РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 августа 2010 г. г. Белёв Тульской области.
Белёвский районный суд Тульской области в составе председательствующего Тетеричева Г.И., при секретаре Афониной Н.Н., с участием истца Агапкина Ю.А., представителя ответчика ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Белёвского района» Гавриковой Н.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело № 2-345 по иску Агапкина Ю.А. к ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Белёвского района» и департаменту социального развития Тульской области о назначении и выплате ежемесячной денежной выплаты,
установил:
Агапкин Ю.А. обратился в суд с иском к ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Белёвского района» и департаменту социального развития Тульской области об обязании назначить и выплачивать ему ежемесячную денежную выплату в соответствии со ст. 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО.
В обоснование своих требований указал, что он является ветераном труда, имеет удостоверение «Ветеран труда», выданное ему Дата обезличена г. Дата обезличена г. он обратился в ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Белёвского района» с заявлением о назначении ему ежемесячной денежной выплаты как ветерану труда. Решением от Дата обезличена г. он получил отказ в назначении ежемесячной денежной выплаты.
Ссылаясь на нормы Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» и ст. 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО, которая, по его мнению, не содержат указаний на необходимость достижения им возраста, дающего право на назначение пенсии по старости, просит обязать ответчика назначить и выплачивать ему ежемесячную денежную выплату в соответствии со ст. 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО с момента обращения в ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Белёвского района».
В судебном заседании истец Агапкин Ю.А. свои требования поддержал и, уточнив их, просил по указанным в исковом заявлении основаниям обязать ответчика ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Белёвского района» назначить и выплачивать ему ежемесячную денежную выплату в соответствии со ст. 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» с момента обращения. Пояснил, что отказ в назначении ежемесячной выплаты в департамент социального развития Тульской области он не обжаловал.
Представитель ответчика ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Белёвского района» Гаврикова Н.И. иск не признала. Не отрицая факта того, что истец имеет удостоверение ветерана труда, и что он Дата обезличена г. обращался в ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Белёвского района» с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты, пояснила, что истец не имеет права на ее получение, поскольку не достиг возраста, дающего право на назначение пенсии по старости, необходимого в соответствии со ст. 3 Закона Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО для получения права на ежемесячную денежную выплату. По этим основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление, в удовлетворении иска просила отказать.
В своих письменных возражениях на исковое заявление Агапкина Ю.А. ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Белёвского района» указывает на то, что в результате изменений, внесенных в законодательство Федеральным законом от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ часть льгот, в том числе льготы лицам, имеющим звание «Ветеран труда» в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции действовавшей до 1.01.2005 г.), была заменена денежным эквивалентом, то есть право на предоставление льгот трансформировалось в право на предоставление денежной выплаты, в связи с чем субъектный состав и объем правоотношений остались прежними. Поскольку правоотношения по предоставлению льгот, а затем по предоставлению мер социальной поддержки, являются длящимися, круг лиц, имеющих право на меры социальной поддержки по ст. 7 в совокупности со ст. 3 Закона Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО должен совпадать с кругом лиц, имеющих право на льготы по ст. 22 Федеральным законом от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ. В соответствии со ст. 3 Закона Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО меры социальной поддержки ветераны труда могут реализовать только при достижении ими возраста, дающего право на трудовую пенсию. На основании ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие 60 лет, а с учетом Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» - 57 лет. В связи с этим правовых оснований для назначения ежемесячной денежной выплаты лицам, имеющим удостоверение «Ветеран труда», но не достигшим возраста, дающего им право на назначение пенсии по старости, отсутствуют и исковое заявление Агапкина Ю.А. удовлетворению не подлежит.
Представитель ответчика департамента социального развития Тульской области в суд не явился. Об уважительных причинах неявки не сообщил и не просил рассмотреть дело в его отсутствие. Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие представителя департамента социального развития Тульской области.
Заслушав объяснения сторон и исследовав письменные доказательства по делу, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом из материалов дела установлено следующее.
Дата обезличена г. Агапкину Ю.А. выдано удостоверение «Ветеран труда» серии Номер обезличен. л.д. 6)
Согласно паспорту Агапкин Ю.А. постоянно проживает на территории .... л.д. 4)
Дата обезличена г. Агапкин Ю.А. обратился в ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Белёвского района» с заявлением о назначении ему ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной ст. 7 Закона Тульской области № 493-ЗТО л.д. 7)
Решением ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Белёвского района от Дата обезличена г. Агапкину Ю.А. в назначении ежемесячной денежной выплаты отказано. л.д. 5)
В обоснование принятого решения ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Белёвского района» кроме оснований, изложенных в возражении на исковое заявление, сослался на п. 7 административного регламента предоставления государственной услуги «Предоставление ежемесячной денежной выплаты с последующей индексацией отдельным категориям жителей Тульской области», утвержденного постановлением администрации Тульской области от 18.06.2008 г. № 339, согласно которому заявителями являются граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Тульской области, а также постоянно проживающие на территории области иностранные граждане и лица без гражданства, в том числе ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31.12.2004 г., при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами от 15.12.2001 г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», независимо от прекращения ими трудовой деятельности. Поскольку Агапкин Ю.А. не достиг возраста, дающего право на назначение пенсии в соответствии с федеральными законами №166-ФЗ и № 173-ФЗ, правовых оснований для назначения ему ежемесячной денежной выплаты не имеется.
Суд с доводами ответчика согласиться не может, поскольку, являясь по существу ограничительным толкованием норм Закона Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», они умаляют предоставленное законодателем Тульской области отдельным категориям граждан, в том числе ветеранам труда, право на получение мер социальной поддержки.
Эти выводы суд обосновывает следующим.
Как следует из заявленных требований, истцом фактически заявлено требование о признании за ним права на получение меры социальной поддержки, предусмотренной ст. 7 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 г. № 493-ЗТО – единовременной денежной выплаты ветерану труда.
В силу пункта «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ социальная защита находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее – Закон) установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации. Согласно ст. 1 указанного Закона одной из категорий ветеранов являются ветераны труда.
Согласно ст. 13 Закона социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей, в том числе, получение ежемесячной денежной выплаты.
В силу ст. 22 Закона меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г., определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Меры социальной поддержки ветеранов в Тульской области в соответствии со ст. 22 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» установлены Законом Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» (далее – Закон Тульской области), согласно статьи 1 которого право на меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом, имеют ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г.
Статьей 7 Закона Тульской области установлено, что ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г., имеют право на ежемесячную денежную выплату. Ежемесячная денежная выплата назначается и выплачивается в порядке, установленном администрацией Тульской области.
Согласно ст. 9 того же Закона Тульской области финансирование расходов на предоставление мер социальной поддержки, установленных настоящим Законом, является расходным обязательством Тульской области.
Из буквального содержания ст. ст. 1 и 7 указанного Закона Тульской области следует, что по вопросу предоставления ветеранам труда меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты законодатель Тульской области в настоящее время не устанавливает для указанных лиц каких либо ограничений по возрасту. Требований достижения возраста, дающего право на назначение пенсии, законодателем Тульской области для получения ветераном труда ежемесячной денежной выплаты не установлено.
Ст. 3 Закона Тульской области, на которую ответчик ссылается в своих возражениях, устанавливает основания для предоставления мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50% начисленной за месяц платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Тогда как истцом заявлено требование о назначении ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной ст. 7 Закона Тульской области.
В связи с этим доводы ответчика о том, что для получения права на меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты ветеранам труда истец, имеющий удостоверение «Ветеран труда», должен достигнуть возраста, дающего право на пенсию по старости, являются необоснованными.
Пункт 7 административного регламента предоставления государственной услуги «Предоставление ежемесячной денежной выплаты с последующей индексацией отдельным категориям жителей Тульской области», утвержденного постановлением администрации Тульской области от 18.06.2008 г. № 339, на который ответчик сослался в обоснование решение об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты истцу, в силу ч. 2 ст. 11 ГПК РФ не может быть применен при разрешении спора, поскольку противоречит ст. 7 Закона Тульской области, имеющему большую юридическую силу.
Изложенное свидетельствует о том, что ответчиком ошибочно истолкованы положения упомянутых выше норм материального права, что привело к ограничению права истца на получение мер социальной поддержки ветеранов труда.
В целях реализации Закона Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» администрацией Тульской области принято постановление от 15.03.2005 г. № 201, которым утвержден Порядок назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области.
Согласно пунктам 4 и 8 указанного Порядка, для назначения ежемесячной денежной выплаты граждане подают письменное заявление в орган социального развития по месту жительства. Ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату. Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема органом социального развития заявления со всеми необходимыми документами.
Истцом представлены доказательства того, что он Дата обезличена г. в установленном порядке обратился в ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Белёвского района» с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты. л.д. 7)
Суд признает, что истцом доказан факт наличия у него, как ветерана труда, права на получение меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной ст. 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», в связи с чем его требования к ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Белёвского района» подлежат удовлетворению и ежемесячная денежная выплата должна быть назначена ему со дня обращения за указанной выплатой с Дата обезличена г.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Агапкина Ю.А. к ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Белёвского района» удовлетворить.
Обязать ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Белёвского района» назначить Агапкину Ю.А. с Дата обезличена г. и выплачивать ежемесячную денежную выплату, предусмотренную для ветеранов труда ст. 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его принятия окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Белёвский районный суд Тульской области.
Председательствующий Г.И.Тетеричев
Мотивированное решение составлено в окончательной форме 3 сентября 2010 г.