РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 октября 2010 г. г. Белёв Тульской области.
Белёвский районный суд Тульской области в составе председательствующего Тетеричева Г.И., при секретаре Афониной Н.Н., с участием истца Здоровенновой А.Е., представителя ответчика ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Белёвского района» Донченко Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело № 2-442 по иску Здоровенновой А.Е. к ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Белёвского района» и департаменту социального развития Тульской области о предоставлении мер социальной поддержки,
установил:
Здоровеннова А.Е. обратилась в суд с иском к ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Белёвского района» и департаменту социального развития Тульской области о назначении и выплате ей ежемесячной денежной выплаты в соответствии со ст. 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».
В обоснование своих требований указала, что она является ветераном труда, имеет удостоверение «Ветеран труда». ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Белёвского района» с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты (далее – ЕДВ) как ветерану труда. ДД.ММ.ГГГГ в назначении ЕДВ ей было отказано.
Ссылаясь на нормы Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» и Закона Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО, который, по ее мнению, не содержит указаний на необходимость достижения ею возраста, дающего право на назначение пенсии по старости для назначения ЕДВ, просит обязать ответчика ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Белёвского района» назначить ей и выплачивать в соответствии со ст. 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО ежемесячную денежную выплату с ДД.ММ.ГГГГ
Дополнив свои требования, просит также обязать ответчика ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Белёвского района» назначить и выплачивать ей ежемесячную денежную выплату на оплату расходов в размере 50% от предоставленных за месяц коммунальных услуг согласно ст. 3 того же Закона.
В судебном заседании истец Здоровеннова А.Е. свои исковые требования поддержала в полном объеме. Пояснив, что она ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, как ветеран труда, обращалась в ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Белёвского района» за получением мер социальной поддержки. Ей было отказано в назначении ЕДВ по причине того, что она не достигла возраста, дающего право на назначение трудовой пенсии. С этими доводами она не согласна, поскольку она достигла возраста и имеет соответствующий стаж для назначения пенсии за выслугу лет как военнослужащая. Просит обязать ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Белёвского района» назначить и выплачивать ей ежемесячную денежную выплату с ДД.ММ.ГГГГ и ежемесячную денежную выплату на оплату расходов в размере 50% от предоставленных за месяц коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ
Представитель ответчика ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Белёвского района» Донченко Н.В. иск не признала.
Не отрицая факта того, что истец имеет удостоверение ветерана труда, и что она ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ обращалась в ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Белёвского района» с заявлением о назначении ЕДВ, пояснила, что истец не имеет права на ее получение, поскольку не достигла возраста, дающего право на назначение пенсии в соответствии с Федеральными законами от 15.12.2001 г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Кроме того, истец проходит военную службу, пенсию не получает, а согласно ч. 2 ст. 22 ФЗ № 5 «О ветеранах» ветераны труда имеют право на меры социальной поддержки только после назначения им пенсии. По этим основаниям, изложенным в письменном возражении на иск, в удовлетворении требования просила отказать.
Представитель ответчика департамента социального развития Тульской области в суд не явился. Об уважительных причинах неявки не сообщил и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие представителя департамента социального развития Тульской области.
Заслушав стороны и исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела судом установлено следующее.
Истец Здоровеннова А.Е. имеет удостоверение «Ветеран труда» серии №, выданное ей ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6)
ДД.ММ.ГГГГ Здоровеннова А.Е. обратилась в ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Белёвского района» с заявлением назначении ей ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной ст. 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО (л.д. 8,22), а ДД.ММ.ГГГГ – с заявлением о выплате за оплату коммунальных расходов в размере 50% начисленных за месяц сумм. (л.д. 17)
Решениями от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9-10) и от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18-20) Здоровенновой А.Е. письменно сообщено об отсутствии правовых оснований для назначения ЕДВ в связи с тем, что она не достигла возраста, дающего право на назначение пенсии по старости.
Суд с доводами ответчика согласиться не может, поскольку, являясь по существу ограничительным толкованием норм Закона Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», они умаляют предоставленное законодателем Тульской области отдельным категориям граждан, в том числе ветеранам труда, право на получение мер социальной поддержки.
Эти выводы суд обосновывает следующим.
В силу пункта «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ социальная защита находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации. Согласно ст. 1 указанного Закона одной из категорий ветеранов являются ветераны труда.
Статьей 13 Закона установлено, что социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей, в том числе, получение ежемесячной денежной выплаты, оплату коммунальных услуг.
В силу ст. 22 Закона меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г., определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 28 Закона реализация мер социальной поддержки ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного для каждой категории ветеранов.
Меры социальной поддержки ветеранов труда в Тульской области в соответствии со ст. 22 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» установлены Законом Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», статьей 1 которого установлено, что право на меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом, имеют ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г.
Согласно пункту 2 ст. 3 указанного Закона Тульской области ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г., при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляется мера социальной поддержки в ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий.
Статьей 7 того же Закона Тульской области установлено, что ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г., имеют право на ежемесячную денежную выплату. Ежемесячная денежная выплата назначается и выплачивается в порядке, установленном администрацией Тульской области.
Согласно ст. 9 Закона Тульской области финансирование расходов на предоставление мер социальной поддержки, установленных настоящим Законом, является расходным обязательством Тульской области.
Таким образом, согласно указанным нормам Закона Тульской области, право ветеранов труда на меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 3 Закона Тульской области законодатель Тульской области связывает с достижением ими возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» независимо от прекращения ими трудовой деятельности, и не ограничивает приобретение этого права с наличием определенного возраста и вида пенсии, а право на ежемесячную денежную выплату в соответствии со ст. 7 Закона Тульской области не ограничено требованием достижения возраста, дающего право на назначение пенсии.
Законодательством Российской Федерации в настоящее время установлено два типа пенсионного обеспечения в соответствии с федеральными законами от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
В соответствии со ст. ст. 4 и 5 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с настоящим федеральным законом имеют военнослужащие. К видам пенсии, которые назначаются военнослужащим, относятся пенсии за выслугу лет.
Понятие военнослужащих дано в статье 2 вышеназванного Федерального закона.
Согласно ст. 8 того же Федерального закона, пенсия за выслугу лет военнослужащим назначается в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей».
Согласно ст. ст. 1 и 5 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» военнослужащие приобретают право на пенсию за выслугу лет, если они имеют предусмотренную настоящим Законом выслугу на военной службе.
Статьей 13 того же Закона установлено, что право на пенсию за выслугу лет имеют:
а) лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более;
б) лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
Истец проходит военную службу по контракту в войсковой части №, ее выслуга лет на военной службе составляет № дня, общий трудовой стаж составляет более № лет, возраст № полных лет.
Эти сведения кроме паспорта (л.д. 4-5), справок войсковой части № об исчислении выслуги лет и стажа (л.д. 21, 24) подтверждаются трудовой книжкой истца (л.д. 27-30) и ответчиком не оспариваются.
Таким образом, представленными истцом доказательствами и приведенными нормами Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» достоверно подтверждено наличие у истца права на государственное пенсионное обеспечение – пенсию за выслугу лет.
То обстоятельство, что на момент обращения в орган социальной защиты и разрешения спора истец не получает пенсию за выслугу лет, право на которую она имеет, а продолжает службу, в соответствии с положениями ст. 3 Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан Тульской области» не может рассматриваться как обстоятельство, исключающее право истца на получение мер социальной поддержки в соответствии с указанным Законом Тульской области.
Несостоятельными суд находит и доводы представителя ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Белёвского района» о том, что в соответствии с п. 2 ст. 22 ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки истцу могут быть предоставлены лишь после назначения ей пенсии, поскольку действующая редакция указанной ст. 22 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ) такого ограничения не содержит.
В целях реализации Закона Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» администрацией Тульской области принято постановление от 15.03.2005 г. № 201, которым утвержден Порядок назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области.
Согласно пункту 8 указанного Порядка, ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату; днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема органом социального развития заявления со всеми необходимыми документами.
Суд признает, что истцом доказан факт наличия у нее, как ветерана труда, права на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячных денежных выплат, предусмотренных пунктом 2 ст. 3 и ст. 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».
Истцом также представлены доказательства того, что она в установленном порядке обращалась в ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Белёвского района» с заявлениями о назначении ежемесячных денежных выплат (л.д. 17, 22) и того, что других ежемесячных денежных выплат, кроме предусмотренных Законом РФ от 15.05.1991 г. № 1244-2 «О социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», она не получает. (л.д. 23) Получение указанных выплат в соответствии с ч. 2 ст. 23.1 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» и ч. 4 ст. 8 Закона Тульской области от 28.12.2004 г. не является препятствием для ежемесячной денежной выплаты ветеранам труда.
При установленных судом обстоятельствах у ответчика не было правовых оснований для отказа истцу в предоставлении мер социальной поддержки как ветерану труда.
В связи с изложенным требования истца к ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Белёвского района» суд признает подлежащими удовлетворению и ежемесячные денежные выплаты должна быть назначена ей со дня обращения за указанными выплатами.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Здоровенновой А.Е. к ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Белёвского района» удовлетворить.
Обязать ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Белёвского района» назначить Здоровенновой А.Е. и выплачивать:
- с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную денежную выплату, предусмотренную для ветеранов труда ст. 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области»;
- с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную денежную выплату на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его принятия судом в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Белёвский районный суд Тульской области.
Председательствующий Г.И.Тетеричев
Мотивированное решение составлено в окончательной форме 2 ноября 2010 г.