о признании права на постановку на учет граждан в качестве нуждающихсмя в жилых помещениях по списку военнаслужащих, уволенных с военной службы



Дело № 2-661/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 мая 2012 года                                 г. Белгород

Белгородский районный суд Белгородской области в составе:

председательствующего судьи         Лукьяновой Л.Н.

при секретаре                 Ермаковой Н.М.,

с участием представителя истца Пипченко Л.Г. (доверенность от 23 января 2012 года), представителя ответчика Кириленко Н.С. (доверенность от 07 октября 2011 года),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Килбас А.А. к администрации Белгородского района о признании права на постановку на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по списку военнослужащих, уволенных с военной службы,

установил:

    Килбас А.А. является пенсионером Министерства обороны РФ.

    Приказом командира войсковой части (номер обезличен) от (дата обезличена)(номер обезличен) Килбас А.А. был досрочно уволен в запас по состоянию здоровья, с (дата обезличена) исключен из списков личного состава части и всех видов обеспечения, и направлен на воинский учет в Белгородский военный комиссариат (адрес обезличен). При этом его выслуга в календарном исчислении составила 17 лет 1 месяц, в льготном исчислении - 22 года 1 месяц.

При увольнении с военной службы истцом было избрано постоянное место жительства в (адрес обезличен).

    Решением жилищной комиссии войсковой части от (дата обезличена) Килбас А.А. снят с базы данных (информация скрыта).

    (дата обезличена) военным комиссаром Белгородского района по ходатайству командира войсковой части в администрацию Белгородского района были направлены документы старшего прапорщика Килбас А.А. для постановки его на очередь на получение жилого помещения.

(дата обезличена) и (дата обезличена) администрацией Белгородского района Килбас А.А. было отказано в постановки на учет, в связи с изменениями в законодательстве и рекомендовано обратиться в Управление социальной защиты населения администрации Белгородского района с заявлением о признании гражданина малоимущим.

Дело инициировано иском Килбас А.А., в котором с учетом уточнений просил признать за ним право на постановку на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по списку военнослужащих, уволенных с военной службы, и обязать администрацию Белгородского района поставить его на такой учет с (дата обезличена).

В судебное заседание истец не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом - посредством направления смс- сообщения, представлять свои интересы в судебном заседании уполномочил доверенностью Пипченко Л.Г., который исковые требования, с учетом их уточнений, поддержал по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика исковые требования не признал, пояснив, что из муниципального жилищного фонда по общему правилу обеспечиваются малоимущие граждане, признанные по установленным Жилищным кодексом РФ основаниям, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Письмом от (дата обезличена) истцу было разъяснено о необходимости обращения в Управление социальной защиты администрации Белгородского района с заявлением о признании его малоимущим, однако до настоящего времени истец с таким заявлением не обращался. Истец, имея определенные жилищные права, может их реализовать только в общем с остальными гражданами порядке, а не в льготном или специальном порядке, установленном для граждан, уволенных с военной службы, поскольку Федеральным Законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, обязанность по жилищному обеспечению таких граждан с органов местного самоуправления снята. В связи с чем, органы местного самоуправления не правомочны рассматривать вопросы о постановке указанной категории граждан на учет нуждающихся в получении жилой площади, так как это противоречит закону. Считает, что администрация является ненадлежащим ответчиком. Просит в иске отказать.

Выслушав лиц, участвующих в деле и исследовав представленные сторонами доказательства, суд признает исковые требования необоснованными и подлежащими отклонению.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2000 года № 9 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» при рассмотрении заявлений военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как Федеральным законом «О статусе военнослужащих», так и нормами жилищного законодательства Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что на основании приказа командира войсковой части (номер обезличен) от (дата обезличена)(номер обезличен) Килбас А.А. был досрочно уволен в запас по состоянию здоровья, с (дата обезличена) исключен из списков личного состава части и всех видов обеспечения, и направлен на воинский учет в Белгородский военный комиссариат (адрес обезличен)

(дата обезличена) военным комиссаром Белгородского района по ходатайству командира войсковой части от (дата обезличена) в администрацию Белгородского района были направлены документы старшего прапорщика Килбас А.А. для постановки его на очередь на получение жилого помещения .

Порядок принятия на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде установлен статьей 52 ЖК РФ, вступившего в действие с (дата обезличена).

Частью 7 статьи 52 ЖК РФ предусмотрено, что порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст.ст. 2,3 Закона Белгородской области от 10 мая 2006 года № 39 (ред. от 29.12.2006) «О порядке осуществления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется органами местного самоуправления поселения по месту постоянного жительства граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях.

На учет в целях предоставления жилых помещений по договорам социального найма принимаются граждане, признанные малоимущими в установленном порядке, а также граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

Обеспечение жильем граждан, вставших на учет в муниципальных образованиях после 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с ЖК РФ, который предусматривает только одну форму обеспечения жильем – предоставление помещений по договорам социального найма.

В соответствии со ст. 49 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены ст. 51 ЖК РФ.

При этом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма необходимо соблюдение двух условий: признание гражданина малоимущим и наличие основания, предусмотренного ст. 51 ЖК РФ.

В судебном заседании установлено, что истец зарегистрирован и проживает в жилом помещении общей площадью 63,4 кв.м., по адресу: (адрес обезличен), принадлежащем Х., в котором зарегистрировано и проживает еще 5 человек. Жилья ни в собственности, ни по договору социального найма не имеет, в том числе и в избранном постоянном месте жительства, и по месту прохождения службы, а также ссудой на строительство жилого помещения не обеспечивался. Данные обстоятельства подтверждаются справками, выданными администрацией сельского поселения, командиром в/ч, БТИ Белгородского района, свидетельством о государственной регистрации права, сведениями из ЕГРП .

В то же время наличие у истца лишь статуса нуждаемости в улучшении жилищных условий, по основаниям, предусмотренным ст.51 ЖК РФ, не является единственным и необходимым условием для постановки на такой учет. Поскольку истец в установленном законом порядке не признан малоимущим, что не оспаривалось истцом, поэтому и отсутствуют основания принятия его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Принятие истца на учет по месту службы не является основанием для возложения обязанности на органы местного самоуправления по предоставлению ему жилого помещения по договору социального найма.

Также и бездействие истца, выразившееся в том, что он на протяжении более 6 лет со дня направления письма, датированного (дата обезличена) (получение которого истец не отрицал, как не отрицал и получения ответа от (дата обезличена)) не принимал мер для постановки на учет, и не интересовался результатом рассмотрения заявления, не влечет для администрации обязанности в постановке истца на учет для дальнейшего предоставления жилого помещения по договору социального найма, поскольку вопрос не был рассмотрен в установленном порядке, ответы администрации им не были обжалованы.

Заслуживают внимания доводы ответчика, о том, что администрация Белгородского района является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку органы местного самоуправления после (дата обезличена) не правомочны осуществлять постановку на жилищный учет граждан, уволенных с военной службы.

В соответствии с п. п. 13 и 14 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» в редакции, действовавшей до 1 января 2005г., постановка на учет и обеспечение жилыми помещениями указанных военнослужащих, в том числе за счет государственных жилищных сертификатов, возлагались на органы местного самоуправления избранного места жительства. При этом п. 14 этой статьи предусматривалось, что порядок предоставления льгот и возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот, указанных в нем, определяется Правительством РФ.

Правительство РФ Постановлением от 6 сентября 1998 г. N 1054 утвердило соответствующие Правила.

Анализ норм, содержащихся в Правилах, на которые истец ссылается в обоснование заявленных требований, показывает, что они соответствуют редакции ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», действовавшей до 1 января 2005 г.

Между тем в связи с принятием ФЗ от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ указанная статья претерпела существенные изменения.

Согласно п. 2 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» жилищное строительство и приобретение жилого помещения для военнослужащих-граждан осуществляются за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Обеспечение жилыми помещениями военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению с военной службы после (дата обезличена), осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти.

Что касается компетенции органов местного самоуправления по обеспечению военнослужащих жильем, то в соответствии с п. п. 3 и 12 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» данные органы должны оказывать содействие воинским частям в предоставлении в аренду жилых помещений, пригодных для временного проживания военнослужащих-граждан и членов их семей, а также вправе предоставлять военнослужащим право в первоочередном порядке вступать в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо выделять им земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов.

Таким образом, с (дата обезличена) с органов местного самоуправления снята обязанность по учету и обеспечению жилыми помещениями военнослужащих-граждан.

    Сведений о том, что истец до (дата обезличена) органами местного самоуправления принимался на учет граждан - военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и обращение им по данному вопросу в администрацию района, материалы дела не содержат.

С учетом вышеизложенного и приведенных норм закона, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

иск Килбас А.А. к администрации Белгородского района о признании права на постановку на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по списку военнослужащих, уволенных с военной службы, признать необоснованным и в его удовлетворении отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Белгородского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Белгородский районный суд.

Судья                                Л.Н.Лукьянова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200