Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 марта 2011 года г. Белгород
Белгородский районный суд Белгородской области в составе:
председательствующего судьи Лящовской Л.И.
при секретаре Ермаковой Н.М.,
с участием : представителя истца Полтавченко А.И., по доверенности от 14 января 2011г., представителя третьего лица Управления социальной защиты населения администрации Белгородской области Подольской И.В., по доверенности от 11 января 2011 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ш. к Управлению социальной защиты населения администрации Белгородского района о взыскании недоплаты денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью,
УСТАНОВИЛ:
С (информация скрыта) истец принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, в связи с чем является инвалидом 2-й группы с утратой профессиональной трудоспособности на 70 %. Увечье получено при исполнении обязанностей военной службы и связано с аварией на ЧАЭС. В связи с инвалидностью и в соответствии с п. 25 ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» государство возмещает истцу вред, причиненный здоровью, выплатой ежемесячной денежной компенсации. Однако эти компенсации выплачиваются не в полном объёме, так как при их расчете к чернобыльскому заработку истца были применены ряд повышающих коэффициентов, однако коэффициент «6» применён не был. С февраля 2001 года орган соцзащиты по своему усмотрению произвёл пересчёт возмещения вреда и назначил истцу твёрдую сумму по 2 группе инвалидности 2500 руб, хотя возмещение вреда, рассчитанное из чернобыльского заработка и надлежащим образом проиндексированное, является для истца более выгодным.
Дело инициировано иском Ш. который просил обязать Управление социальной защиты населения администрации Белгородского района Белгородской области назначить ему ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причинённого здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы с (дата обезличена) в размере 20690 руб., до изменения обстоятельств и включить его в реестр на получение возмещения вреда здоровью в указанной сумме, и взыскать с Управления социальной защиты населения администрации Белгородского района единовременно недополученную сумму возмещения вреда здоровью за период (информация скрыта) в размере 1027038 руб.
В судебное заседание истец не явился, направил своего представителя.
Представитель истца позицию своего доверителя поддержал. При этом просил взыскать единовременно сумму возмещения вреда за период (информация скрыта), уменьшив размер возмещения до 983777 рублей.
Представитель ответчика - Управления социальной защиты населения администрации Белгородского района в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия.
Представитель третьего лица - Управления социальной защиты населения администрации Белгородской области считает заявленные истцом требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным доказательствам, суд признает исковые требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 18 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно п. 8.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 19.06.02 № 11-П, нарушенное право нельзя считать реально восстановленным, если возвращаемые инвалидам вследствие аварии на ЧАЭС суммы не будут надлежащим образом проиндексированы.
В силу п. 25 ст. 14 Закона РФ № 1244-1 от 15.05.1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо связанные с работами по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, и инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, в том числе, включая военнослужащих, гарантируется возмещение вреда, причиненного здоровью, в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС.
На основании ФЗ № 5 от 12.02.01 «О внесении изменений и дополнений в закон «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», установлен порядок индексации ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по РФ.
Федеральным Законом РФ 125-ФЗ, принятым 24.07.1998 года «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», Правила возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, отменены и п. 11 ст. 12 ФЗ предусмотрено, что при повышении МРОТ в централизованном порядке размеры ежемесячной страховой выплаты увеличиваются пропорционально повышению МРОТ.
Согласно ст. 5 ФЗ № 31 от 26.04.04 «О внесении изменений в Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» и в ст. 2 ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» (ФЗ № 5-ФЗ от 12.02.01), в соответствии с которым, размеры выплат гражданам, установленные базовым законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируется исходя из уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ.
В соответствии с п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 34 от 14.12.05 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией прав, гарантированных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» суды вправе производить индексацию указанных выплат на основании ФЗ РФ № 82 от 19.06.2000 года.
В связи с инвалидностью, право на получение возмещения вреда здоровью у истца наступило 16 марта 1998 года. Для исчисления ежемесячной суммы возмещения вреда, он представил в апреле 1998 года в орган соцзащиты две справки работодателя о заработке за время работы в зоне ЧАЭС и справку о заработной плате.
Ответчик произвел расчёт возмещения вреда по этим двум справкам. К чернобыльскому заработку были применены ряд повышающих коэффициентов, однако коэффициент «6» применён не был., хотя согласно Постановления Верховного Совета РФ «Об утверждении Правил возмещения работодателями вреда...» от 24 декабря 1992 г. № 4214-1, в связи с повышением стоимости жизни заработок, полученный в 1986 году подлежит увеличению на коэффициент 6,4 и увеличению в 6 раз, так как этот заработок получен до 1 января 1991 года.
С февраля 2001 года органы соцзащиты произвели пересчёт возмещения вреда и назначил истцу твёрдую сумму по 2 группе инвалидности 2500 руб. Однако, возмещение вреда, рассчитанное из чернобыльского заработка и надлежащим образом проиндексированное, является для истца более выгодным. Верховный Суд РФ в пункте 10 постановления Пленума от 14 декабря 2000 г. № 35 указал, что исходя из норм пункта 3 ст. 12 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании...» от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ и ст. 14 Правил возмещения вреда, право выбора периода для определения размера среднего месячного заработка принадлежит самому инвалиду.
Так согласно ст. 15 Правил возмещения вреда к расчётам размера возмещения вреда может быть принят заработок за время выполнения работ, повлекших профессиональное заболевание, т.е. чернобыльский заработок. В случае, если период работы составил менее одного полного календарного месяца, размер возмещения вреда исчисляется исходя из условного месячного заработка.
Приказом военного комиссара истец был призван в период (информация скрыта) на специальные сборы и в это время в составе воинской части участвовал в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Полными проработанными месяцами являются ноябрь и декабрь 1987 года.
Согласно справки работодателя ОАО «(информация скрыта)» , истец с (дата обезличена) находился на военных сборах с сохранением среднего заработка, и в указанном периоде ему были выплачены следующие суммы: (информация скрыта).
Верховный Суд РФ в абзаце 2 п. 13 постановления Пленума от 14 декабря 2000 года № 35 указал, что с целью правильного исчисления возмещения вреда, заработок, полученный до 1 января 1991 г., подлежит увеличению в 6 раз независимо от времени предъявления иска.
В дальнейшем возмещение вреда здоровью подлежит индексации в соответствии с ч. 3 ст. 5 базового Закона (в редакции закона от 24.11.1995 г. № 179-ФЗ), статьёй 318 ГК РФ (в редакции, действовавшей с 1 января 1995 года до 29 ноября 2002 г.) выплаты возмещения вреда здоровью индексируются пропорционально увеличению в централизованном порядке установленного законом минимального размера оплаты труда.
Заключением комиссии медико-социальной экспертизы от 16.03.1998 года истцу первично установлено 70% утраты трудоспособности, и с 20.03.2003 года установлено 70% утраты трудоспособности бессрочно (справки МСЭ-001 №969645 и МСЭ-2001 № 130862897, выписка из акта к справке МСЭ-001 №969645).
Истец считает, что вред, причинённый его здоровью, будет возмещаться в полном объёме в случае, если ему с (дата обезличена) будет выплачиваться ежемесячная сумма в размере 20690 руб., с последующей индексацией согласно действующего законодательства.
Представитель третьего лица размер ежемесячной выплаты не оспаривает, расчет произведен с учетом действующего законодательства.
В обоснование исковых требований истцом представлены справки об инвалидности: МСЭ-001 №969645 от 16.03.1998г. и МСЭ-2001 №2964705 от 20.03.2003г., копия удостоверения лица, перенесшую лучевую болезнь, ставшего инвалидом, а также выписки из акта освидетельствования по ВТЭК. Данные документы подтверждают причинную связь между его участием в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и установлением ему второй группы инвалидности с утратой профессиональной трудоспособности на 70 % бессрочно.
Статья 15 ФЗ «Об использовании атомной энергии» предусматривает, что граждане, которым причинены убытки и вред в результате радиационного воздействия при использовании атомной энергии, имеют право на возмещение указанных убытков и вреда в полном объеме.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 19.06.2002г. №11-П, нарушенное право на получение полного возмещения вреда нельзя считать реально восстановленным, если возвращаемые суммы не будут надлежащим образом проиндексированы.
Согласно заявления об уменьшении исковых требований и представленного истцом расчета, разница между подлежащим выплате и фактически выплаченным ежемесячным возмещением вреда здоровью за период с (информация скрыта) составляет 983777 руб. Данный расчет сторонами не оспаривается, произведён в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с частью 1 ст. 5 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 года, в редакции от 24.11.1995 г. выплаты возмещения вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Порядок взаимодействия управления социальной защиты населения области с управлениями (отделами) социальной защиты населения города (района) по организации выплаты ежемесячной денежной компенсации утвержден Постановлением правительства Белгородской области от 7 февраля 2007 г. №33-пп. Управление социальной защиты населения Белгородского района наделено полномочиями по назначению, расчету размера денежных компенсаций инвалидам - чернобыльцам, а также по составлению реестров получателей таких выплат.
В соответствии со ст. 5 и ч.3 ст. 14 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 года, в ред. от 24.11.1995 г. территориальный орган социальной защиты осуществляет выплаты сумм возмещения вреда инвалидам-чернобыльцам из федерального бюджета. В случае образования задолженности по этим выплатам за прошлые годы, такая задолженность подлежит взысканию с органа социальной защиты.
С учетом изложенного суд считает, что исковые требования Шило В.М. следует признать обоснованными и подлежащими удовлетворению.
С учетом положений ст.333.36 НК РФ, ответчика от уплаты госпошлины освободить.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
Р ЕШИЛ:
Иск Шило Виктора Михайловича к Управлению социальной защиты населения администрации Белгородского района и области о взыскании недоплаты денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью признать обоснованным и удовлетворить.
Обязать Управление социальной защиты населения администрации Белгородского района и области назначить Ш. ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причинённого здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы с (дата обезличена) в размере 20690 (двадцать тысяч шестьсот девяносто) рублей, до изменения обстоятельств и включить его в реестр на получение возмещения вреда здоровью в указанной сумме
Обязать Управление социальной защиты населения администрации Белгородского района и области выплатить Шило Виктору Михайловичу за счет средств федерального бюджета единовременную недоплату денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы за период с (информация скрыта) в размере 983777 (девятьсот восемьдесят три тысячи семьсот семьдесят семь) рублей.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме с подачей кассационной жалобы через Белгородский районный суд.
Судья Л.И. Лящовская