Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 29 марта 2012 года г. Белгород Белгородский районный суд Белгородской области в составе: председательствующего судьи: Яковлева Д.В. при секретаре: Незгуренко О.И. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Гриценко А.В. об оспаривании действий администрации Белгородского района по отказу в предоставлении земельного участка в собственность, с участием представителя заявителя Троицкого А.И., У С Т А Н О В И Л: Гриценко А.В. на праве собственности принадлежит нежилое здание – склад площадью 542,7 кв.м. с кадастровым номером (номер обезличен), расположенное по адресу: (адрес обезличен) В настоящее время данное здание частично разрушено в результате произошедшего пожара и неправомерных действий иных лиц. Ответом администрации Белгородского района от (дата обезличена) Гриценко А.В. отказано в рассмотрении вопроса о предоставлении земельного участка под зданием в собственность. Дело инициировано заявлением представителя Гриценко А.В., который просил признать упомянутые действия администрации Белгородского района незаконными и обязать предоставить заявителю за плату земельный участок под вышеуказанным зданием. В судебное заседание заявитель не явился, его представитель поддержал заявленные требования. Представители заинтересованных лиц (администрации Белгородского района и администрации городского поселения «(адрес обезличен)») не явились, о времени и месте судебных заседаний по настоящему делу извещались факсом неоднократно, возражений против доводов заявителя не представили. Заслушав пояснения представителя Гриценко А.В. и исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным доказательствам, суд признает заявленные требования обоснованными по следующим причинам. Техническим паспортом от (дата обезличена) подтверждается, что вышеупомянутое здание (дата обезличена) постройки поставлено на технический учет Согласно выписке из решения Белгородского районного суда от (дата обезличена) и свидетельства о государственной регистрации права от (дата обезличена), право собственности на него признано за заявителем в порядке наследования по закону и зарегистрировано Из ответа администрации Белгородского района от (дата обезличена) видно, что Гриценко А.В. уже обращался с заявлением о передаче ему в собственность земельного участка под зданием, однако ему в этом было отказано ввиду несоответствия межевого плана требованиям закона, непредставлении ряда необходимых документов, а также ввиду десятикратного превышения площади испрашиваемого земельного участка площади нежилого здания Межевым планом, изготовленным кадастровым инженером Ч. (ООО «(информация скрыта)»), подтверждается факт проведения истцом повторных землеустроительных работ, в результате которых установлена площадь испрашиваемого участка – 823 кв.м., определены координаты его угловых и поворотных точек, а местоположение границ согласовано главой администрации городского поселения «(адрес обезличен)» Из содержания ответа администрации Белгородского района от (дата обезличена) на заявление Гриценко А.В. от (дата обезличена) видно, что единственным основанием для отказа в рассмотрении вопроса о передаче в собственность за плату вышеуказанного земельного участка явилось его нахождение в разрушенном состоянии после пожара . Частичное разрушение здания представителем заявителя не отрицалось, при этом согласно справке от (дата обезличена) причиной этого явился пожар, произошедший (дата обезличена). Статьей 36 ЗК РФ предусмотрено, что граждане, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом РФ (ч. 1). Для приобретения прав на земельный участок граждане обращаются в исполнительный орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок (ч. 5). В месячный срок со дня поступления исполнительный орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности исполнительный орган местного самоуправления осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (п. 6). В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (п. 7). В соответствии с ч. 4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков и резервирования земель для муниципальных нужд. Из системного толкования вышеприведенных положений закона следует, что собственник здания, наделен исключительным правом на приобретение в собственность земельного участка под ним в порядке, предусмотренном ст. 36 ЗК РФ, при этом указанному праву корреспондирует обязанность органа муниципальной власти по предоставлению такого земельного участка в собственность за исключением случаев предусмотренных ч. 4 ст. 28 ЗК РФ. Суд принимает во внимание, что заявитель является собственником разрушенного нежилого здания, его право на него не прекращено и никем не оспорено, им за свой счет произведены кадастровые работы в отношении испрашиваемого земельного участка, а акт согласования местоположения границ земельного участка подписан главой администрации городского поселения «(адрес обезличен)». С учетом фактических обстоятельств дела, следует признать убедительными и доводы представителя заявителя о невозможности его доверителя приступить к восстановлению здания ввиду неопределенности с правовой судьбой находящегося под ним земельного участка, а также добросовестности действий заявителя, предпринимавшего действия по приобретению в собственность испрашиваемого земельного участка до разрушения здания. Кроме того, представитель администрации Белгородского района, обязанный в силу ст. 249 ГПК РФ доказывать законность оспариваемого действия, от участия в состязательном судебном процессе уклонился, на подготовку дела к судебному разбирательству и на три судебных заседания не явился, возражений против заявления не представил. По этим причинам, в том числе ввиду отсутствия доказательств и доводов обратного, суд считает, что сам по себе факт частичного разрушения здания не может являться основанием для отказа в рассмотрении вопроса о предоставлении в собственность земельного участка под ним. Таким образом, оспариваемые действия администрации Белгородского района создают заявителю препятствия для кадастрового учета земельного участка под принадлежащим ему нежилым зданием и совершения иных действий, необходимых для получения упомянутого земельного участка в собственность за плату. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности требований о незаконности действий администрации Белгородского района по отказу в предоставлении заявителю в собственность земельного участка. Ссылки на ст. 39 ЗК РФ не учитываются судом, так как она не регулирует спорные правоотношения, в ней ведется речь о сохранении вещных прав на земельные участки при разрушении расположенного на них здания, но не о праве на приобретение земельного участка в собственность в порядке ст. 36 ЗК РФ. Руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Заявление Гриценко А.В. об оспаривании действий администрации Белгородского района по отказу в предоставлении земельного участка в собственность признать обоснованным и удовлетворить. Признать незаконными действия администрации Белгородского района по отказу в предоставлении Гриценко А.В. в собственность за плату земельного участка площадью 823 кв.м. для эксплуатации нежилого здания, находящегося по адресу: (адрес обезличен) Обязать администрацию Белгородского района предоставить Гриценко А.В. в собственность за плату земельный участок площадью 823 кв.м. для эксплуатации нежилого здания, находящегося по адресу: (адрес обезличен) Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Белгородский районный суд. Судья Д.В. Яковлев