социальной защиты населения области с управлениями (отделами) социальной защиты населения города (района) по организации выплаты ежемесячной денежной компенсации утвержден Постановлением правительства Белгородской области от 7 февраля 2007 г. №33-пп. Управление социальной защиты населения Белгородского района наделено полномочиями по назначению, расчету размера денежных компенсаций инвалидам - чернобыльцам, а также по составлению реестров получателей таких выплат.
В соответствии со ст. 5 и ч.3 ст. 14 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 12.01.2001 года, в ред. от 24.11.1995 г. территориальный орган социальной защиты осуществляет выплаты сумм возмещения вреда инвалидам-чернобыльцам из федерального бюджета. В случае образования задолженности по этим выплатам за прошлые годы, такая задолженность подлежит взысканию с органа социальной защиты.
С учетом изложенного суд считает, что исковые требования Брянцева А.И. следует признать обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объёме.
Руководствуясьст.ст.194-199 ГПК РФ,
Р ЕШИЛ:
Иск Брянцева Александра Ивановича к Управлению социальной защиты населения администрации Белгородского района и области о взыскании недоплаты денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью признать обоснованным и удовлетворить.
Обязать Управление социальной защиты населения администрации Белгородского района и области назначить Брянцеву Александру Ивановичу ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причинённого здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы с 01 ноября 2010 года в размере 32 365 руб., до изменения обстоятельств и включить его в реестр на получение возмещения вреда здоровью в указанной сумме.
Признать за Брянцевым Александром Ивановичем право на получение ежемесячной суммы возмещения вреда, причиненного здоровью с 1 мая 1996 года.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме с подачей кассационной жалобы через Белгородский районный суд.
Судья Л.И.Лящовская.
Копия верна:
Судья Л.И.Лящовская.
Справка: решение вступило в законную силу 11 января 2011 года.
Судья Л.И.Лящовская.
Секретарь Н.М.Ермакова.