ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Белгород 14 июля 2011 года
Белгородский районный суд Белгородской области в составе:
председательствующего судьи Ремнёвой Е.В.,
с участием: законного представителя лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, - директора ООО «Компания по управлению жилищным фоном п. Октябрьский» Гащенко И.Н.,
главного специалиста отдела надзорной деятельности Белгородского района Главного управления МЧС России по Белгородской области – Белякова А.Н., представившего доверенность от 10 февраля 2011 года № 54,
представителя комитета по управлению муниципальной собственностью Белгородского района при администрации Белгородского района - Старокожевой Е.В., представившей доверенность от 06 июля 2011 года,
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении ООО «Компания по управлению жилищным фондом п. Октябрьский», расположенного по адресу: (адрес обезличен),
установил:
(дата обезличена) отделом надзорной деятельности Белгородского района Главного управления МЧС России по Белгородской области проведена внеплановая проверка противопожарного состояния зданий и помещений ООО «Компания по управлению жилищным фондом п. Октябрьский» (далее – ООО «УКЖФ п. Октябрьский»).
В ходе проверки административного здания по адресу: (адрес обезличен), выявлены нарушения требований пожарной безопасности, установленные стандартами и правилами – ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в РФ», утвержденные Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 ода № 313; НПБ 110-03 Нормы пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», утверждённых Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года № 315; ПУЭ-2000 Правила устройства электроустановок:
- здание административного корпуса, столярной мастерской, гаражных боксов, токарное помещение не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией (п.п. 3 ППБ 01-03; НПБ 110-03 п. 3, п. 4);
- не произведён замер сопротивления изоляции силовой и осветительной сети административного здания (п. 3, п. 57 ППБ 01-03 Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей приложение 3.1 таблица 37);
- здание не обеспечено знаками пожарной безопасности (ППБ 01-03 п. 51 «Нормы пожарной безопасности НПБ 160-97 «Цвета сигнальные. Знаки пожарной безопасности. Виды, размеры, общие технические требования», п. 1.2, 1.3);
- здание административного корпуса не обеспечено первичными средствами пожаротушения (огнетушителями) до норм положенности (ППБ 01-03 п. 108 приложение 3).
Определением главного государственного инспектора Белгородского района по пожарному надзору (дата обезличена) дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении ООО «УКЖФ п. Октябрьский» направлено в суд для рассмотрения.
Главный специалист отдела надзорной деятельности Белгородского района Главного управления МЧС России по Белгородской области (далее – специалист ОНД) Беляков А.Н. считает вину ООО «УКЖФ п. Октябрьский» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 03.06.2011 N 120-ФЗ), доказанной материалами дела, и просит назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
В судебном заседании директор ООО «УКЖФ п. Октябрьский» Гащенко И.Н. не отрицал наличие установленных в ходе проверки нарушений требований пожарной безопасности на дату проверки и сообщил, что в настоящее время часть указанных нарушений устранена, произведены замеры сопротивления электропроводов и кабельных станций, предпринимаются меры по обеспечению первичными средствами пожаротушения (огнетушителями) до норм положенности, по обеспечению здания знаками пожарной безопасности и содержанию средств пожаротушения в соответствии с правилами; инструктаж пожарно-технического минимума запланирован на конец июля **** года. Пояснил, что устранить иные нарушения, а именно – установить автоматическую пожарную сигнализацию в здании административного корпуса, ООО «УКЖФ п. Октябрьский» не имеет возможности, поскольку общество не имеет для этого достаточных средств, так как имеет убыточный баланс. Считает, что субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, является Комитет по управлению муниципальной собственностью при администрации Белгородского района, являющийся собственником административного здания по адресу: (адрес обезличен). Указанное здание в собственность или распоряжение, в том числе на праве управления или аренды, ООО «УКЖФ п. Октябрьский» не передавалось, средства для устранения нарушений правил пожарной безопасности администрация Белгородского района не выделяла. На административное здание не имеется правоустанавливающих документов, в том числе технического паспорта, после изготовления которого собственником будет приниматься решение о дальнейшей судьбе здания и об определении лица, несущего за него ответственность. Просит прекратить производство по делу об административном правонарушении за отсутствием состава административного правонарушения.
Представитель комитета по управлению муниципальной собственностью Белгородского района при администрации Белгородского района Старокожева Е.В. подтвердила, что в собственности Муниципального образования муниципального района «Белгородский район» Белгородской области находится административное здание по адресу: (адрес обезличен), которое передано на баланс Октябрьской поселковой администрации. Во владение, управление или распоряжение ООО «УКЖФ п. Октябрьский» указанное административное здание не передавалось и средства для содержания указанного здания не выделялись.
Выслушав мнение специалиста ОНД Белякова А.Н., директора ООО «УКЖФ» Гащенко И.Н. и представителя комитета по управлению муниципальной собственностью Белгородского района Старокожевой Е.В., проверив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам.
Часть 1 ст. 20.4 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности.
По смыслу указанной нормы права субъектом административной ответственности за нарушение Правил пожарной безопасности являются: граждане; должностные лица, непосредственно отвечающие за обеспечение выполнения правил, норм и стандартов пожарной безопасности на вверенном им участке работы; юридические лица. Ответственность за обеспечение пожарной безопасности возлагается на их руководителей. Они же определяют лиц, ответственных за пожарную безопасность отдельных территорий, зданий, сооружений, помещений. Ответственность за пожарную безопасность объектов частной собственности (индивидуальных жилых домов, дач, садовых домиков, гаражей, надворных построек и др.) несут их владельцы, а при аренде зданий, сооружений, помещений, установок - арендаторы.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
Согласно ч. 1 ст. 38 указанного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Требования пожарной безопасности установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 г.
В силу п. 10 указанных Правил собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
При перепланировке зданий и помещений, изменении их функционального назначения или установке нового технологического оборудования должны применяться действующие нормативные документы в соответствии с новым назначением этих зданий или помещений. При аренде помещений арендаторами должны выполняться противопожарные требования норм для данного типа зданий (п. 38 тех же Правил).
Таким образом, ответственность за нарушение правил пожарной безопасности возлагается на лицо, владеющее, пользующееся или распоряжающееся имуществом на законных основаниях.
Согласно п. 2.1; п. 2.2, п.п. 2.2.2 Устава ООО «УКЖФ п. Октябрьский» общество является коммерческой организацией, основной целью деятельности которой является производственно-хозяйственная деятельность, направленная на удовлетворение потребности юридических лиц, населения Белгородского района в жилищно-эксплуатационных услугах, получение прибыли от производственно-хозяйственной деятельности, выполнение иных работ и оказание услуг в соответствии с действующим законодательством РФ и настоящим Уставом. В соответствии с целями деятельности Общества предприятие заключает двусторонние договора на предоставление и получение жилищно-коммунальных и иных услуг потребителям, расположенным на территории Белгородского района.
В соответствии с выпиской из Реестра муниципальной собственности Белгородского района (дата обезличена) нежилое здание по адресу: (адрес обезличен), является объектом муниципальной собственности Белгородского района и значится в Реестре объектов недвижимости муниципальной собственности Белгородского района.
Согласно п. 1.1 договора управления (дата обезличена), заключённого между ООО «УКЖФ п. Октябрьский» (в дальнейшем – Управляющая организация) и Муниципальным образованием муниципального района «Белгородский район» Белгородской области в лице председателя комитета по управлению муниципальной собственностью района (в дальнейшем – Собственник), по настоящему договору Управляющая организация по заданию Собственника в течение согласованного договором срока, за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы для нанимателей и членов их семей, проживающих в муниципальных квартирах, по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (далее – общее имущество). Перечень квартир (адрес обезличен), в отношении которых будет осуществляться управление, определён в Приложении № 1 к настоящему договору.
Пунктом 1.2 указанного договора управления также определено, что состав общего имущества, в отношении которого будут оказываться услуги по содержанию и ремонту, включают в себя имущество, не являющееся частями квартир и предназначенное для обслуживания более одного помещения в доме, в том числе технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие или ненесущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
Из указанных положений, а равно из иных условий договора управления, не следует, что предметом такого договора является обслуживание и содержание административного здания, расположенного по адресу: (адрес обезличен).
В перечень зданий, в отношении которых будет осуществляться управление, содержащийся в приложении № 1 к договору управления (дата обезличена), указанное административное здание не входит.
Из объяснений директора ООО «УКЖФ п. Октябрьский» Гащенко И.Н. и представителя собственника административного здания Старокожевой Е.В. следует, что с ООО «УКЖФ п. Октябрьский» договор аренды или управления на здание, расположенное по адресу: (адрес обезличен), не заключался. Директор Гащенко И.Н. пояснил, что в указанном здании, помимо ООО «УКЖФ п. Октябрьский», располагаются отдел «Горводоканала» и избирательный участок, что не отрицалось специалистом ОНД Беляковым А.Н.
Как пояснил специалист ОНД Беляков А.Н., при проведении внеплановой выездной проверки юридического лица вопрос о праве собственности, управлении или распоряжении на административное здание по адресу: (адрес обезличен), не выяснялся. Принимая решение о наличии в действиях ООО «УКЖФ п. Октябрьский» признаков административного правонарушения и составляя протокол № *** об административном правонарушении, он руководствовался лишь тем, что ООО «УКЖФ п. Октябрьский» имеет юридический адрес и фактически находится по адресу: (адрес обезличен), где были выявлены нарушения требований правил пожарной безопасности.
Каких-либо доказательств того, что ООО «УКЖФ п. Октябрьский» или его руководитель являются лицом, назначенным в установленном порядке ответственным за обеспечение пожарной безопасности в указанном административном здании, суду не представлено.
При таких обстоятельствах производство по настоящему делу надлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях ООО «УКЖФ п. Октябрьский» состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд
постановил:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ООО «Компания по управлению жилищным фондом п. Октябрьский», - прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Белгородский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления путем подачи жалобы через Белгородский районный суд.
Судья Е.В. Ремнёва