об оспаривании решения органа местного самоуправления



Дело № 2-947/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 мая 2012 года                         г. Белгород

Белгородский районный суд Белгородской области в составе:

председательствующего судьи         Сороколетова В.Н.

при секретаре                 Кулигиной С.А.

с участием представителя заявителя Филиппова Л.А. (доверенность от 26 апреля 2012 года), представителя заинтересованного лица администрации Белгородского района Кириленко Н.С. (доверенность от 07 октября 2011 года),

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Лындрик Н.Г. о признании незаконным решения комиссии по соблюдению жилищного законодательства администрации Белгородского района, обязании включить в список ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны и членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий,

установил:

Лындрик Н.Г. является вдовой после смерти супруга- участника Великой Отечественной войны Л..

Решением комиссии по соблюдению жилищного законодательства администрации Белгородского района от (дата обезличена) Лындрик Н.Г. отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, по основаниям, предусмотренным ст. 53 ЖК РФ.

Дело инициировано заявлением Лындрик Н.Г., в котором просила признать незаконным решения комиссии по соблюдению жилищного законодательства администрации Белгородского района, и обязать включить ее в список ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны и членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий

В судебное заседание заявитель не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещена своевременно и надлежащим образом, представлять свои интересы в судебном заседании уполномочила доверенностью Филиппова Л.А.

Представитель заявителя заявление поддержал, дополнительно указал, что заявитель в (дата обезличена) при отчуждении квартиры принадлежащей ей на праве собственности не преследовала цели обращения в органы местного самоуправления по вопросу постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, поскольку она не могла знать и предполагать о предстоящих в декабре (дата обезличена) внесений изменений в ФЗ «О ветеранах». Необходимость отчуждения жилого помещения вызвана сложившимися жизненными обстоятельствами: преклонным возрастом, состоянием здоровья, отсутствием возможности своими силами содержать жилье, а также проживать одной, без помощи родственников.

Представитель заинтересованного лица Кириленко Н.С., возражала против удовлетворения заявления, пояснила, что заявитель имела в собственности квартиру, однако в (дата обезличена) продала принадлежащую ей на праве собственности квартиру, таким образом, намеренно ухудшила свои жилищные условия и в соответствии со ст.53 ЖК РФ может быть принята на учет нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных действий.

Выслушав лиц, участвующих в деле, и исследовав письменные доказательства, представленные сторонами, суд находит заявление Лындрик Н.Г. обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Указом Президента РФ от 07.05.2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» предписано завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 года за №5-ФЗ «О ветеранах».

Согласно п.п.4 п.1 ст.14 ФЗ «О ветеранах» (в ред. Федеральных законов от 29.06.2009 № 135-ФЗ, от 21.12.2009 № 327-ФЗ, от 06.05.2010 № 79-ФЗ) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Указанные нормативные акты содержат прямое указание на необходимость обеспечения жильем не всех ветеранов, инвалидов ВОВ и членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, а только тех из них, которые являются нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с действующим жилищным законодательством.

Статьей 51 ЖК РФ предусмотрены условия признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма.

В качестве нуждающихся закон признал лиц, которые являются собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В соответствии с ч. 4 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Решением Белгородского районного Совета депутатов от 27 июня 2006 года №210 «Об утверждении Порядка осуществления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», размер учетной нормы жилья установлен 15 кв.м. на члена семьи (на одного человека).

Согласно представленному удостоверению, заявитель имеет право на льготы и преимущества, предусмотренные ФЗ «О ветеранах» . Из материалов дела следует, что Лындрик Н.Г. проживает и зарегистрирована по месту жительства в квартире общей площадью 61,2 кв.м., принадлежащем на праве собственности Филиппову Л.А., по адресу: (адрес обезличен), в которой помимо Лындрик Н.Г. зарегистрированы 4 человека .

Выпиской из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним подтверждается отсутствие в собственности у заявителя жилых помещений .

Учитывая, что заявитель проживает в квартире, общей площадью 61,2 кв.м., принадлежащем на праве собственности ее зятю, является членом его семьи, помимо Лындрик Н.Г. в квартире зарегистрированы и проживают еще 4 человека, суд приходит к выводу о том, что заявитель является нуждающейся в жилом помещении.

Представленные доказательства являются относимыми, допустимыми, достаточными и не вызывают у суда сомнений в их достоверности. В своей совокупности перечисленные доказательства, подтверждают право заявителя состоять на жилищном учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и на необходимость обеспечения ее жильем в рамках реализации Указа Президента РФ № 714.

Решением комиссии по соблюдению жилищного законодательства администрации Белгородского района от (дата обезличена) заявителю отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным ст. 53 ЖК РФ.

Согласно договору купли-продажи от (дата обезличена) Лындрик Н.Г. продала квартиру, находящуюся по адресу: (адрес обезличен)

Представитель заявителя в судебном заседании пояснил, что отчуждение квартиры вызвано сложившимися жизненными обстоятельствами, поскольку заявитель в силу преклонного возраста и состояния здоровья не имел и не имеет возможности своими силами содержать квартиру, и проживать в ней одна, без помощи родственников.

В соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

По смыслу указанной правовой нормы ограничения в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса РФ должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается.

Таким образом, ограничения в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях возможны лишь при доказанности факта совершения гражданином, желающим состоять на таком учете, умышленных действий, направленных исключительно на приобретение права состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях.

Доводы заинтересованного лица, указывающие на совершение заявителем намеренных действий, направленных на приобретение права состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, выразившихся в отчуждении квартиры, основаны на неправильном применении нормы материального закона, поскольку купля-продажа квартиры вызвана сложившимися жизненными обстоятельствами: преклонным возрастом, состоянием здоровья, отсутствием невозможности своими силами содержать жилье.

Кроме того, как следует из договора купли-продажи заявитель распорядилась принадлежащей ей на праве собственности квартирой (дата обезличена), то есть до момента принятия Федерального закона от 21 декабря 2009 года №327-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «О Ветеранах», а поэтому она не могла предполагать о принятии данного Закона и не имела цели ухудшения своих жилищных условий для получения жилья в соответствии с Указом Президента РФ от 07 мая 2008 года №714.

Иных действий, направленных на приобретение права состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, заявитель не совершала. Сведений о том, что она ранее реализовала свое право на предоставление ей жилья как участнику Великой Отечественной войны, не имеется.

Доказательств опровергающих доводы заявителя, а также подтверждающих, что Лындрик Н.Г. с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении совершила действия, в результате которых она может быть признана нуждающейся в жилом помещении, заинтересованным лицом суду не представлено.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление Лындрик Н.Г. признать обоснованным и удовлетворить.

Признать незаконным отказ Лындрик Н.Г. во включении ее в список ветеранов и инвалидов Великой Отечественной Войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Обязать Комиссию по соблюдению жилищного законодательства администрации Белгородского района включить Лындрик Н.Г. в список ветеранов Великой Отечественной войны и семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Белгородский районный суд.

Судья                                     В.Н.Сороколетов