Решение от 20.12.2010 г. по иску о назначении и выплате ежемесячной денежной выплаты



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 декабря 2010 г. г. Белёв Тульской области.

Белёвский районный суд Тульской области в составе председательствующего Тетеричева Г.И., при секретаре Афониной Н.Н., с участием истца Марина С.А., представителя ответчика ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Белёвского района» Донченко Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело № 2-583 по иску Марина С.А. к ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Белёвского района» о назначении и выплате ежемесячной денежной выплаты,

установил:

Марин С.А. обратился в суд с иском к ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Белёвского района» и департаменту социального развития Тульской области о назначении и выплате ей ежемесячной денежной выплаты.

Свои требования мотивировал тем, что он является ветераном труда, имеет выданное ДД.ММ.ГГГГ удостоверение «Ветеран труда». ДД.ММ.ГГГГ он обратился в ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Белёвского района» с заявлением о назначении ему в соответствии с Законом Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО ежемесячной денежной выплаты как ветерану труда. Решением от ДД.ММ.ГГГГ он получил отказ в назначении ежемесячной денежной выплаты.

Ссылаясь на нормы Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» и ст. ст. 1, 3 и 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО, которые, по его мнению, не содержат указаний на необходимость достижения возраста, дающего право на назначение пенсии по старости, для назначения ежемесячной денежной выплаты, уточнив свои требования, и предъявляя их к ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Белёвского района» (л.д. 20), просит обязать ответчика назначить и выплачивать ему ежемесячную денежную выплату в согласно ст. 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО с момента обращения.

В судебном заседании истец Марин С.А. свои требования к ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Белёвского района» поддержал и просил их удовлетворить и обязать ответчика назначить и выплачивать ему ежемесячную денежную выплату с момента обращения с ДД.ММ.ГГГГ Пояснил, что отказ в назначении ежемесячной выплаты в департамент социального развития Тульской области он не обжаловал, требований к департаменту не имеет.

Представитель ответчика ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Белёвского района» Донченко Н.В. иск не признала. Не отрицая того, что истец имеет удостоверение ветерана труда, и что он ДД.ММ.ГГГГ обращался в ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Белёвского района» с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты, пояснил, что истец не имеет права на ее получение, поскольку не достиг возраста, дающего право на трудовую пенсию. По этим основаниям, изложенным в возражении на исковое заявление, в удовлетворении иска просила отказать.

В своем письменном возражении на иск ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Белёвского района» ссылается на то, что в результате изменений, внесенных в законодательство Федеральным законом от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ часть льгот, в том числе льготы лицам, имеющим звание «Ветеран труда», в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции действовавшей до 1.01.2005 г.), была заменена денежным эквивалентом, то есть право на предоставление льгот трансформировалось в право на предоставление денежной выплаты, в связи с чем субъектный состав и объем правоотношений остались прежними. Ссылаясь на нормы ст. 3 Закона Тульской области и указывая на то, что истец не достиг возраста, дающего право на назначение пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Законом РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (57 лет для мужчин) полагает, что исковое заявление удовлетворению не подлежит.

Ответчик департамент социального развития Тульской области просил рассмотреть дело в отсутствие его представителя с направлением копии решения суда. В удовлетворении заявленных истцом требований просил отказать по основаниям, изложенным в возражении на исковое заявление. В своем возражении на иск ссылается на то, что мера социальной поддержки: ежемесячная денежная выплата, - выделена в отдельную статью по аналогии с федеральным законодательством, однако, нельзя руководствоваться ст. 7 без учета ст. 3 Закона Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО. Поскольку правоотношения по предоставлению льгот, а затем мер социальной поддержки, являются длящимися, круг лиц, имеющих право на меры социальной поддержки по ст. 7 Закона Тульской области в совокупности со ст. 3 указанного Закона, должен совпадать с кругом лиц, имеющих право на льготы по ст. 22 ФЗ «О ветеранах» (в ред. до 22.08.2004 г.), а у истца права на льготы по указанной норме закона до 1 января 2005 г. не было.

Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие представителя департамента социального развития Тульской области.

Заслушав объяснения сторон и исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом из материалов дела установлено следующее.

Марин С.А. имеет удостоверение «Ветеран труда» серии №, выданное ему ДД.ММ.ГГГГ Белевским отделом социальной защиты населения. (л.д. 5)

Согласно паспорту (л.д. 6) Марин С.А. зарегистрирован в <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ Марин С.А. обратился в ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Белёвского района» с заявлением о назначении ему ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной ст. 7 Закона Тульской области № 493-ЗТО (л.д. 8)

Решением ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Белёвского района» № от ДД.ММ.ГГГГ Марину С.А. в назначении ежемесячной денежной выплаты отказано. (л.д. 9-10)

В обоснование принятого решения ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Белёвского района» кроме оснований, изложенных в возражении на исковое заявление, ссылается на п. 7 административного регламента предоставления государственной услуги «Предоставление ежемесячной денежной выплаты с последующей индексацией отдельным категориям жителей Тульской области», утвержденного постановлением администрации Тульской области от 18.06.2008 г. № 339, согласно которому заявителями являются граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Тульской области, а также постоянно проживающие на территории области иностранные граждане и лица без гражданства, в том числе ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31.12.2004 г., при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами от 15.12.2001 г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», независимо от прекращения ими трудовой деятельности. Так как Марин С.А. не достиг возраста, дающего право на назначение пенсии в соответствии с федеральными законами №166-ФЗ и № 173-ФЗ, правовых оснований для назначения ей ежемесячной денежной выплаты не имеется.

Как следует из иска, Мариным С.А. фактически заявлено требование о признании за ним права на получение меры социальной поддержки, предусмотренной ст. 7 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 г. № 493-ЗТО – единовременной денежной выплаты ветерану труда.

В силу пункта «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ социальная защита находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее – Закон) установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации. Согласно ст. 1 указанного Закона одной из категорий ветеранов являются ветераны труда.

Согласно ст. 13 Закона социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей, в том числе, получение ежемесячной денежной выплаты.

В силу ст. 22 Закона меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г., определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Меры социальной поддержки ветеранов в Тульской области в соответствии со ст. 22 Закона установлены Законом Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» (далее – Закон Тульской области), согласно статьи 1 которого право на меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом, имеют ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г.

Статьей 7 Закона Тульской области установлено, что ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г., имеют право на ежемесячную денежную выплату. Ежемесячная денежная выплата назначается и выплачивается в порядке, установленном администрацией Тульской области.

Согласно ст. 9 того же Закона Тульской области финансирование расходов на предоставление мер социальной поддержки, установленных настоящим Законом, является расходным обязательством Тульской области.

Из буквального содержания ст. ст. 1 и 7 указанного Закона Тульской области следует, что по вопросу предоставления ветеранам труда меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты законодатель Тульской области в настоящее время не устанавливает для указанных лиц каких либо ограничений по возрасту. Требований достижения возраста, дающего право на назначение пенсии, законодателем Тульской области для получения ветераном труда ежемесячной денежной выплаты не установлено.

Ст. 3 Закона Тульской области, на которую ответчики ссылаются в своих возражениях, устанавливает основания для предоставления мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50% начисленной за месяц платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Тогда как истцом заявлено требование о назначении ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной ст. 7 Закона Тульской области.

В связи с этим доводы ответчиков о том, что для получения права на меру социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты ветеранам труда истец, имеющий удостоверение «Ветеран труда», должен достигнуть возраста, дающего право на назначение трудовой пенсии по старости, являются необоснованными.

Пункт 7 административного регламента предоставления государственной услуги «Предоставление ежемесячной денежной выплаты с последующей индексацией отдельным категориям жителей Тульской области», утвержденного постановлением администрации Тульской области от 18.06.2008 г. № 339, на который ответчик сослался в обоснование решение об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты истцу, в силу ч. 2 ст. 11 ГПК РФ не может быть применен при разрешении спора, поскольку противоречит ст. 7 Закона Тульской области, имеющего большую юридическую силу.

Изложенное свидетельствует о том, что ответчиком ошибочно истолкованы положения упомянутых выше норм материального права, что привело к ограничению права истца на получение мер социальной поддержки ветеранов труда.

Таким образом, истец Марин С.А. относится к категории лиц ветеран труда, обладающих правом на меру социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, предусмотренную ст. 7 Закона Тульской области 28.12.2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».

Истцом также представлены доказательства того, что других ежемесячных денежных выплат, кроме предусмотренных Законом РФ от 15.05.1991 г. № 1244-2 «О социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», он не получает. (л.д. 11)

Получение указанной выплаты в соответствии с ч. 2 ст. 23.1 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» и ч. 4 ст. 8 Закона Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО не является препятствием для назначения ежемесячной денежной выплаты ветерану труда.

При установленных судом обстоятельствах у ответчика не было правовых оснований для отказа истцу в предоставлении указанной меры социальной поддержки.

В целях реализации Закона Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» администрацией Тульской области принято постановление от 15.03.2005 г. № 201, которым утвержден Порядок назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области.

Согласно пунктам 4 и 8 указанного Порядка, для назначения ежемесячной денежной выплаты граждане подают письменное заявление в орган социального развития по месту жительства. Ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату. Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема органом социального развития заявления со всеми необходимыми документами.

Истцом представлены доказательства того, что он в установленном порядке обратился в ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Белёвского района» с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты, и его заявление принято ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8)

В связи с изложенным требования истца к ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Белёвского района» суд признает подлежащими удовлетворению и ежемесячная денежная выплата должна быть назначена ему со дня обращения за указанной выплатой с ДД.ММ.ГГГГ

Руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Марина С.А. удовлетворить.

Обязать ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Белёвского района» назначить Марину С.А. с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную денежную выплату, предусмотренную для ветеранов труда ст. 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его принятия судом в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Белёвский районный суд Тульской области.

Председательствующий Г.И.Тетеричев

Мотивированное решение составлено в окончательной форме 24 декабря 2010 г.