об определении долей и признании права собственноссти на долю квартиры



Дело № 2-1573-2012

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 октября 2012 года г. Белгород

Белгородский районный суд Белгородской области составе:

председательствующего судьи………………………………...Воробьевой Н.И.,

при секретаре…………………………………,………………..Ларичевой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Маричевой Р.Р. к Никиташовой Г.В., Бугровой Н.В. о признании договора на передачу и продажу квартир (домов) в собственность граждан частично недействительным, признании права собственности на квартиру в том числе в порядке наследования по закону,

с участием истицы Маричевой Р.Р., ответчиков Никиташовой Г.В., Бугровой Н.В.,

У С Т А Н О В И Л:

(дата обезличена) между администрацией птицесовхоза «Я.» и В. был заключен договор на передачу и продажу квартир (домов) в собственность граждан, по условиям которого ему на состав семьи из 4-х человек передана в собственность двухкомнатная квартира общей площадью 42,5 кв.м., в том числе жилой 24,2 кв.м. по адресу: (адрес обезличен). При заключении указанного договора не были определены доли в праве собственности на квартиру всех участников приватизации, хотя на тот момент в жилом помещении были зарегистрированы также его супруга Маричева Р.В. и дочери Маричева Н.В. и Маричева Г.В. Кроме этого, в договоре ошибочно указана площадь квартиры без учета данных БТИ.

Дело инициировано иском Маричевой Р.Р., которая с учетом уточнения заявленных требований просит признать недействительным договор на передачу и продажу квартир (домов) в собственность граждан в части круга лиц и площади объекта приватизации, и признать за нею право собственности на квартиру общей площадью 43,5 кв.м. по указанному выше адресу, в том числе в порядке наследования после смерти мужа.

В судебном заседании истица заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.

Ответчики Никиташова Г.В. и Бугрова Н.В. исковые требования признали, пояснили, что отказываются от своих долей в праве приватизации квартиры и от права наследования доли отца В. в спорной квартире в пользу истицы.

    Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным доказательствам, суд признает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

    Из договора на передачу и продажу квартир (домов) в собственность граждан от (дата обезличена) следует, что на основании ФЗ «О приватизации жилищного фонда РФ» администрацией птицесовхоза «Я.» Белгородского района передана в собственность В. на состав семьи из 4-х человек квартира по адресу: (адрес обезличен) общей площадью 42,5 кв.м., в том числе жилой 24,2 кв.м. . Доли участников приватизации в договоре от не определены, договор подписан лишь В., хотя согласно справке администрации Яснозоренского сельского поселения, на момент его заключения – (дата обезличена) в жилом помещении были зарегистрированы также его супруга Маричева Р.Р. и дочери Маричева (после регистрации брака Бугрова) Н.В. и Маричева (после регистрации брака Никиташова) Г.В. С учетом установленных обстоятельств, суд признает доли участников приватизации равными, то есть по ? доли каждого.

Кроме этого, в договоре ошибочно указана площадь объекта приватизации, поскольку согласно справке БТИ Белгородского района от (дата обезличена) , технического паспорта квартиры по состоянию на (дата обезличена) и кадастрового паспорта , общая площадь квартиры составляет 43,5 кв.м., в том числе жилая 24,4 кв.м. Несоответствие площади в правовых документах владельца с данными кадастрового и технического паспорта объясняется тем, что договор приватизации был составлен без учета технической документации БТИ.

Согласно п.6 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 8 от 24 августа 1993 года «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской федерации» в случае возникновения спора по поводу правомерности договора передачи жилого помещения, в том числе и в собственность одного из его пользователей, этот договор, а также свидетельство о праве собственности по требованию заинтересованных лиц могут быть признаны судом недействительными по основаниям, установленным гражданским законодательством для признания сделки недействительной.

    В силу ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иным правовым актам, ничтожна. Однако в соответствии ст.180 ГК РФ недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, а поэтому договор на передачу и продажу квартир (домов) в собственность граждан подлежит признанию недействительным только в части определения долей и площади объекта приватизации. При таких обстоятельствах требования истицы в этой части подлежат удовлетворению.

Как следует из свидетельства о смерти, (дата обезличена) В. умер .

В силу ст. 218 п. 2 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или закона.

В соответствии со ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону имущества В. являются его супруга – Маричева Р.Р. и дочери Никиташова Г.В. и Бугрова Н.В. Ответчицы отказались от своих долей в праве приватизации квартиры и от права наследования доли квартиры после смерти отца в пользу истицы.

В установленный законом срок истица и ответчики не обращались в нотариальную контору с заявлениями о принятии наследства, однако в соответствии с ч. 2 ст. 1153 ГК РФ Маричева Р.Р. фактически приняла наследство, поскольку постоянно проживает в квартире, поддерживает ее в надлежащем состоянии, оплачивает коммунальные платежи. С учетом изложенного, суд считает обоснованными требования Маричевой Р.Р. о признании за нею права собственности на ? долю умершего мужа в праве собственности на вышеуказанную квартиру в порядке наследования.

    Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Маричевой Р.Р. к Никиташовой Г.В., Бугровой Н.В. о признании договора на передачу и продажу квартир (домов) в собственность граждан частично недействительным, признании права собственности на квартиру в том числе в порядке наследования по закону признать обоснованным.

    Признать договор на передачу и продажу квартир (домов) в собственность граждан в Белгородском районе от (дата обезличена), заключенный между администрацией птицесовхоза «Яснозоренский» и В. недействительным в части не определения долей собственников квартиры и ее площади.

Признать за Маричевой Р.Р. право собственности на квартиру общей площадью 43,5 кв.м., в том числе жилой 24,4 кв.м., кадастровый номер (номер обезличен), расположенную по адресу: (адрес обезличен), в том числе в порядке наследования по закону после смерти В., умершего (дата обезличена).

Решение может быть обжаловано в Белгородский областной суд в течение месяца через Белгородский районный суд со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Белгородского

районного суда          Н.И. Воробьева