Решение от 09.11.2010 г. по иску о назначении и выплате мер социальной поддержки.



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

9 ноября 2010 г. г. Белёв Тульской области.

Белёвский районный суд Тульской области в составе председательствующего Тетеричева Г.И., при секретаре Афониной Н.Н., с участием истца Ермакова Е.В., представителя ответчика ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Белёвского района» Донченко Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело № 2-519 по иску Ермакова Е.В. к ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Белёвского района» о назначении и выплате мер социальной поддержки,

установил:

Ермаков Е.В. обратился в суд с иском к ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Белёвского района» о назначении и выплате ему ежемесячной денежной выплаты в соответствии со ст. 3 Закона Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области». В обоснование своих требований указал, что он является военным пенсионером и ему присвоено звание ветеран труда. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Белёвского района» с заявлением о назначении ему выплаты на оплату расходов ЖКУ в размере 50% начисленных за месяц сумм согласно ст. 3 Закона Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО. Решением от ДД.ММ.ГГГГ он получил отказ в назначении указанной выплаты. Ссылаясь на нормы Закона Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО, просит обязать ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Белёвского района» назначить и выплачивать ему с момента обращения ежемесячную денежную выплату на оплату расходов в размере 50% начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение и газоснабжение, отопление в пределах нормативов потребления указанных услуг.

В судебном заседании истец Ермаков Е.В. свои требования поддержал и просил их удовлетворить. Пояснил, что он также является ветераном боевых действий и пользуется мерами социальной поддержки в соответствии со ст. 16 ФЗ «О ветеранах»: получает ЕДВ и компенсацию социальных услуг через управление Пенсионного фонда, а также ЕДВ на оплату 50% за ремонт и содержание жилья. Однако денежной выплаты на оплату расходов ЖКУ в размере 50% начисленных за месяц сумм он не получает, хотя имеет на нее право как ветеран труда.

Представитель ответчика ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Белёвского района» Донченко Н.В. иск не признала. Пояснила, что истец, является ветераном боевых действий и реализовал свое право на получение мер социальной поддержки в соответствии со ст. ст. 16 и 23.1 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах»: получает ежемесячную денежную выплату по оплате 50% занимаемой общей площади жилых помещений, а также ежемесячную денежную выплату и социальный пакет. В связи с этим согласно ст. 13 ФЗ «О ветеранах» и ч. 4 ст. 8 Закона Тульской области от № 493-ЗТО действие Закона Тульской области на него не распространяется. Истец может иметь право на получение мер социальной поддержки как ветеран труда по Закону Тульской области № 493-ЗТО лишь в том случае, если он откажется от получения мер социальной поддержки ветеранов боевых действий по федеральному законодательству. По этим основаниям, изложенным в возражении на исковое заявление, в иске просила отказать.

Представитель третьего лица департамента социального развития Тульской области в суд не явился. Об уважительных причинах неявки не сообщил и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие представителя департамента социального развития Тульской области.

Заслушав стороны и исследовав представленные ими доказательства, суд приходит к следующему.

В силу пункта «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ социальная защита находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее – Закон) установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации. Согласно ст. 1 указанного Закона одними из категорий ветеранов являются ветераны боевых действий и ветераны труда.

Статьей 13 Закона установлено, что социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации; получение ежемесячной денежной выплаты; получение и содержание жилых помещений; оплату коммунальных услуг; медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание. При наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Согласно пункту 5 ст. 16 Закона одной из мер социальной поддержки ветеранов боевых действий является оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членами семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающими. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда.

В соответствии с подпунктом 3 п. 1 ст. 23.1 Закона ветераны боевых действий имеют право на ежемесячную денежную выплату.

Пунктами 2 и 3 той же ст. 23.1 Закона установлено, что если гражданин одновременно имеет право на ежемесячную денежную выплату по настоящему Федеральному закону и по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту независимо от основания, по которому она устанавливается (за исключением случаев установления ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Закона Российской Федерации от 18.06.1992 г. № 3061-1), Федеральным законом от 10.01.2002 г. № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»), ему предоставляется одна ежемесячная денежная выплата либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту по выбору гражданина. Гражданину, имеющему одновременно право на получение ежемесячной денежной выплаты по нескольким основаниям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, ежемесячная денежная выплата устанавливается по одному из них, предусматривающему более высокий размер.

В силу ст. 22 Закона меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г., определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 10 Закона меры социальной поддержки, установленные статьей 16 настоящего Федерального закона и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации, а меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со ст. 22 настоящего Федерального закона, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Меры социальной поддержки ветеранов труда в Тульской области в соответствии со ст. 22 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» установлены Законом Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» (далее – Закон Тульской области), статьей 1 которого установлено, что право на меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом, имеют ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г.

Согласно пункту 2 ст. 3 указанного Закона Тульской области ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г., при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляется мера социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50% начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

В соответствии с пунктами 3 и 4 ст. 8 Закона Тульской области при наличии у лиц, перечисленных в статье 1 настоящего Закона, права на получение одной и той же меры социальной поддержки по нескольким основаниям, предусмотренным настоящим Законом, социальная поддержка предоставляется по одному основанию по их выбору. Если гражданин одновременно имеет право на меры социальной поддержки по настоящему Закону и меры социальной поддержки, предусмотренные федеральным законодательством, независимо от основания, по которому они установлены (за исключением случаев установления ежемесячной денежной выплаты гражданам, указанным в пунктах 7 и 8 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»), действие настоящего Закона на него не распространяется.

Статьей 9 Закона Тульской области установлено, что финансирование расходов на предоставление мер социальной поддержки, установленных настоящим Законом, является расходным обязательством Тульской области.

Судом из материалов дела установлено следующее.

Ермаков Е.В. согласно выданному ему ДД.ММ.ГГГГ <адрес> удостоверению ветерана боевых действий серии № №, имеет право на льготы, установленные п. 1 ст. 16 ФЗ «О ветеранах».

Ермакову Е.В. ДД.ММ.ГГГГ назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с законодательством РФ о пенсионном обеспечении военнослужащих.

ДД.ММ.ГГГГ Ермакову Е.В. выдано удостоверение «Ветеран труда» серии № №. (л.д. 8)

Эти обстоятельства ответчиком не оспариваются.

Из объяснений сторон и представленных ими доказательств судом установлено, что истец в соответствии со ст. 23.1 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» получает ежемесячную денежную выплату с учетом отказа от набора социальных услуг (л.д. 15, 24) а также в соответствии со ст. 16 тоже Закона ежемесячную денежную выплату на содержание и ремонт жилья, исчисленную из начисленной за месяц платы за содержание жилья. (л.д. 23, 25-30)

Из содержания ст. 16 указанного Закона такой меры социальной поддержки ветеранов боевых действий, как ежемесячная денежная выплата на оплату жилищно-коммунальных услуг, не предусмотрено.

Согласно ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги включает в себя:

1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем);

2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда;

3) плату за коммунальные услуги.

Под коммунальными услугами в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307 следует понимать деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.

Доказательств того, что истец получает ежемесячную денежную выплату на оплату коммунальных услуг ответчиком не представлено.

Статьей 23.2 Закона полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, в том числе ветеранам боевых действий, переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации и установлено, что средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

Во исполнение указанной нормы Закона Федеральным законом от 2.12.2009 г. № 308-ФЗ (в ред. от 23.07.2010 г.) «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» таблица 15 приложения 17 «Распределение субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на 2010 год на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан» Тульской области предусмотрены субвенции в размере 1 228 627,4 тыс. рублей.

Проанализировав вышеуказанные правовые нормы, суд приходит к выводу о том, что мера социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление федеральным законодательством для ветеранов боевых действий не предусмотрена. Такая меры социальной поддержки установлена для ветеранов труда законодательством Тульской области и является расходным обязательством Тульской области.

В связи с этим суд признает необоснованными доводы ответчика о том, что истец реализовал свое право на получение указанной меры социальной поддержки в соответствии с федеральным законодательством. Ошибочное толкование ответчиком получаемой истцом ежемесячной денежной выплаты в размере 50% платы за содержание и ремонт жилья как ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50% начисленной за месяц платы за ЖКУ, не может являться основанием для умаления права истца на получение меры социальной поддержки.

Исходя из смысла и содержания ст. 13 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» и ст. 8 Закона Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» законодатель предусмотрел невозможность получение ветераном одной и той же меры социальной поддержки по разным основаниям и по разным уровням законодательства.

В соответствии с федеральным законодательством, в том числе Федеральным законом от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», право истца как ветерана труда на ежемесячную денежную выплату на оплату расходов в размере 50% начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление, по какому-либо основанию не предусмотрено.

Исходя из установленных обстоятельств дела и требований закона, суд находит исковые требования Ермакова Е.В. о предоставлении меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной выплаты подлежащими удовлетворению и признает за ним как за ветераном труда право на меру социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50% начисленной за месяц платы за коммунальные услуги, предусмотренной п. 2 ст. 3 Закона Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».

В целях реализации Закона Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО администрацией Тульской области принято постановление от 15.01.2010 N 30, которым утверждено Положение о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей Тульской области.

Согласно пунктам 8, 19 указанного Порядка для получения денежной выплаты граждане представляют в учреждения социальной защиты по месту жительства (или по месту пребывания) заявление с приложением необходимых документов; денежная выплата назначается с первого числа месяца, следующего за месяцем возникновения права на предоставление денежной выплаты, но не более чем за три месяца до месяца, в котором подано письменное заявление с приложением документов, указанных в пунктах 8 - 9 настоящего Положения.

Истцом представлены доказательства того, что он ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке обратился в ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Белёвского района» с заявлением о назначении ему ежемесячной денежной выплаты. (л.д. 4)

При установленных судом обстоятельствах у ответчика не было правовых оснований для отказа истцу в предоставлении меры социальной поддержки как ветерану труда.

В связи с изложенным, требования истца суд признает подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Ермакова Е.В. удовлетворить.

Обязать ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Белёвского района» назначить и выплачивать Ермакову Е.В. ежемесячную денежную выплату, предусмотренную для ветеранов труда пунктом 2 ст. 3 Закона Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его принятия судом в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Белёвский районный суд Тульской области.

Председательствующий Г.И.Тетеричев

Мотивированное решение составлено в окончательной форме 15 ноября 2010 г.