Решение по иску о признании права на получение мер социальной поддержки



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 августа 2010 г. г. Белев Тульской области

Белевский районный суд Тульской области в составе председательствующего Тетеричева Г.И., при секретаре Афониной Н.Н., с участием истца Чернышова С.А., представителя ответчика Гавриковой Н.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-298 по иску Чернышова С.А. к ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Белёвского района» о признании незаконным решения об отказе в предоставлении мер социальной поддержки, признании за ним права на получение социальной поддержки за проживание и работу в зоне с льготным социально-экономическим статусом и обязании ответчика выплачивать ему указанные меры социальной поддержки,

установил:

Чернышов С.А. обратился в суд с указанным иском. В обоснование иска указал, что согласно решению ... от Дата обезличена г. по делу по иску его матери ФИО3 ему, как ребенку истца, с Дата обезличена г. была назначена экологическая компенсация за проживание на территории с льготным социально-экономическим статусом. С Дата обезличена г. ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Белёвского района» прекратило ему указанные выплаты, разъяснив, что в соответствии с решением суда от Дата обезличена г. выплата компенсации за проживание в соответствии с п. 1 ст. 19 Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» производилась на него, как на иждивенца, ФИО3, а поскольку он, Чернышов С.А., достиг совершеннолетия, оснований для выплаты ему компенсации не имеется. Просит признать за ним право на назначение экологических компенсаций за проживание и работу на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом с момента совершеннолетия, а также право на предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска.

Уточнив свои требования, истец просит признать решение ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Белёвского района» от Дата обезличена г. незаконным, признать за ним право на назначение экологических компенсаций за проживание и работу на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом и обязать ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Белёвского района» выплачивать указанные компенсации, а также признать за ним право на предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска.

В судебном заседании истец Чернышов С.А. свои уточненные исковые требования поддержал и просил их удовлетворить. Пояснил, что в г. Белев приехал в возрасте Номер обезличен лет с матерью ФИО3 Решением суда за ним было признано право на получение компенсации за проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом, которую, поскольку он был несовершеннолетним, получала его мать. По достижению совершеннолетия он продолжал получать компенсацию. В Дата обезличена г. после поступления на работу обратился по вопросу поручения компенсации за работу, но ему в устной форме пояснили, что она ему не полагается. считает, что прекращение выплаты ему компенсации с Дата обезличена г. незаконно.

Представитель ответчика ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Белёвского района» Гаврикова Н.И. иск не признала. Пояснила, что Чернышов С.А. после совершеннолетия продолжал получать компенсацию за проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом. Каких-либо документов, в том числе содержащих недостоверные сведения, Чернышов С.А. не предоставлял. Факт необоснованности выплаты был установлен при проверке личного дела Чернышова С.А. В удовлетворении иска просила отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

В письменных возражениях на исковое заявление Чернышова С.А. ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Белёвского района» указывает на то, что выплаты, предусмотренные пунктами 1, 2 и 3 ст. 19 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» выплачиваются гражданам при условии их постоянного проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом до 2 декабря 1995 г. Поскольку Чернышов С.А. на территории Белевского района зарегистрирован с Дата обезличена г., а на работу поступил только Дата обезличена г., оснований для получения указанных компенсаций он не имеет. По этим основаниям в иске просит отказать.

Третье лицо ОАО «Трансмаш» просило рассмотреть дело без его участия. Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, рассмотрел дело в отсутствие представителя ОАО «Трансмаш».

Заслушав стороны и исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 3 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее – Закон) гражданам Российской Федерации гарантируются установленные настоящим Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.

Исхода из целей Закона, определенных в статье 1, он направлен на защиту прав и интересов, а также определяет государственную политику в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 г.

Пунктом 8 ст. 13 Закона установлено, что к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

В соответствии с пунктами 1, 2 и 4 ст. 19 Закона (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ) гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 5, 7, 10 и 11 части первой статьи 18, а также гарантируются:

1) ежемесячная денежная компенсация в размере 20 рублей при условии постоянного проживания до 2 декабря 1995 года;

2) ежемесячная денежная компенсация работающим в организациях зоны независимо от организационно-правовой формы и формы собственности и занимающимся в указанной зоне предпринимательской деятельностью в соответствии с законодательством Российской Федерации в размере 80 рублей при условии постоянного проживания (работы) до 2 декабря 1995 года;

4) ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работающим в зоне продолжительностью семь календарных дней без учета дополнительного отпуска за работу с вредными условиями труда при условии постоянного проживания (работы) до 2 декабря 1995 года.

Из материалов дела судом установлено следующее.

Чернышов С.А., Дата обезличена г. рождения, с Дата обезличена г. зарегистрирован по адресу ... л.д. 4-5)

г. Белев Тульской области входит в зону проживания с льготным социально-экономическим статусом Перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 г. № 1582.

Из его свидетельства о рождении л.д. 9), копии трудовой книжки ФИО3 л.д. 39-44) следует, что он прибыл на территорию Белевского района после Дата обезличена г. в несовершеннолетнем возрасте с матерью ФИО3

... от Дата обезличена г. по делу по иску ФИО3 к комитету социальной защиты населения Белевского района удовлетворены исковые требования ФИО3 и ей с Дата обезличена г. назначена ежемесячная компенсационная выплата за проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом на нее и детей, в том числе Чернышова С., Дата обезличена г. рождения. л.д. 12-13)

Дата обезличена г. Чернышов С.А. принят на работу в ОАО «Трансмаш» г. Белев л.д. 7-8), где работает по настоящее время.

Согласно справки ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Белёвского района» № 491 от 1 июля 2010 г. л.д. 6) Чернышову С.А. ежемесячная экологическая компенсация за работу не назначалась, за проживание выплачена по Дата обезличена г., выплата прекращена с Дата обезличена г.

Чернышову С.А. разъяснено, что в соответствии с решением ... от Дата обезличена г., которое обязывает производить ежемесячные компенсационные выплаты на детей ФИО3, производить выплату указанной компенсации самому Чернышову С.А. у учреждения нет оснований. л.д. 11)

Разрешая спор о законности и обоснованности прекращения ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Белёвского района» ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной п. 1 ст. 19 Закона, суд приходит к следующему.

Как следует из решения ... от Дата обезличена г., и установлено судом, на момент рассмотрения дела по иску ФИО3 возраст ее сына Чернышову С.А. составлял Номер обезличен полных лет. Из изложенного следует, что обращение ФИО3 в суд имело место в защиту как своих прав, так и прав своего несовершеннолетнего сына Чернышова С.А., Дата обезличена г. рождения, законным представителем которого являлась истец.

То обстоятельство, что компенсационная выплата на ребенка Чернышова С. решением суда назначена ФИО3, обусловлено том, что Чернышов С., Дата обезличена г. рождения, в силу малолетнего возраста не мог выступать в суде в качестве истца и самостоятельно получать указанную компенсационную выплату.

Таким образом, решением ... от Дата обезличена г., в соответствии с действовавшим на время рассмотрения дела законодательством, фактически признано право несовершеннолетнего Чернышова С.А., Дата обезличена г. рождения, на получение ежемесячной компенсационной выплаты за проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом.

В связи с этим основания, по которым ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Белёвского района» с Дата обезличена г. прекратило выплату Чернышову С.А. экологической компенсации за проживание, суд признает необоснованными, противоречащими вступившему в законную силу решению суда и умаляющими права истца.

При разрешении требований истца о признании за ним права на компенсации, предусмотренные пунктами 1, 2 и 4 ст. 19 Закона, суд руководствуется следующим.

Согласно ст. 42 Конституции РФ то каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью экологическим правонарушением.

Право истца на получение компенсации за проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом в соответствии с п. 1 ст. 19 Закона установлено вступившим в законную силу решением ... от Дата обезличена г. л.д. 12-13)

Получателем указанной компенсации до Дата обезличена г. являлась его мать ФИО3, а с Дата обезличена г. и до времени прекращения выплаты Дата обезличена г. – непосредственно Чернышов С.А. л.д. 11)

Частью 2 ст. 55 Конституции РФ установлено, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

В связи с этим пункт 13 ст. 3 Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которым принята новая редакция ст. 19 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в спорном правоотношении применению не подлежит.

Истец постоянно проживает в ... и работает в ОАО «Трансмаш» г. Белев. л.д. 4-5, 7-8)

Оценивая представленные истцом доказательства, которые ответчиком не опровергаются и суд признает их достоверными и допустимыми, и, анализируя указанные нормы законодательства, суд требования истца о признании за ним права на получение компенсаций, предусмотренных пунктами 1, 2 и 4 ст. 19 Закона от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и возложении в связи с этим на ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Белёвского района» выплачивать ему ежемесячные компенсации, предусмотренные пунктами 1 и 2 ст. 19 Закона, признает подлежащим удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Чернышова С.А. удовлетворить.

Признать отказ ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Белёвского района» в предоставлении Чернышову С.А. мер социальной поддержки в соответствии со ст. 19 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» необоснованным.

Признать за Чернышовым С.А., Дата обезличена г. рождения, уроженцем ..., право на получение мер социальной поддержки, установленных пунктами 1, 2 и 4 статьи 19 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Обязать ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Белёвского района» выплачивать Чернышову С.А. за счет средств федерального бюджета ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 1 и пунктом 2 статьи 19 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Белевский районный суд Тульской области.

Председательствующий Г.И.Тетеричев