РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Белгород 02 апреля 2012 года
Белгородский районный суд Белгородской области в составе:
председательствующего судьи Корнюха Н.В.,
при секретаре Мочаловой К.О.,
с участием: представителя истца Шеиной И.М. по доверенности Поповой Г..М., ответчиков Шеина И.И. и Шеиной О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шеина И.М. к Шеину И.И., Шеиной О.А., Шеину Е.Е. о признании права собственности на имущество в порядке наследования по закону,
установил:
(дата обезличена) между администрацией совхоза «(информация скрыта)» Белгородского района и Ш. был заключен договор на передачу в собственность на состав семьи из 4-х человек, трехкомнатной квартиры общей площадью 89,3 кв. м., в том числе жилой 54,8 кв. м., расположенной по адресу: (адрес обезличен).
Фактически объектом приватизации являлась не квартира, а жилой дом, в связи с тем, что объект приватизации определен не правильно, круг лиц - Ш., Шеин И.М., Шеин И.И., Ш2.. и их доли в указанном договоре не определены, зарегистрировать в установленном законом порядке его не возможно.
Участники приватизации указанного жилого помещения Ш. умерла (дата обезличена), Ш2. умер (дата обезличена). После их смерти открылось наследство в виде их доли в праве на спорный жилой дом. А также принадлежащего Ш. земельного участка площадью 0,15 га, на котором расположен указанный жилой дом и земельной доли площадью 2,3 га, в том числе пашни 1,9 га, расположенной в АО «(информация скрыта)». Наследниками после их смерти являются Шеин И.М. – истец по делу – муж Ш. и отец и Ш2.; а также Шеин И.И. – сын и брат наследодателей, Шеина О.А. и Шеин Е.Е. – супруга и сын умершего Ш2. ответчики по делу, которые желают отказаться от своей доли в пользу истца.
Дело инициировано иском Шеина И.М., который просит признать частично недействительным указанный выше договор на передачу и продажу квартир в собственность граждан в Белгородском районе Белгородской в части объекта приватизации, круга лиц и определения долей. Признать за собой право собственности на жилой дом, земельный участок под ним общей площадью 1500 кв. м., и на земельную долю площадью 2,3 га, в том числе пашни 1,9 га.
В судебном заседании представитель истца Шеина И.М. по доверенности Попова Г.М. исковые требования поддержала, по основаниям, изложенным в иске, при этом уточнила требования, просила признать частично недействительным указанный выше договор на передачу и продажу квартир в собственность граждан в Белгородском районе Белгородской в части объекта приватизации, его площади, круга лиц и определения долей. Признать за Шеиным И.М. право собственности на жилой дом, общей площадью 155,8 кв. м., в том числе жилой 78,1 кв. м. со служебными строениями и сооружениями, а также на земельный участок под ним общей площадью 1500 кв. м., расположенные по адресу: (адрес обезличен) и на земельную долю площадью 2,3 га, в том числе пашни 1,9 га, расположенную в АО «(информация скрыта)» в порядке наследования по закону после смерти Ш. и Ш2.
Ответчики Шеин И.И., Шеина О.А. в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Шеина Е.Е. в судебном заседании иск признали. Просили требования истца удовлетворить в полном объеме.
Третье лицо – администрация Белгородского района в судебное заседание не явилась, извещена своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не известила.
Исследовав обстоятельства дела по представленным доказательствам, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.
Материалами дела установлено, что договор, заключенный между администрацией совхоза «(информация скрыта)» Белгородского района и Ш. (дата обезличена) на передачу в собственность на состав семьи из 4-х человек, трехкомнатной квартиры, расположенной по адресу: (адрес обезличен), является частично недействительным.
В договоре, из-за отсутствия технической документации, объектом приватизации указана трехкомнатная квартира общей площадью 89,3 кв. м., в том числе жилой 54,8 кв. м., ошибочно, что подтверждается техническим паспортом, согласно которому жилое помещение по адресу: (адрес обезличен), является жилым домом общей площадью 155,8 кв. м., в том числе жилой 78,1 кв. м. с хозяйственными и бытовыми строениями: сарай , погреб , сарай , баня , а также техническим заключением . Договор заключен с Ш., однако помимо нее в приватизации жилого дома принимали участие Шеин И.М., Шеин И.И., Ш2., в равных долях по 1/4 доли в праве, что подтверждается справкой администрации Комсомольского сельского поселения о зарегистрированных лицах по указанному адресу на момент заключения указанного договора.
В соответствии с п.6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» в случае возникновения спора по поводу правомерности договора передачи жилого помещения, в том числе и в собственность одного из его пользователей, этот договор по требованию заинтересованного лица может быть признан недействительным по основаниям, установленным гражданским законодательством для признания сделки недействительной.
В силу ст. 2 ФЗ «О приватизации жилищного фонда в РФ», ст. 168, 180 ГК РФ спорный договор приватизации является частично недействительным в части указанного выше объекта приватизации, его площади, а также круга лиц и определения долей.
Свидетельствами о смерти подтверждается факт смерти Ш. – (дата обезличена) (актовая запись (номер обезличен)) и Ш2. – (дата обезличена) (актовая запись (номер обезличен))
В наследственную массу после смерти Ш. вошли 1/4 доли в праве на указанный выше жилой дом, а также земельный участок под ним, общей площадь. 1500 кв. м., и земельная доля площадью 2,3 га, в том числе пашни 1,9 га, расположенная в АО «(информация скрыта)». Принадлежность ей земельного участка и земельной доли подтверждается материалами дела и никем не оспаривается
В наследственную массу после смерти Ш2. вошла 1/4 доли в праве на указанный выше жилой дом.
Наследниками первой очереди в силу ст. 1142 ГК РФ после их смерти являются Шеин И.М. – истец по делу – муж и отец Ш. и Ш2.; а также Шеин И.И. – сын и брат наследодателей; Шеина О.А. и Шеин Е.Е. – жена и сын наследодателя Ш2. Факт родственных отношений с наследодателями подтверждается свидетельствами о рождении и браке , штампом о регистрации брака (копия паспорта Шеиной О.А. в деле), находящимися в материалах дела.
В установленный законом шестимесячный срок истец Шеин И.М. фактически принял наследство после смерти супруги Ш., а затем и после смерти сына Ш2., так как постоянно проживал в жилом доме, принял меры к сохранению наследственного имущества, обрабатывает земельный участок, оплачивает коммунальные платежи и налоги, о чем свидетельствуют квитанции об оплате коммунальных услуг . Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства (ст. ст. 1152 ч. 4, 1153 ГК РФ).
Согласно статье 35 ч. 4 Конституции Российской Федерации право наследования гарантируется.
Между тем, в силу ст. 1157, 1158 ГК РФ наследник вправе отказаться от наследства в пользу других лиц.
В силу ст. ст. 235, 236 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности. Гражданин может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом, либо совершить другие действия.
Шеин И.И. отказался от права собственности в порядке приватизации 1/4 доли в спорном жилом доме, а также от своей части наследуемого имущества в виде - 1/4 доли в праве на жилое помещение, земельного участка площадью 1500 кв. м. по адресу: (адрес обезличен) и земельной доли площадью 2,3 га, в том числе пашни 1,9 га, расположенная в АО «(информация скрыта)» после смерти матери Ш., в пользу отца Шеина И.М., истца по делу.
Шеина О.А. от своего имени и в интересах несовершеннолетнего Шеина Е.Е., (дата обезличена), отказалась от имущества, принадлежащего мужу и отцу Ш2. в пользу истца Шеина И.М.
Все юридически значимые обстоятельства по делу установлены, при отсутствии возражений органа местного самоуправления, суд считает, что, представленные истцом доказательства по делу достаточны для решения вопроса об удовлетворении исковых требований.
На основании ст. ст. 1-3, 6, 8, 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации, ст. ст. 168, 180, ч. 2 ст. 218, 1110-1116, 1141-1142, 1152-1153, 1181 ГК РФ, руководствуясь ст. ст. 194-198, 231 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать договор на передачу и продажу квартир (домов) в собственность граждан от (дата обезличена), заключенный между администрацией совхоза «(информация скрыта)» (адрес обезличен) и Ш. на передачу в собственность трехкомнатной квартира общей площадью 89,3 кв. м., в том числе жилой 54,8 кв. м. по адресу: (адрес обезличен), частично недействительным, в части круга лиц, объекта, долей и площади объекта приватизации.
Признать за Шеиным И.М., (дата обезличена) года рождения, право собственности: на жилой дом общей площадью 155,8 кв. м., в том числе жилой 78,1 кв. м., со служебными строениями и сооружениями: сарай , погреб , сарай , баня , с кадастровым номером (номер обезличен); на земельный участок при домовладении площадью 1500 кв. м. с кадастровым номером (номер обезличен), расположенные по адресу: (адрес обезличен); на земельную долю общей площадью 2,3 га, в том числе пашни 1,9 га с кадастровым номером (номер обезличен), расположенную в АО «(информация скрыта)» Белгородского района Белгородской области, в порядке наследования по закону после смерти жены Ш., умершей (дата обезличена), актовая запись (номер обезличен) и сына Ш2. – (дата обезличена) актовая запись (номер обезличен)
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Белгородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда, путем подачи апелляционной жалобы через Белгородский районный суд.
Судья Н.В. Корнюх