Решение от 17.11.2010 г. по иску о назначении и выплате ежемесячной денежной выплаты



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 ноября 2010 г. г. Белёв Тульской области.

Белёвский районный суд Тульской области в составе председательствующего Тетеричева Г.И., при секретаре Афониной Н.Н., с участием истца Потаповой О.М., представителя ответчика ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Белёвского района» Лещук Н.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело № 2-532 по иску Потаповой О.М. к ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Белёвского района» и департаменту социального развития Тульской области о назначении и выплате ежемесячной денежной выплаты,

установил:

Потапова О.М. обратилась в суд с иском к ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Белёвского района» и департаменту социального развития Тульской области о назначении и выплате ей ежемесячной денежной выплаты.

В обоснование своих требований указала, что она является ветераном труда, имеет выданное ей ДД.ММ.ГГГГ удостоверение «Ветеран труда». ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Белёвского района» по вопросу назначения ЕДВ, в чем ей было отказано в связи с тем, что она не достигла возраста, дающего право на назначение пенсии по старости.

Ссылаясь на нормы Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» и Закона Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО, который, по ее мнению, не содержат указаний на необходимость достижения возраста, дающего право на назначение пенсии по старости, для назначения ежемесячной денежной выплаты, просит обязать ответчика ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Белёвского района» назначить и выплачивать ей с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную денежную выплату в соответствии со ст. 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО.

В судебном заседании истец Потапова О.М. свои требования поддержала и просила их удовлетворить. Не соглашаясь с возражениями ответчика, указывала на то, что ст. 7 Закона Тульской области № 493-ЗТО, в отличие от ст. 3 того же закона, не содержит требований достижения возраста, дающего право на пенсию.

Представитель ответчика ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Белёвского района» Лещук Н.И. иск не признала. Не отрицая того, что истец имеет удостоверение ветерана труда, и что она ДД.ММ.ГГГГ обращалась в ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Белёвского района» с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты, пояснила, что истец не имеет права на ее получение, поскольку не достигла возраста, дающего право на трудовую пенсию. По этим основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление, в удовлетворении иска просила отказать.

В своих письменных возражениях на иск ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Белёвского района» ссылается на то, что в результате изменений, внесенных в законодательство Федеральным законом от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ часть льгот, в том числе льготы лицам, имеющим звание «Ветеран труда», в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции действовавшей до 1.01.2005 г.), была заменена денежным эквивалентом, то есть право на предоставление льгот трансформировалось в право на предоставление денежной выплаты, в связи с чем субъектный состав и объем правоотношений остались прежними. Ссылаясь на нормы ст. 3 Закона Тульской области, без учета которой по мнению ответчика нельзя руководствоваться ст. 7 того же Закона Тульской области, и указывая на то, что истец не достигла возраста, дающего право на назначение пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Законом РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (52 года для женщин) полагает, что исковое заявление удовлетворению не подлежит.

Представитель ответчика департамента социального развития Тульской области в суд не явился. Об уважительных причинах неявки не сообщил и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие представителя департамента социального развития Тульской области.

Заслушав объяснения сторон и исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом из материалов дела установлено следующее.

Потапова О.М. имеет удостоверение «Ветеран труда» серии № №, выданное ей ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 5)

Согласно паспорту Потапова О.М. зарегистрирована в <адрес>. (л.д. 4)

ДД.ММ.ГГГГ Потапова О.Н. обратилась в ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Белёвского района» с заявлением о назначении ей ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной ст. 7 Закона Тульской области № 493-ЗТО (л.д. 6)

Решением ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Белёвского района» № от ДД.ММ.ГГГГ Потаповой О.Н. в назначении ежемесячной денежной выплаты отказано. (л.д. 7)

В обоснование принятого решения ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Белёвского района» кроме оснований, изложенных в возражении на исковое заявление, ссылается на п. 7 административного регламента предоставления государственной услуги «Предоставление ежемесячной денежной выплаты с последующей индексацией отдельным категориям жителей Тульской области», утвержденного постановлением администрации Тульской области от 18.06.2008 г. № 339, согласно которому заявителями являются граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Тульской области, а также постоянно проживающие на территории области иностранные граждане и лица без гражданства, в том числе ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31.12.2004 г., при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами от 15.12.2001 г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», независимо от прекращения ими трудовой деятельности. Так как Потапова О.Н. не достигла возраста, дающего право на назначение пенсии в соответствии с федеральными законами №166-ФЗ и № 173-ФЗ, правовых оснований для назначения ей ежемесячной денежной выплаты не имеется.

Как следует из искового заявления, Потаповой О.М. фактически заявлено требование о признании за ней права на получение меры социальной поддержки, предусмотренной ст. 7 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 г. № 493-ЗТО: единовременной денежной выплаты ветерану труда.

В силу пункта «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ социальная защита находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее – Закон) установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации. Согласно ст. 1 указанного Закона одной из категорий ветеранов являются ветераны труда.

Согласно ст. 13 Закона социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей, в том числе, получение ежемесячной денежной выплаты.

В силу ст. 22 Закона меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г., определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 10 Закона меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со ст. 22 настоящего Федерального закона, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Меры социальной поддержки ветеранов в Тульской области в соответствии со ст. 22 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» установлены Законом Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» (далее – Закон Тульской области), согласно статьи 1 которого право на меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом, имеют ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г.

Статьей 7 Закона Тульской области установлено, что ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г., имеют право на ежемесячную денежную выплату. Ежемесячная денежная выплата назначается и выплачивается в порядке, установленном администрацией Тульской области.

Согласно ст. 9 того же Закона Тульской области финансирование расходов на предоставление мер социальной поддержки, установленных настоящим Законом, является расходным обязательством Тульской области.

Из буквального содержания ст. ст. 1 и 7 указанного Закона Тульской области следует, что по вопросу предоставления ветеранам труда меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты законодатель Тульской области в настоящее время не устанавливает для указанных лиц каких либо ограничений по возрасту, в том числе и требований достижения возраста, дающего право на назначение пенсии.

Ст. 3 Закона Тульской области, на которую ответчик ссылается в своих возражениях, устанавливает основания для предоставления мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50% начисленной за месяц платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Поскольку истцом заявлено требование о назначении ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной ст. 7 Закона Тульской области, действие ст. 3 Закона Тульской области на нее не может распространяться. Эти возражения ответчика обусловлены расширительным толкованием ст. 3 Закона Тульской области, ограничивающим право истца на меру социальной поддержки в соответствии со ст. 7 Закона Тульской области.

В связи с этим доводы ответчика о том, что для получения права на меру социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты ветеранам труда истец, имеющий удостоверение «Ветеран труда», должен достигнуть возраста, дающего право на пенсию по старости, являются необоснованными.

Пункт 7 административного регламента предоставления государственной услуги «Предоставление ежемесячной денежной выплаты с последующей индексацией отдельным категориям жителей Тульской области», утвержденного постановлением администрации Тульской области от 18.06.2008 г. № 339, на который ответчик сослался в обоснование решение об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты истцу, в силу ч. 2 ст. 11 ГПК РФ не может быть применен при разрешении спора, поскольку противоречит ст. 7 Закона Тульской области, имеющего большую юридическую силу.

Изложенное свидетельствует о том, что ответчиком ошибочно истолкованы положения упомянутых выше норм материального права, что привело к ограничению права истца на получение меры социальной поддержки ветерана труда.

Таким образом, истец Потапова О.Н. относится к категории лиц ветеран труда, обладающих правом на меру социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, предусмотренную ст. 7 Закона Тульской области 28.12.2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».

Истцом также представлены доказательства того, что других ежемесячных денежных выплат, кроме предусмотренных Законом РФ от 15.05.1991 г. № 1244-2 «О социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», она не получает. (л.д. 8)

Получение указанной выплаты в соответствии с ч. 2 ст. 23.1 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» и ч. 4 ст. 8 Закона Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО не является препятствием для назначения ежемесячной денежной выплаты ветерану труда.

При установленных судом обстоятельствах у ответчика не было правовых оснований для отказа истцу в предоставлении меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты.

В целях реализации Закона Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» администрацией Тульской области принято постановление от 15.03.2005 г. № 201, которым утвержден Порядок назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области.

Согласно пунктам 4 и 8 указанного Порядка, для назначения ежемесячной денежной выплаты граждане подают письменное заявление в орган социального развития по месту жительства. Ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату. Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема органом социального развития заявления со всеми необходимыми документами.

Истцом представлены доказательства того, что она ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке обратилась в ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Белёвского района» с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты. (л.д. 6)

В связи с изложенным требования истца к ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Белёвского района» суд признает подлежащими удовлетворению и ежемесячная денежная выплата должна быть назначена ей со дня обращения за указанной выплатой с ДД.ММ.ГГГГ

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Потаповой О.М. к ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Белёвского района»удовлетворить.

Обязать ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Белёвского района» назначить с ДД.ММ.ГГГГ и выплачивать Потаповой О.М. ежемесячную денежную выплату, предусмотренную для ветеранов труда ст. 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его принятия в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Белёвский районный суд Тульской области.

Председательствующий Г.И.Тетеричев