Решение
Именем Российской Федерации
г.Белгород 3 октября 2011 года
Белгородский районный суд Белгородской области в составе:
председательствующего судьи Куприченко С.Н.,
при секретаре Шардаковой Д.Ю.,
с участием представителя истца по доверенности Раловец С.С.,
представителя администрации Белгородского района Буданова С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Раловец Е.Е. об оспаривании решения администрации Белгородского района по отказу в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении,
установил:
Раловец Е.Е. и ее сын Раловец С.С. проживают в квартире площадью 32,4 кв.м., которая принадлежит им на праве долевой собственности в равных долях. Иного жилья не имеют. С (дата обезличена) Раловец Е.Е. установлена вторая группа инвалидности, она страдает заболеванием, которое относится к хроническому и затяжному психическому расстройству с часто обостряющимися болезненными проявлениями.
(дата обезличена) Раловец Е.Е. обратилась в администрацию Белгородского района с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, по основанию, предусмотренному п.4 ч.1 ст.51 ЖК РФ, как имеющая заболевание, препятствующее совместному проживанию вместе с сыном в одной квартире.
Администрацией Белгородского района в постановке на учет заявителю отказано (дата обезличена), поскольку она не является малоимущей.
Не согласившись с отказом, Раловец Е.Е. своим заявлением инициировала настоящее гражданское дело. Считает отказ администрации незаконным, поскольку она просила поставить ее на жилищный учет не как малоимущую, а по иному основанию. Просит обязать администрацию Белгородского района поставить ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
В судебное заседание Раловец Е.Е., извещенная о его времени и месте, не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Ее представитель Раловец С.С. поддержал требования заявления по изложенным в нем основаниям.
Представитель администрации Белгородского района Буданов С.В. требования заявления не признал. Считает, что Раловец Е.Е. может быть поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, только как малоимущая гражданка. Такой статус ею не подтвержден.
Исследовав обстоятельства по представленным доказательствам, суд приходит к выводу о необоснованности заявления.
Свидетельствами о государственной регистрации права и выписками из ЕГРП подтверждается, что кроме квартиры, в которой проживают истец и ее сын, они другого жилья не имеют.
Наличие у заявителя заболевания, которое входит в перечень тяжелых форм заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, подтверждается справкой и ответами МУЗ (информация скрыта), а также МУЗ (информация скрыта). Установление заявителю инвалидности подтверждается справкой МСЭ.
В соответствии с ч.2 ст.52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Частью 2 ст.49 ЖК РФ предусмотрено, что жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном порядке. При этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (ч.3 ст.49 ЖК РФ).
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения. При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (статья 17). До 1 января 2005 года (т.е. до введения в действие Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований") инвалиды, нуждавшиеся в улучшении жилищных условий, принимались на учет и обеспечивались жилыми помещениями с учетом льгот, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в порядке, закрепленном жилищным законодательством. При этом Жилищный кодекс РСФСР не предусматривал специального порядка обеспечения жилыми помещениями данной категории граждан, а для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не требовалось их признания малоимущими.
С 1 января 2005 года правила обеспечения жилыми помещениями инвалидов изменились. Согласно статье 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ) инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 28.2 данного Федерального закона. Инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до 1 марта 2005 года, и Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с указанной даты.
Поскольку действующий ЖК РФ не предусматривает специального регулирования порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма, равно как и их право на внеочередное предоставление жилья, те из них, которые были приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 года, приобретают и реализуют право на получение жилых помещений по договору социального найма на общих основаниях в порядке очередности.
То есть, на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях могут состоять только малоимущие граждане, признанные таковыми по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Следовательно, оспариваемое решение администрации Белгородского района об отказе в постановке Раловец Е.Е. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении принято в соответствии с законом и уполномоченным органом, поскольку в соответствии с ч.3 ст.52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление Раловец Е.Е. об оспаривании решения администрации Белгородского района по отказу в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении признать необоснованным и в его удовлетворении отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Белгородский районный суд.
судья Куприченко С.Н.