РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 декабря 2010 г. г. Белев Тульской области.
Белевский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Яшиной В.И.,
при секретаре Красильниковой А.С.,
с участием представителя истца - пом. прокурора Белевского района Тульской области Гавриковой Н.И., представителя ответчика - администрации МО г. Белев Белевского района по доверенности Журавлевой Л.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-506/10г. по иску прокурора Белевского района Тульской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО г. Белев Белевского района о возложении обязанности по выполнению ремонтных работ дорожного покрытия <адрес>,
установил:
Прокурор Белевского района Тульской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации МО г. Белев Белевского района о возложении обязанности по выполнению ремонтных работ дорожного покрытия <адрес>.
В обоснование заявленных требований прокурор указал на то, что при проведении прокуратурой Белевского района Тульской области совместно с <адрес> состояния дорожного покрытия <адрес> установлено его несоответствие требованиям ГОСТ Р 50597 - 93 «Автомобильные дороги и улицы», утвержденным постановлением Госстандарта от 11.10.1993 №221.
По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ <адрес> главе администрации МО г. Белёв Белевского района выдано предписание № о проведении ремонта дорожного покрытия <адрес> от <адрес> до <адрес> со сроком выполнения 14 суток.
Информация о ходе выполнения предписания ожидалась до ДД.ММ.ГГГГ
Из ответа главы администрации г.Белева Белевского района от ДД.ММ.ГГГГ № прокурору явствует, что в 2010 году возможность ремонта дорог ограничена утвержденным <адрес> на 2010г. лимитами финансирования по соответствующим расходным статьям бюджета МО г. Белев Белевского района – <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О бюджете муниципального образования г. Белев Белевского района на 2010г. и плановый период 2011 и 2012 годов».
Решением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О бюджете муниципального образования г. Белев Белевского района на 2010г. и плановый период 2011 и 2012 годов» были предусмотрены расходы на выполнение ремонта дорог в сумме № тыс. руб.
Решением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № № «О бюджете муниципального образования г. Белев Белевского района на 2010г. и плановый период 2011 и 2012 годов» лимиты финансирования ремонта дорог сокращены на №
Лимит финансирования сокращен в связи с необходимостью предотвращения Чрезвычайной ситуации на котельной № <адрес>.
По мнению истца, неисполнение указанного предписания администрацией города, существенным образом нарушает требования законодательства и права неопределенного круга граждан, предусмотренные Федеральным законом от 10.12.1995 года №196 - ФЗ «О безопасности дорожного движения», Федеральным законом от 06.10.2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 08.11.2007 года №257 – ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации».
Просит обязать администрацию МО г. Белев Белевского района провести ремонт дорожного покрытия <адрес> от <адрес> до <адрес>.
В судебном заседании пом. прокурора Белевского района Тульской области Гаврикова Н.И. заявленные требования поддержала и просила их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика администрации МО г. Белев Белевского района по доверенности Журавлева Л.С. в судебном заседании исковые требования не признала, просила в иске отказать.
При этом пояснила, что по территории МО г.Белев Белевского района проходит автомобильная дорога федерального значения 1Р 92 «Калуга – Перемышль – Белев – Орел». Данная автомобильная дорога отнесена к федеральным автомобильным дорогам в соответствии с Постановлением Правительства РСФСР от 24 декабря 1991 года «Об утверждении перечней федеральных дорог в РСФСР». Объездной дороги нет, весь поток транзитного транспорта движется по улицам города.
Часть федеральной трассы: «автомобильная дорога 1Р-92 Калуга-Перемышль-Белев-Орел» (участок км №) на баланс администрации МО г. Белев Белевского района не передавалась, поэтому ее содержание не входит в обязанности администрации города.
В 2010г. администрация МО г.Белев Белевского района принимала активные меры по благоустройству, приведению дорог улиц города в состояние, обеспечивающее безопасность дорожного движения и ремонту тротуаров. Однако, возможности ремонта дорог ограничены утвержденными <адрес> на 2010г. лимитами финансирования по соответствующим расходным статьям бюджета МО г.Белев Белевского района – <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О бюджете муниципального образования г. Белев Белевского района на 2010г. и плановый период 2011 и 2012 годов».
Бюджетные средства предоставляются организациям строго в формах, установленных Бюджетным кодексом РФ (ст. 69 Бюджетного кодекса РФ).
Таким образом, бюджетное финансирование носит строго целевой характер.
Решением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О бюджете муниципального образования г. Белев Белевского района на 2010г. и плановый период 2011 и 2012 годов» были предусмотрены расходы на выполнение ремонта дорог в сумме №., что подтверждается:
- Распределением бюджетных ассигнований бюджета муниципального образования г. Белев Белевского района на 2010 год по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджетов Российской Федерации (Приложение 4 к Решению <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О бюджете муниципального образования г. Белев Белевского района на 2010г. и плановый период 2011 и 2012 годов»);
- Ведомственной структурой расходов бюджета МО г. Белев Белевского района на 2010 г. (Приложение 7 к Решение <адрес>. № «О бюджете муниципального образования г. Белев Белевского района на 2010г. и плановый период 2011 и 2012 годов»).
Указанными актами было предусмотрено финансирование работ по капитальному ремонту дорог в сумме № руб. – текущий ремонт.
Решением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в Решение <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О бюджете муниципального образования г. Белев Белевского района на 2010г. и плановый период 2011 и 2012 годов» лимиты финансирования ремонта дорог сокращены на №
Лимит финансирования сокращен в связи с необходимостью предотвращения Чрезвычайной ситуации на котельной № <адрес>. Средства были направлены на замену аварийных паровых котлов Е-2,5-09 ГМ на водогрейные.
В пределах оставшегося лимита администрацией МО г.Белев Белевского района были и планируются к выполнению следующие работы. В ДД.ММ.ГГГГ 2010г. администрацией МО г.Белев Белевского района размещен муниципальный заказ на «Ремонт дорожного покрытия по <адрес> в <адрес>», заключен муниципальный контракт на сумму №. руб. с <адрес> ямочный ремонт асфальтового покрытия улицы <адрес>. Муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ на сумму № тыс. руб., в соответствии с муниципальным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ выполнялось восстановление дорожного покрытия после зимы <адрес>. на сумму № руб.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с исковыми требованиями в защиту интересов неопределенного круга лиц, к числу которых относятся и заявленные прокурором Белевского района Тульской области по настоящему делу требования о ремонте дорожного покрытия, поскольку это напрямую затрагивает права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц в сфере безопасности дорожного движения, отражающей степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий, предупреждения дорожно – транспортных происшествий.
Как видно из материалов дела и установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Белевского района Тульской области совместно с <адрес> проведена проверка состояния дорожного покрытия автодороги по <адрес> от <адрес> до <адрес>, о чем составлен акт выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.5).
Из акта следует, что дорожное покрытие <адрес> от <адрес> до <адрес> не соответствует требованиям ГОСТ Р 50597- 93 «Автомобильные дороги и улицы», утвержденным постановлением Госстандарта от 11.10.1993 №221.
В тот же день по результатам проверки <адрес> главе администрации МО г.Белев Белевского района ФИО1 выдано предписание № о необходимости проведения ремонта дорожного покрытия <адрес> от <адрес> соответствии с ГОСТЬ Р-50597-93 (л.д.6).
Вышеуказанное предписание администрацией МО г.Белев Белевского района исполнено не было. Из ответа главы администрации г.Белева Белевского района от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что в 2010 году возможность ремонта дорог ограничена утвержденным <адрес> на 2010г. лимитами финансирования по соответствующим расходным статьям бюджета МО г. Белев Белевского района – <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О бюджете муниципального образования г. Белев Белевского района на 2010г. и плановый период 2011 и 2012 годов» (л.д.7-8).
В статье 12 Конституции РФ в качестве одной из основ конституционного строя установлено, что местное самоуправление в пределах своих полномочий действует самостоятельно, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, при этом они обладают публично-властными полномочиями применительно к возложенным на местное самоуправление задачам, т.е. выполняют функции публичной власти на соответствующем территориальном уровне.
Согласно определению, данному в ч. 1 ст. 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ, органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования, наделены собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, среди которых дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 14; п. 5 ч. 1 ст. 15; п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона N 131-ФЗ).
Статьей 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ определено, что дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог (п. 6); под владельцами автомобильных дорог понимаются, в частности, исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно - распорядительный орган муниципального образования), владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 7), ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги (п.11).
К собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения поселений, частных автомобильных дорог (п. 10 ст. 6 указанного Закона).
Статьей 13 того же Закона определено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в том числе, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения (п.6), утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели (п.11).
Пунктом 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (с последующими изменениями и дополнениями) обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог, то есть на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.
В соответствии с пунктом 4 той же статьи органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии с Уставом МО город Белев Белевского района в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, администрация города (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Тульской области.К числу вопросов местного значения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 7 Устава) (48-50).
Как установлено из материалов дела, по территории город Белева проходит магистральная автомобильная дорога территориального значения № 1Р 92 ««Калуга – Перемышль – Белев – Орел». Объездной дороги нет. Весь поток транзитного транспорта движется по улицам города. В связи с этим дорожное полотно улиц Белева, обеспечивающих транзитное прохождение автотранспорта подвергается постоянному разрушению и по транспортно - эксплутационному и техническому состоянию не соответствует допустимым требованиям по безопасности дорожного движения, в частности, <адрес> от <адрес> до <адрес>. Дороги, проходящие по городу <адрес>, не входят в перечень территориальных автомобильных дорог общего пользования.
Из ответа начальника Федерального дорожного агентства ФГУ «Управление автомобильной магистрали Москва – Харьков Федерального дорожного агентства» следует, что по состоянию на 01.10.2010 года на балансовом счете 1.101.03 ФГУ Упрдор Москва-Харьков в составе дорожных сооружений учитывается объект «автомобильная дорога 1Р 92 «Калуга – Перемышль – Белев – Орел», местонахождение <адрес>, км №. Сведениями о принадлежности участка км № Упрдор Москва-Харьков не располагает (л.д. ).
Решением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за № утверждено Положение о порядке содержания и строительства автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах МО г.Белев Белевского района (л.д.44-47).
Решением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О бюджете муниципального образования г. Белев Белевского района на 2010г. и плановый период 2011 и 2012 годов» были предусмотрены расходы на выполнение ремонта дорог в сумме №. руб. (л.д.16-27).
Решением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в Решение <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № № «О бюджете муниципального образования г. Белев Белевского района на 2010г. и плановый период 2011 и 2012 годов» лимиты финансирования ремонта дорог сокращены на № (л.д.28-43).
Проанализировав приведенные выше правовые акты в их системной взаимосвязи, суд приходит к выводу о том, что администрация МО г.Белев Белевского района, как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, наделен полномочиями по решению вопросов, связанных с осуществлением дорожной деятельности, в том числе, и по ремонту дорожного покрытия для обеспечения безопасности дорожного движения.
С учетом изложенного, исходя из установленных по делу обстоятельств, исковые требования прокурора Белевского района Тульской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО г. Белев Белевского района о возложении обязанности по выполнению ремонтных работ дорожного покрытия <адрес> от <адрес> до <адрес> суд находит подлежащими удовлетворению.
При этом сам по себе факт отсутствия финансирования дорожной деятельности не может освобождать ответчиков от исполнения возложенной на них законом обязанности по осуществлению ремонта автомобильных дорог.
То что в отношении дорожного покрытия <адрес> от <адрес> до <адрес> в настоящее время не определен держатель и оно не включено в Единый реестр муниципальной собственности, также не может являться обстоятельством, исключающим возложение обязанности по ремонту вышеуказанной дороги на ответчиков, так как в ходе судебного разбирательства по делу ими не отрицалось, что по существу она относится к дорогам местного значения, поскольку находится в границах города.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Белевского района Тульской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО г. Белев Белевского района о возложении обязанности по выполнению ремонтных работ дорожного покрытия <адрес> от <адрес> до <адрес> удовлетворить.
Обязать администрацию МО г. Белев Белевского района провести ремонт дорожного покрытия <адрес> от <адрес> до <адрес>.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда через Белевский районный суд в течение 10 дней.
Председательствующий В.И.Яшина.