материал 12-76/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Белгород 21 августа 2012 года
Белгородский районный суд Белгородской области в составе:
председательствующего судьи Ремнёвой Е.В.,
с участием: представителя отдела надзорной деятельности Белгородского района Управления надзорной деятельности ГУ ГОЧС по Белгородской области – Белякова А.Н.,
лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, - директора МОУ «Ближнеигуменская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области» Сивых Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Сивых Е.А. на постановление мирового суда судебного участка № 4 Белгородского района Белгородской области от 26 июня 2012 года, которым
Сивых Елена Александровна(информация скрыта)
признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ,
установил:
Постановлением мирового суда судебного участка № 4 Белгородского района Белгородской области от 26 июня 2012 года директор МОУ «Ближнеигуменская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области» Сивых Е.А. признана виновной в том, что она не выполнила предусмотренные законодательством обязанности по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также не создала номенклатуру и объёмы резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, и не осуществила контроль за созданием, хранением, использованием и восполнением указанных резервов на территории МОУ «Ближнеигуменская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области», расположенной по адресу: (адрес обезличен), по состоянию на ** часов ** минут (дата обезличена).
За указанное правонарушение Сивых Е.А. по ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере (информация скрыта) рублей.
В жалобе Сивых Е.А. просила отменить постановление мирового суда от 26 июня 2012 года. Считает, что в соответствии с пунктами 4, 5 Административного регламента Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утверждённого Приказом МЧС РФ от 09 августа 2010 года № 382, МОУ «Ближнеигуменская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области» не является объектом надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В обоснование жалобы сослалась на то, что здание МОУ «Ближнеигуменская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области» располагается в центре населённого пункта с (адрес обезличен), в котором и за пределами которого нет потенциально опасных объектов, и оно не попадает в зону катастрофических затоплений. Численность персонала МОУ «Ближнеигуменская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области» по штатному расписанию составляет 29 человек.
Считает, что МОУ «Ближнеигуменская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области» не является организацией, уполномоченной на проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ по устранению непосредственной опасности для жизни и здоровья людей, для развёртывания и содержания временных пунктов проживания и питания пострадавших граждан, оказания им единовременной материальной помощи и других первоочередных мероприятий, связанных с обеспечением жизнедеятельности пострадавшего населения, в связи с чем полагает, что требование п. 6 Порядка создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 10 ноября 1996 года № 1340, о создании резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций в общеобразовательном учреждении не применимо.
В ходе судебного разбирательства Сивых Е.А. вину в совершении административного правонарушения не признала, доводы жалобы поддержала и пояснила, что МОУ «Ближнеигуменская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области» (далее – МОУ СШ) приобрела статус самостоятельного юридического лица лишь с (дата обезличена) в связи с внесением изменений в законодательство, однако до настоящего времени финансирование школы осуществляется за счёт средств, выделяемых Администрацией Белгородского района Белгородской области.
Также рассказала, что бюджет на (дата обезличена) принимался и утверждался Управлением образования администрации Белгородского района совместно с Администрацией Белгородского района. При этом в бюджет не были заложены расходы, связанные с созданием резервов материальных запасов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. В (дата обезличена) Управление образования выступило перед Администрацией Белгородского района с ходатайством о выделении дополнительных денежных средств на обеспечение системы работы по созданию резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, однако до настоящего времени средства на эти цели выделены не были. Собственных материальных средств, в том числе для создания таких резервов, МОУ СШ не имеет, поскольку не оказывает платных дополнительных образовательных и иных услуг, и полностью находится на обеспечении Администрации Белгородского района.
Просила отменить постановление мирового суда и прекратить производство по делу об административном правонарушением за отсутствием в её действиях состава административного правонарушения.
Заслушав мнение представителя отдела надзорной деятельности Белгородского района Управления надзорной деятельности ГУ ГОЧС Белякова А.Н., возражавшего против удовлетворения жалобы и считавшего вину Сивых Е.А. доказанной материалами административного дела; объяснения Сивых Е.А., просившей удовлетворить её жалобу, проверив материалы дела об административном правонарушении, суд считает жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении должно содержать, помимо иных сведений, указание на обстоятельства, установленные при рассмотрении дела , и мотивированное решение по делу .
В силу ч.ч. 1, 3 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. При этом лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.
Часть 1 статьи 20.6 КоАП РФ, инкриминируемая Сивых Е.А., предусматривает административную ответственность за невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.
По смыслу приведённой нормы права одним из обстоятельств, подлежащим обязательному установлению при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 КАП РФ, является определение конкретных требований закона или иных нормативных актов, невыполненных лицом, в отношении которого рассматривается административное дело.
Между тем, из установочной части обжалуемого постановления от 26 июня 2012 года не ясно, в невыполнении каких конкретно требований законодательства признана виновной Сивых Е.А.
Судом первой инстанции также не приняты во внимание положения Административного регламента Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утверждённого Приказом МЧС РФ от 09 августа 2010 года № 382 (далее – Административного регламента), действовавшего на момент проведения проверки МОУ СШ – (дата обезличена) и утратившего силу в связи с изданием Приказа МЧС России от 26 июня 2012 года № 359, вступившего, в свою очередь, в силу с 18 августа 2012 года.
В соответствии с п. 4 Административного регламента объектами надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера являются: федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также организации, имеющие потенциально опасные объекты, на которых используются, производятся, перерабатываются, хранятся и транспортируются пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, объекты экономики, обеспечивающие жизнедеятельность населения (объекты водоснабжения и канализации, очистки сточных вод, тепло- и электроснабжения, гидротехнические сооружения), а также объекты, к которым установлены требования в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В силу п. 5 этого же Административного регламента обязанность по созданию объектовых резервов материальных и финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций может быть предметом проверки в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций лишь для организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты, на которых используются, производятся, перерабатываются, хранятся и транспортируются пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, объекты экономики, обеспечивающие жизнедеятельность населения (объекты водоснабжения и канализации, очистки сточных вод, тепло- и электроснабжения, гидротехнические сооружения), а равно для организаций, расположенных в непосредственной близости к потенциально опасным объектам (ядерно, радиационно, химически опасные предприятия и гидросооружения) и попадающих в зоны возможных чрезвычайных ситуаций техногенного характера и катастрофического затопления.
Каких-либо данных о том, что МОУ СШ относится к организациям, эксплуатирующих потенциально опасные объекты, на которых используются, производятся, перерабатываются, хранятся и транспортируются пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, объекты экономики, обеспечивающие жизнедеятельность населения, суду не представлено.
Сведений об уведомлении МОУ СШ о его расположении в непосредственной близости к потенциально опасным объектам (ядерно, радиационно, химически опасные предприятия и гидросооружения) и (или) в зонах возможных чрезвычайных ситуаций техногенного характера и катастрофического затопления, в материалах административного дела также не имеется.
При таких обстоятельствах суд считает постановление мирового суда судебного участка № 4 Белгородского района Белгородской области от 26 июня 2012 года незаконным и подлежащим отмене.
В соответствии с п. 3 ч.1 ст. 30.7; п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении в отношении Сивых Е.А. подлежит прекращению за отсутствием события административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
решил:
Постановление мирового суда судебного участка № 4 Белгородского района Белгородской области от 26 июня 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, в отношении директора МОУ «Ближнеигуменская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области» Сивых Елены Александровны, – отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Жалобу Сивых Е.А. – удовлетворить.
Решение может быть обжаловано в Белгородский областной суд в порядке надзора.
Судья Е.В. Ремнёва