о понуждении восстановить в списке нуждающихся в жилом помещении



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 февраля 2012 года                         г. Белгород

Белгородский районный суд Белгородской области в составе:

председательствующего судьи         Лукьяновой Л.Н.

при секретаре                 Ермаковой Н.М.

с участием представителя истца Курцева А.И. (доверенность от 19 декабря 2011 года), представителя ответчика Кириленко Н.С. (доверенность от 07 октября 2011 года),

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Гиенко В.Е. к администрации Белгородского района о возложении обязанности включить в список ветеранов Великой Отечественной войны и семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий,

установил:

Гиенко В.Е, (дата обезличена), участник Великой Отечественной войны, инвалид 2 группы, проживает в домовладении, принадлежащем на праве собственности его дочери И., расположенном по адресу: (адрес обезличен).

Решением комиссии по соблюдению жилищного законодательства администрации Белгородского района от (дата обезличена) отказано Гиенко В.Е. в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным ст. 53 ЖК РФ.

Дело инициировано иском Гиенко В.Е., в котором просил обязать администрацию Белгородского района включить его в список ветеранов Великой Отечественной войны и семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В судебное заседание истец не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении судебной повестки, представлять свои интересы в судебном заседании уполномочил доверенностью Курцева А.И.

Представитель истца исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно указал, что истец (дата обезличена) при отчуждении домовладения принадлежащего ему на праве собственности не преследовал цели обращения в органы местного самоуправления по вопросу постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, поскольку он не мог знать и предполагать о предстоящих в декабре 2010 года внесений изменений в ФЗ «О ветеранах». Необходимость отчуждения жилого помещения вызвана сложившимися жизненными обстоятельствами: преклонным возрастом, состоянием здоровья, отсутствием невозможности своими силами содержать домовладение.

Представитель ответчика иск не признал, пояснил, что истец имел в собственности жилой дом, однако (дата обезличена) подарил его своей дочери, таким образом, намеренно ухудшил свои жилищные условия и в соответствии со ст.53 ЖК РФ может быть принят на учет нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных действий.

Выслушав лиц, участвующих в деле, и исследовав письменные доказательства, представленные сторонами, суд находит заявленные исковые требования Гиенко В.Е. обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Указом Президента РФ от 07.05.2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» предписано завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 года за №5-ФЗ «О ветеранах».

Согласно п.п.4 п.1 ст.14 ФЗ «О ветеранах» (в ред. Федеральных законов от 29.06.2009 № 135-ФЗ, от 21.12.2009 № 327-ФЗ, от 06.05.2010 № 79-ФЗ) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Указанные нормативные акты содержат прямое указание на необходимость обеспечения жильем не всех ветеранов, инвалидов ВОВ и членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, а только тех из них, которые являются нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с действующим жилищным законодательством.

Статьей 51 ЖК РФ предусмотрены условия признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма.

В качестве нуждающихся закон признал лиц, которые являются собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В соответствии с ч. 4 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Решением Белгородского районного Совета депутатов от 27 июня 2006 года №210 «Об утверждении Порядка осуществления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», размер учетной нормы жилья установлен 15 кв.м. на члена семьи (на одного человека).

Согласно представленному удостоверению, истец имеет право на льготы и преимущества, предусмотренные ФЗ «О ветеранах» .

Из материалов дела следует, что истец проживает и зарегистрирован по месту жительства в жилом доме общей площадью 51,5 кв.м., принадлежащем на праве собственности дочери И., по адресу: (адрес обезличен), в котором помимо него зарегистрированы 4 человека .

Выпиской из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним на территории подтверждается отсутствие в собственности у истца жилых помещений .

Учитывая, что истец проживает в жилом доме, общей площадью 51,5 кв.м., принадлежащем на праве собственности его дочери, является членом ее семьи, помимо него в доме зарегистрированы и проживают еще 4 человека, и, принимая во внимание, что на одного члена семьи приходится менее учетной нормы (15 кв.м.) площади жилого помещения - 10,3 кв.м. (1,5:5=10,3), суд приходит к выводу о том, что истец является нуждающимся в жилом помещении.

Представленные истцом доказательства являются относимыми, допустимыми, достаточными и не вызывают у суда сомнений в их достоверности. В своей совокупности перечисленные доказательства, подтверждают право истца состоять на жилищном учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и на необходимость обеспечения его жильем в рамках реализации Указа Президента РФ № 714.

Решением комиссии по соблюдению жилищного законодательства администрации Белгородского района от (дата обезличена) истцу отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным ст. 53 ЖК РФ.

Согласно договору дарения от (дата обезличена) Гиенко В.Е. передал безвозмездно в собственность дочери И. земельный участок и расположенный на нем жилой дом, находящиеся по адресу: (адрес обезличен), а И. приняла в дар указанные земельный участок и жилой дом.

Представитель истца в судебном заседании пояснил, что отчуждение домовладения вызвано сложившимися жизненными обстоятельствами, поскольку истец в силу преклонного возраста и состояния здоровья не имел и не имеет возможности своими силами содержать домовладение.

Данное обстоятельство подтвердил в судебном заседании свидетель Иващенко Н.В.

Оснований усомниться в показаниях указанного свидетеля у суда не имеется, поскольку он предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, и его показания согласуются с другими материалами дела.

В соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

По смыслу указанной правовой нормы ограничения в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса РФ должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается.

Таким образом, ограничения в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях возможны лишь при доказанности факта совершения гражданином, желающим состоять на таком учете, умышленных действий, направленных исключительно на приобретение права состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях.

Доводы ответчика, указывающие на совершение истцом намеренных действий, направленных на приобретение права состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, выразившихся в безвозмездном отчуждении домовладения своей дочери, основаны на неправильном применении нормы материального закона, поскольку дарение домовладения вызвано сложившимися жизненными обстоятельствами: преклонным возрастом, состоянием здоровья, отсутствием невозможности своими силами содержать домовладение.

Кроме того, как следует из договора дарения истец распорядился принадлежащим ему на праве собственности домовладением (дата обезличена), то есть до момента принятия Федерального закона от 21 декабря 2009 года №327-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «О Ветеранах», а поэтому он не мог предполагать о принятии данного Закона и не имел цели ухудшения своих жилищных условий для получения жилья в соответствии с Указом Президента РФ от 07 мая 2008 года №714.

Иных действий, направленных на приобретение права состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, истец не совершал. Сведений о том, что он ранее реализовал свое право на предоставление ему жилья как участнику Великой Отечественной войны, не имеется.

Доказательств опровергающих доводы истца, а также подтверждающих, что Гиенко В.Е. с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении совершил действия, в результате которых он может быть признан нуждающимся в жилом помещении, ответчиком суду не представлено.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

иск Гиенко В.Е. к администрации Белгородского района о возложении обязанности включить в список ветеранов Великой Отечественной войны и семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, признать обоснованным и удовлетворить.

Обязать администрацию Белгородского района включить Гиенко В.Е. в список ветеранов Великой Отечественной войны и семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Белгородский районный суд.

Судья                                    Л.Н.Лукьянова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200