Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 декабря 2010 года г. Белгород
Белгородский районный суд Белгородской области в составе:
председательствующего судьи Лящовской Л.И.
при секретаре Ермаковой Н.М.,
с участием : истца Коржукова В.Н., его представителя Полтавченко А.И., по доверенности от 29.10. 2010г., представителя третьего лица Управления социальной защиты населения администрации Белгородской области -Подольской И.В., по доверенности от 11 января 2010 года,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коржукова Владимира Николаевича к Управлению социальной защиты населения администрации Белгородского района о взыскании недоплаты денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью.
УСТАНОВИЛ:
С 15 августа по 05 сентября 1986 года Коржуков В.Н. принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, в связи с чем является инвалидом 2-й группы с утратой профессиональной трудоспособности на 70 %. Увечье получено при исполнении обязанностей военной службы и связано с аварией на ЧАЭС. В связи с инвалидностью и в соответствии с п. 25 ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» государство возмещает истцу вред, причиненный здоровью, выплатой ежемесячной денежной компенсации. Однако эти компенсации истцу выплачиваются не в полном объёме, так как при их расчете к чернобыльскому заработку истца были применены ряд повышающих коэффициентов, однако коэффициент «6» применён не был. С февраля 2001 года орган соцзащиты по своему усмотрению произвёл пересчёт возмещения вреда и назначил истцу твёрдую сумму по 2 группе инвалидности - 2500 руб, хотя возмещение вреда, рассчитанное из чернобыльского заработка и надлежащим образом проиндексированное, является для истца более выгодным. Дело инициировано иском Коржукова В.Н., который просил обязать Управление социальной защиты населения администрации Белгородского района Белгородской области назначить ему ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причинённого здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы с 01 ноября 2010 года в размере 25 175 руб., до изменения обстоятельств и включить его в реестр на получение возмещения вреда здоровью в указанной сумме.
В судебном заседании истец увеличил ранее заявленные им требования и просит обязать Управление социальной защиты населения администрации Белгородского района Белгородской области назначить ему ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причинённого здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы с 01 ноября 2010 года в размере 34 001 руб., до изменения обстоятельств и включить его в реестр на получение возмещения вреда здоровью в указанной сумме, Также просит взыскать недоплату за в размере 1 015 527 руб за период с 01 ноября 2007 года по 31 октября 2010 года.
Представитель истца поддержал позицию своего доверителя.
Представитель ответчика Управления социальной защиты населения администрации Белгородского района в судебное заседание не явился. просил рассмотреть дело без его участия.
Представитель третьего лица - Управления социальной защиты населения администрации Белгородской области считает, что заявленные истцом требования обоснованны и подлежат удовлетворению.
Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным доказательствам, суд признает исковые требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 18 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно п. 8.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 19.06.02 № 11-П, нарушенное право нельзя считать реально восстановленным, если возвращаемые инвалидам вследствие аварии на ЧАЭС суммы не будут надлежащим образом проиндексированы.
В силу п. 25 ст. 14 Закона РФ № 1244-1 от 15.05.1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо связанные с работами по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, и инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, в том числе, включая военнослужащих, гарантируется возмещение вреда, причиненного здоровью, в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС.
На основании ФЗ № 5 от 12.02.01 «О внесении изменений и дополнений в закон «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», установлен порядок индексации ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по РФ.
Согласно ст. 5 ФЗ № 31 от 26.04.04 «О внесении изменений Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» и ст. 2 ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» (ФЗ № 5-ФЗ от 12.02.01), размеры выплат гражданам, установленные базовым законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируется исходя из уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ.
В соответствии с п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 34 от 14.12.05 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией прав, гарантированных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» суды вправе производить индексацию указанных выплат на основании ФЗ РФ № 82 от 19.06.2000 года.
В связи с инвалидностью, право на получение возмещения вреда здоровью у истца наступило 05 марта 1998 года. Для исчисления ежемесячной суммы возмещения вреда, он представил в июне 1998 года в орган соцзащиты две справки ЗАО «Птицефабрика «Северная»: о заработке за время работы в зоне ЧАЭС и справку от 04.06.1998 г о заработке за последние 12 месяцев перед наступлением инвалидности (март 1997 г. - март 1998 г.).
Ответчик произвел расчёт возмещения вреда по этим двум справкам. К чернобыльскому заработку были применены ряд повышающих коэффициентов, однако коэффициент «6» применён не был, хотя согласно постановления Верховного Совета РФ «Об утверждении Правил возмещения работодателями вреда...» от 24 декабря 1992 г. № 4214-1, в связи с повышением стоимости жизни заработок, полученный в 1986 году подлежит увеличению на коэффициент 6,7 и увеличению в 6 раз, так как этот заработок получен до 1 января 1991 года.
С февраля 2001 года органы соцзащиты без согласия истца произвёли пересчёт возмещения вреда и назначили истцу выплату в твёрдой денежной сумме по 2 группе инвалидности в размере 2500 руб. Однако, возмещение вреда, рассчитанное из чернобыльского заработка и надлежащим образом проиндексированное, является для истца более выгодным.
Верховный Суд РФ в п. 10 постановления Пленума от 14 декабря 2000 г. № 35 указал, что согласно п. 3 ст. 12 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании...» от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ и ст. 14 Правил возмещения вреда, право выбора периода для определения размера среднего месячного заработка принадлежит самому инвалиду.
Так согласно ст. 15 Правил возмещения вреда к расчётам размера возмещения вреда может быть принят заработок за время выполнения работ, повлекших профессиональное заболевание, т.е. чернобыльский заработок. В случае, если период работы составил менее одного полного календарного месяца, размер возмещения вреда исчисляется исходя из условного месячного заработка.
Период работы истца в зоне ЧАЭС с 15 августа по 05 сентября 1986 года составляет менее одного полного календарного месяца, что подтверждается справками Института проблем безопасности атомных электростанций от 09.08.2010 года № 271 и № 272, следовательно, рассчитывать размер возмещения вреда необходимо из условного месячного заработка.
За период военных сборов с 09 по 14 августа и с 06 сентября по 12 октября 1986 года истцу заработная плата не выплачивалась.
Верховный Суд РФ в абзаце 2 п. 13 постановления Пленума от 14 декабря 2000 года № 35 указал, что с целью правильного исчисления возмещения вреда, заработок, полученный до 1 января 1991 г., подлежит увеличению в 6 раз независимо от времени предъявления иска.
В дальнейшем возмещение вреда здоровью подлежит индексации в соответствии с ч. 3 ст. 5 базового Закона (в редакции закона от 24.11.1995 г. № 179-ФЗ), ст. 318 ГК РФ (в редакции,
действовавшей с 1 января 1995 года до 29 ноября 2002 г.) выплаты возмещения вреда здоровью индексируются пропорционально увеличению в централизованном порядке установленного законом минимального размера оплаты труда
Заключением комиссии медико-социальной экспертизы от 29.01.2001 года истцу установлено 80% утраты трудоспособности, а заключением комиссии медико-социальной экспертизы от 03.11.2010 года истцу установлено 70% утраты трудоспособности, бессрочно
Истец считает, что вред, причинённый его здоровью, будет возмещаться в полном объёме в случае, если ему с 1 ноября 2010 года будет выплачиваться ежемесячная сумма в размере 34 001 руб. с последующей индексацией, согласно действующего законодательства.
Представитель третьего лица считает, что размер ежемесячной выплаты указан правильно, расчет произведен с учетом действующего законодательства.
В обоснование исковых требований истцом представлены справки об инвалидности: МСЭ-2006, копия удостоверения лица, перенесшую лучевую болезнь, ставшего инвалидом, а также выписки из акта освидетельствования по ВТЭК. Данные документы подтверждают причинную связь между его участием в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и установлением емувторой группы инвалидности с утратой профессиональной трудоспособности на 70 % бессрочно.
Статья 15 ФЗ «Об использовании атомной энергии» предусматривает, что граждане, которым причинены убытки и вред в результате радиационного воздействия при использовании атомной энергии, имеют право на возмещение указанных убытков и вреда в полном объеме.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 19.06.2002г. №11-П, нарушенное право на получение полного возмещения вреда нельзя считать реально восстановленным, если возвращаемые суммы не будут надлежащим образом проиндексированы.
Согласно представленному истцом расчету, разница между подлежащим выплате и фактически выплаченным ежемесячным возмещением вреда здоровью за период с 01.10.2007 года по31 октября 2010 года составляет 1 015 527 руб. Данный расчет также сторонами не оспаривается и также произведён в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 12.01.2001 года, в редакции от 24.11.1995 г. выплаты возмещения вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Порядок взаимодействия управления социальной защиты населения области с управлениями (отделами) социальной защиты населения города (района) по организации выплаты ежемесячной денежной компенсации утвержден Постановлением правительства Белгородской области от 7 февраля 2007 г. №33-пп. Управление социальной защиты населения Белгородского района наделено полномочиями по назначению, расчету размера денежных компенсаций инвалидам - чернобыльцам, а также по составлению реестров получателей таких выплат.
В соответствии со ст. 5 и ч.3 ст. 14 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 12.01.2001 года, в ред. от 24.11.1995 г. территориальный орган социальной защиты осуществляет выплаты сумм возмещения вреда инвалидам-чернобыльцам из федерального бюджета. В случае образования задолженности по этим выплатам за прошлые годы, такая задолженность подлежит взысканию с органа социальной защиты.
С учетом изложенного суд считает, что исковые требования Коржукова В.Н. следует признать обоснованными и подлежащими удовлетворению.
С учетом положений ст.333.36. НК РФ, ответчика от уплаты госпошлины освободить.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
Р ЕШИЛ:
Иск Коржукова Владимира Николаевича к Управлению социальной защиты населения администрации Белгородского района о взыскании недоплаты денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью признать обоснованным.
Обязать Управление социальной защиты населения администрации Белгородского района выплатить в пользу Коржукова Владимириа Николаевича за счет средств федерального бюджета единовременную недоплату денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в
связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы за период с 01.10.2007 года по31 октября 2010 года в размере 1 015 527 руб.
Обязать Управление социальной защиты населения администрации Белгородского района Белгородской области назначить Коржукову Владимиру Николаевичу ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причинённого здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы с 01 ноября 2010 года в размере 25 175 руб., до изменения обстоятельств и включить его в реестр на получение возмещения вреда здоровью в указанной сумме.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме с подачей кассационной жалобы через Белгородский районный суд.
Судья Л.И.Лящовская.
Копия верна:
Судья Л.И.Лящовская.
Справка: решение вступило в законную силу 11 января 2011 года.
Судья Л.И.Лящовская.
Секретарь Н.М.Ермакова.