об оспаривании заключения Областного казенноого учреждения `Белгородский районный центр занятости населения` об отказе в предоставлении госудасртвеннй услуги по профессионалльной переподготовке безработных граждан



Дело №2-1582-2012

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 сентября 2012 года г. Белгород

Белгородский районный суд Белгородской области в составе:

председательствующего судьи Н.И. Воробьевой,

при секретаре Л.А. Ларичевой,

с участием заявителя Вачевой Л.В., представителя областного казенного учреждения «Белгородский городской центр занятости населения» Каторгина Р.В. по доверенности от 06.09.2012 года, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Вачевой Л.В. об оспаривании заключения об отказе в предоставлении государственной услуги по профессиональной переподготовке безработных граждан.

У С Т А Н О В И Л:

Согласно приказа о признании гражданина безработным от (дата обезличена) Вачева Л.В. в установленном законом порядке была признана безработной и ей назначено пособие по безработице. (дата обезличена) Вачева Л.В. обратилась с заявлением- анкетой о предоставлении ей государственной услуги по профессиональной переподготовке безработных граждан, в связи с получением новой профессии, в которой ей было отказано.

Дело инициировано заявлением Вачевой Л.В., которая просит признать незаконным заключение о предоставлении гражданину государственной услуги по профессиональной переподготовке безработных граждан от (дата обезличена) и обязать Областной казенной учреждение «Белгородский районный центр занятости населения» оплатить ей один год обучения в (информация скрыта)

В судебном заседании заявитель Вачева Л.В. поддержала заявленные требования в полном объёме по основаниям, изложенным в заявлении.

Распоряжением Правительства Белгородской области от (дата обезличена) областное казенное учреждение «Белгородский районный центр занятости населения реорганизован путем присоединения к областному казенному учреждению «Белгородский городской центр занятости населения».

Представитель областного казенного учреждения «Белгородский городской центр занятости населения» Каторгин Р.В. возражает против заявленных требований, в связи с тем, что профессиональное обучение безработных граждан должно носить краткосрочный характер и обучение не превышает шести месяцев. Заявитель не направлялась на обучение центром занятости населения, с общеобразовательным учреждением не заключался договор на конкурсной основе и переподготовка включает в себя получение новой квалификации в рамках имеющейся специальности. Кроме того, по имеющимся ограничениям она может заниматься только 2-3 часа в день, а обучение по направлению центра занятости предусматривает восьмичасовые курсы.

Исследовав обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд находит заявленные требования не обоснованными.

В силу ст.254 ч.1 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно справки Федерального бюро медико-социальной экспертизы от (дата обезличена) Вачевой Л.В. установлена ** группа инвалидности по общему заболеванию. Из индивидуальной программы реабилитации инвалида, выдаваемой Федеральным государственными учреждениями медико-социальной экспертизы от (дата обезличена) следует, что имеются ограничения способности к трудовой деятельности. В справке ФГУ главное бюро медико-социальной экспертизы указано, что она может работать (информация скрыта) при наличии соответствующей квалификации с ограничениями в трудовой деятельности: специально созданные условия по ** группе инвалидности.

Из представленного заявительницей в судебное заседание копии диплома следует, что ей (дата обезличена) был выдан диплом о том, что она закончила (информация скрыта) по специальности (информация скрыта). Справкой Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от (дата обезличена) подтверждается, что указанный диплом, эквивалентен диплому специалиста по направлению подготовки (информация скрыта) с присвоением квалификации инженер с соответствующим равенством прав при продолжении обучения, только в ней указано, что диплом, выданный на имя Вачевой Л.В..

(дата обезличена) Вачевой Л.В. был заключен договор (информация скрыта) о предоставлении образовательных услуг по очно-заочной форме обучения на 2 года 10 месяцев в структурном подразделении (информация скрыта) для получения средне-профессионального ((информация скрыта)) образования с оплатой за (дата обезличена) (информация скрыта) рублей, с ежемесячной оплатой (информация скрыта) рублей. Справкой (информация скрыта) подтверждается, что Вачева Л.В. является студенткой 3 курса по специальности (информация скрыта) на платной основе с началом обучения (дата обезличена), окончание обучения (дата обезличена).

(дата обезличена) заявительница обратилась в Областное казенное учреждение «Белгородский районный занятости населения» с заявлением –анкетой о предоставлении ей государственной услуги по профессиональной переподготовке в связи с получением новой профессии. Заключением о предоставлении гражданину государственной услуги по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации безработных граждан от (дата обезличена) ей отказано в государственной услуге в связи с тем, что гражданин не имеет (информация скрыта) образования.

В соответствии со ст. 23 Закона РФ от 19.04.1991 года №1032-1(в ред. от 11.07.2011) « О занятости населения в Российской Федерации» профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан могут осуществляться по направлению органов службы занятости, если: невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации; необходимо изменить профессию в связи с отсутствие работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам; гражданином утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии( специальности). Право в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, которые осуществляются в учебных заведениях в соответствии с заключенными органами службы занятости договорами, имеют признанные в установленном порядке безработными инвалиды.

Как пояснила в судебном заседании Вачева Л.В., что после окончания высшего учебного заведения в (дата обезличена), она по специальности (информация скрыта) не работала и ей невозможно подобрать работу из-за отсутствия профессиональной квалификации, и ею утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии. После переезда из (адрес обезличен) в (дата обезличена) она официально нигде не работала, до переезда она работала по специальности (информация скрыта) на (информация скрыта), что подтверждается карточкой персонального учета гражданина, ищущего работу.

В Постановлении Минтруда РФ №3, Минобразования РФ №1 от 13.01.2000 года ( в ред. от 08.02.2001) « Об утверждении Положения об организации профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения» указано, что при организации профессионального обучения безработным гражданам и незанятому населению органами по вопросам занятости могут быть предложены с учетом их образования, профессионального опыта и состояния здоровья варианты выбора профессии, специальности( по которым возможно обучение), пользующихся спросом на рынке труда.( ст.2).

Как разъяснено в указанном постановлении в профессиональное обучение входит профессиональная переподготовка специалистов для получения дополнительных знаний, навыков по образовательным программам, предусматривающих изучение отдельных дисциплин, разделов науки, техники и технологии, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности, а также получения новой квалификации в рамках имеющегося направления подготовки ( специальности). (п.6). Продолжительность обучения устанавливается профессиональными общеобразовательными программами и не должно превышать шести месяцев, а в отдельных случаях 12 месяцев.(п.4).

Получение безработными гражданами второго высшего или среднего профессионального образования по направлению органов по вопросам занятости не допускается.( п.8).

Кроме того, отбор образовательных учреждений, организаций для профессионального обучения безработных осуществляется на конкурсной основе в соответствии с Положением об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд, утвержденным Указом Президента РФ от 08.04.1997 года №305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд».Затем органы по вопросам занятости заключают на конкурсной основе в установленном порядке договоры с образовательными учреждениями, организациями на профессиональное обучение, в которое входит профессиональная переподготовка на обучение безработных граждан. ( п.19).

Безработные граждане из числа специалистов, которым не может быть предложена подходящая работа по имеющейся у них специальности, изъявившие желание освоить профессии рабочих и трудиться по этим профессиям, направляются органами по вопросам занятости на профессиональное обучение и проходят его в установленном порядке.

Кроме этого, учитывая, что профессиональная переподготовка-это дополнительное образование, позволяющее за короткий срок повысить свою профессиональную квалификацию, целью которой является получение новых знаний и навыков, необходимых для выполнения обязанностей по выбранной специальности, а не получение новой профессии, отказ в предоставлении данной государственной услуги является обоснованным.

Согласно ст.4 Закона РФ « О занятости населения в Российской Федерации» для граждан, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более года) перерыва, подходящей считается оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая ( с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Закон не содержит требований об обязательном предоставлении государственной услуги по профессиональной подготовке, переподготовки и повышения квалификации.

Вачева Л.В. самостоятельно без направления органа по занятости безработных граждан проходит обучение новой профессии в общеобразовательном учреждении, с которым договор на профессиональное обучение не заключался, с заявлением о предоставлении ей государственной услуги по профессиональной подготовке новой профессии не обращалась.

В связи с изложенным, заявленные требования являются необоснованными и подлежат отклонению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ч.4 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявленные требования Вачевой Л.В. об оспаривании заключения об отказе в предоставлении государственной услуги по профессиональной переподготовке безработных граждан и обязании оплатить обучение является необоснованным и подлежит отклонению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Белгородский районный суд.

Судья Н.И. Воробьева