Дело № 2-779/2012
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 июня 2012 года г. Белгород
Белгородский районный суд Белгородской области в составе:
председательствующего судьи Воробьевой Н.И.,
при секретаре Ларичевой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Белгородского района в интересах Лопина В.Г. к Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации о замене транспортного средства,
с участием представителя прокуратуры Белгородского района Раевской О.А., истца Лопина В.Г.,
у с т а н о в и л:
(дата обезличена) Управлением социальной защиты населения администрации (адрес обезличен) в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» Лопину В.Г. как инвалиду Великой Отечественной войны был предоставлен бесплатно автомобиль «(информация скрыта)». Управлением социальной защиты населения администрации Белгородского района Лопину В.Г. отказано в замене автомобиля «(информация скрыта)» по истечении семилетнего срока эксплуатации в связи с утратой силы норм права, предусматривавших обеспечение автотранспортом инвалидов.
Дело инициировано иском прокурора Белгородского района в интересах Лопина В.Г., в котором просят признать незаконным бездействие администрации Белгородского района, выразившееся в непринятии решения о замене транспортного средства, либо установлении денежной компенсации Лопину В.Г.; обязать администрацию принять решение о замене транспортного средства, либо установить адекватную денежную компенсацию данной льготы.
В ходе рассмотрения дела с согласия истца произведена замена ненадлежащего ответчика – администрации Белгородского района надлежащим - Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
В судебном заседании представитель прокуратуры Белгородского района Раевская О.А. и Лопин В.Г. заявленные требования уточнили, просят обязать Министерство здравоохранения и социального развития РФ произвести замену транспортного средства – автомобиля «(информация скрыта)», предоставленного Лопину В.Г. бесплатно в пользование как средство реабилитации. Истец пояснил, что, обратившись в (дата обезличена) в Управление социальной защиты населения администрации Белгородского района с заявлением о замене автомобиля «(информация скрыта)» в связи с истечением срока эксплуатации, получил отказ на том основании, что с (дата обезличена) в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 года №122-ФЗ нормы ряда законов, предусматривавших обеспечение автотранспортом инвалидов, утратили силу. Однако полагает, что обеспечение инвалидов войны транспортными средствами, является обязанностью Российской Федерации, в связи с чем его требования подлежат удовлетворению.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения и социального развития в судебное заседание не явился, представлен письменный отзыв, в котором возражает против заявленных истцом требований, ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель МКУ Управления социальной защиты населения администрации Белгородского района в судебное заседание не явился, представил заявление, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие, заявленные истцом требования не признает.
Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным доказательствам, суд признает заявленные истцом требования в интересах Лопина В.Г. обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Судом установлено, что Лопин В.Г. является инвалидом (информация скрыта) Великой Отечественной войны, и имеет право на льготы, предусмотренные для инвалидов Великой Отечественной войны, что подтверждается наградным листом, выданным (информация скрыта) о награждении его орденом (информация скрыта) за участие в Великой Отечественной войне, а также справкой об инвалидности (информация скрыта), где указано, что ранение им получено при защите СССР.
В соответствии с п.19 ч.1 ст.14 ФЗ от 12.01.1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции от 24.12.2002 года), действовавшей на момент предоставления истцу транспортного средства, инвалиды войны при наличии медицинских показаний имели право на бесплатное получение в пользование в качестве средства реабилитации транспортного средства, тип которых и срок пользования которым устанавливаются Правительством РФ. Согласно Постановлению Правительства РФ от 14.03.1995г. № 244 «Об изменении марки автомобиля, предназначенного для выдачи инвалидам бесплатно» указанной категории лиц выдавались автомобили «(информация скрыта)» и «(информация скрыта)».
В соответствии с п.19 ч.1 ст.14 Федерального Закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции от 24.12.2002 года) Лопину В.Г. (дата обезличена) был предоставлен в бесплатное пользование автомобиль (информация скрыта) на семилетний срок эксплуатации. Установленный срок эксплуатации транспортного средства (информация скрыта) истек (дата обезличена). Замена автомобиля до настоящего времени не произведена.
Доводы ответчика – Министерства здравоохранения и социального развития РФ в отзыве о том, что механизм замены транспортного средства инвалиду по истечении семилетнего срока его эксплуатации действовавшим законодательством не был предусмотрен, в связи с чем истец был снят с учета в органах социальной защиты населения после предоставления ему автомобиля, и должен был вновь обратиться с соответствующим заявлением о постановке его на учет по истечении срока эксплуатации автомобиля, несостоятельны по следующим основаниям.
Как следует из справки Управления социальной защиты населения Белгородской области от (дата обезличена) (номер обезличен), инвалиду Великой Отечественной войны (информация скрыта) Лопину В.Г., проживавшему в (адрес обезличен), (дата обезличена) в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» согласно медицинскому заключению Главного бюро МСЭ от (дата обезличена) (номер обезличен) был предоставлен бесплатно автомобиль «(информация скрыта)» с обычным управлением. Это подтверждается паспортом транспортного средства на автомобиль, в котором имеется запись о том, что без отметки УСЗН автомобиль снятию с учета не подлежит.
Указанные доказательства подтверждают нахождение истца на учете в органах социальной защиты и возникновение у него права на льготу с (дата обезличена), то есть до принятия Федерального закона, которым признан утратившим силу п. 19 ст. 14 ФЗ от 12.01.1995г. №5-ФЗ «О ветеранах».
Доводы ответчика о том, что истец был снят с учета в органах социальной защиты и обязан был вновь обратиться с заявлением о постановке его на учет для замены автомобиля и внесен в списки, являются надуманными, поскольку такой порядок не предусмотрен законом, в своих возражениях ответчик сам указывает, что какой-либо порядок замены транспортного средства отсутствовал. При таких обстоятельствах суд признает, что истец находится на учете в органах социальной защиты в качестве лица, имеющего право на соответствующие льготы по медицинским показаниям.
Ссылка представителя ответчика в обоснование своей позиции на определение Верховного Суда РФ от 17.09.2009 года, которым инвалиду отказано в предоставлении автомобиля не может служить основанием к отказу Лопину В.Г. в иске. Из указанного определения следует, что истцу отказано в иске по тем основаниям, что заявитель на момент вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ не реализовал возникшее у него право на льготу и не был поставлен на учет органами социальной защиты до 01.01.2005 года. В данном же случае Лопин В.Г. изначально реализовал возникшее у него право до (дата обезличена), а право на замену автомобиля после семилетнего срока эксплуатации у него возникло (дата обезличена), то есть после утраты силы п. 19 ст. 14 ФЗ от 12.01.1995г. №5-ФЗ «О ветеранах».
Конституционный суд РФ в своем определении от 17.07.2007 года № 624-О-П указал, что обязанность государства гарантировать ветеранам Великой Отечественной войны, ставшими инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, соответствующую их особому статусу и заслугам перед Отечеством социальную защиту вытекает из статей 2, 7, 15 ч.1 и 2, 18, 21 ч.1, 39 ч.1 Конституции РФ во взаимосвязи со статьями 29 ч.1; ст. 71 п.п. «а, в, м» и ст.72 ч.1 п.п. «б, ж». Выбор способов и объема защиты, а также форм ее предоставления, относится к дискреции законодателя, который, однако, связан конституционными принципами стабильности и предсказуемости законодательства, недопустимости произвольного отказа от принятых на себя публично-правовых обязательств. Правовое регулирование общественных отношений, касающихся предоставления социальной защиты инвалидам Великой Отечественной войны, должно осуществляться на началах преемственности.
Признание Федеральным законом от 22.08.2004 года № 122 утратившим силу п.19 ч.1 ст.14 «О ветеранах» не означает, что федеральный законодатель отказался от ранее принятой на себя обязанности обеспечить определенный прежним правовым регулированием уровень соцзащиты инвалидов войны, что также подтверждается нормами ст.153 ФЗ РФ от 22.08.2004 г. № 122, которые сохраняют за лицами право на компенсации в натуральной форме, предусмотренные ранее в отмененных нормах. Следовательно, признание п.19 ч.1 ст.14 «О ветеранах» утратившим силу, не может рассматриваться как произвольная отмена ранее установленных инвалидам войны прав, льгот и гарантий и отказ от ранее принятых публично-правовых обязательств перед ними без предоставления равноценной компенсации, а потому не препятствует сохранению сложившегося уровня их социальной защиты.
В системе действовавшего до (дата обезличена) правового регулирования право на получение инвалидами Великой Отечественной войны транспортного средства имело прямое закрепление в федеральном законодательстве и осуществлялось Российской Федерацией. Бесплатным предоставлением им автомобиля в качестве технического средства реабилитации и его периодической заменой обеспечивалось исполнение государством принятой на себя обязанности по созданию для данной категории граждан с ограниченными возможностями надлежащих условий жизнеобеспечения. При этом определение круга и содержания мер социальной поддержки, включая предоставление транспортного средства, производилось и с учетом их особого правового статуса, отражало общественное признание их заслуг.
В рамках перехода к новой системе социальной поддержки населения в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122 основная часть ранее предоставлявшихся инвалидам Великой Отечественной войны льгот была заменена на ежемесячную денежную выплату. По своей правовой природе указанные выплаты – элементы механизма восполнения потерь для граждан, ранее являвшихся получателями натуральных льгот и гарантий, и, следовательно, направлены на обеспечение стабильности их юридического статуса, они предоставляются всем инвалидам – без учета различий в объеме и содержании ранее предоставлявшихся льгот и не обеспечивают полноценную компенсацию отмененной льготы в форме предоставления транспортного средства. Между тем, государство не может произвольно уменьшать обусловленный особым статусом гражданина объем ранее предоставленных ему социальных гарантий. Эта правовая позиция в полной мере применима к инвалидам Великой Отечественной войны, выполнившим свой воинский долг и имеющим заслуги перед Отечеством.
В Федеральном законе от 22 августа 2004 года № 122 закреплено правило, что при переходе к основанной на его положениях системе социальной защиты граждан должны вводиться эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого ее уровня с учетом специфики правового, имущественного положения граждан, а также других обстоятельств; при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены (статья 153).
Таким образом, положение п.9 ст.44 ФЗ от 22 августа 2004 года № 122, которым признается утратившим силу п.19 ч.1 ст.14 Федерального закона «О ветеранах», не исключает обязанность Российской Федерации обеспечить инвалидам Великой Отечественной войны имеющим установленные до 1 января 2005 года соответствующие медицинские показания, как лицам с особым правовым статусом, вытекающим из признания их заслуг перед Отечеством, бесплатную замену транспортного средства по истечении семи лет его эксплуатации, если оно было получено ими до 1 января 2005 года в качестве технического средства реабилитации.
При таких обстоятельствах, с учетом ст.39 Конституции РФ, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Иск прокурора Белгородского района в интересах Лопина В.Г. к Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации о замене транспортного средства признать обоснованным.
Обязать Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации произвести замену транспортного средства «Ока», предоставленного Лопину В.Г. бесплатно в пользование, как средство реабилитации.
Решение может быть обжаловано в Белгородский областной суд через Белгородский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Белгородского
районного суда Н.И. Воробьева