РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 декабря 2010 г. г. Белёв Тульской области.
Белёвский районный суд Тульской области в составе председательствующего Тетеричева Г.И., при секретаре Афониной Н.Н., с участием истца Фединой Т.Ю., представителя ответчика Суминой М.С., представителей третьего лица МУЗ «Белёвская ЦРБ» Филипповой А.Н. и Смирновой С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело № 2-540 по иску Фединой Т.Ю. к управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Белёвском районе Тульской области о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости,
установил:
Федина Т.Ю. обратилась в суд с иском о признании незаконным решения комиссии управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Белёвском районе Тульской области (далее – УПФ РФ (ГУ) в Белёвском районе) об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости и признании за ней права на досрочную трудовую пенсию по старости, мотивируя свои требования следующим.
В ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в УПФ РФ (ГУ) в Белёвском районе с заявлением о назначении досрочно трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» как лицу, осуществляющему лечебную деятельность в учреждении здравоохранения в сельской местности более 25 лет. Решением комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ в назначении досрочно трудовой пенсии ей отказано из-за отсутствия требуемого специального стажа 30 лет.
С указанным решением она не согласна, поскольку она осуществляла лечебную деятельность в сельской местности более 25 лет:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>
- с ДД.ММ.ГГГГ работает <данные изъяты> <адрес>.
Работая в должности <данные изъяты>, она фактически обслуживала население сельской местности и оказывала медицинскую помощь жителям <адрес>.
Просит признать решение комиссии УПФ РФ (ГУ) в Белёвском районе № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, признать за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и обязать УПФ РФ (ГУ) в Белёвском районе назначить ей досрочно трудовую пенсию по старости.
В судебном заседании Федина Т.Ю. уточнив свои исковые требования, просила их удовлетворить, включив период ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> <адрес> в стаж работы в сельской местности, засчитав стаж ее работы в сельской местности в стаж для назначения досрочно трудовой пенсии по старости из расчета 1 год за 1 год и 3 месяца работы, и обязать УПФ РФ (ГУ) в Белёвском районе назначить ей досрочно трудовую пенсию по старости с момента обращения с заявлением о назначении пенсии.
Не отрицая того, что <данные изъяты> был создан на предприятии численностью работающих более 500 человек, и что она оказывала медицинскую помощь работникам предприятия, пояснила суду, что, несмотря на то, что помещение <данные изъяты> а с ДД.ММ.ГГГГ г. <данные изъяты> <адрес>, расположено в <адрес>, в силу того, что земли <данные изъяты> находились за пределами города, она фактически оказывала медицинскую помощь жителям сельской местности, в том числе жителям <адрес>. За работу в сельской местности она с ДД.ММ.ГГГГ. получала доплату в размере 12,5%, а с ДД.ММ.ГГГГ г. – 25% оклада. Считает, что период ее работы ДД.ММ.ГГГГ по момент обращения с заявлением о назначении пенсии должен быть включен в ее специальный стаж в льготном исчислении.
Ответчик УПФ РФ (ГУ) в Белёвском районе в возражении на исковое заявление (л.д. 115-117) и его представитель Сумина М.С. в судебном заседании требования истца не признали, считая отказ в назначении истцу пенсии правомерным.
В обоснование своих возражений ответчик указал на то, что факт нахождения структурного подразделения учреждения здравоохранения, в котором работала истец, в сельской местности не установлен, поскольку <данные изъяты> а затем <данные изъяты> <адрес>, расположен по адресу <адрес>. Стаж работы истца в учреждениях здравоохранения на момент обращения с заявлением о назначении пенсии составил №.
Представитель ответчика Сумина М.С., не отрицая того обстоятельства, что истец обслуживала население <адрес>, помимо доводов возражения, пояснила следующее. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня. Истец ни при обращении с заявлением о назначении пенсии, ни в суде, не подтвердила того, что в спорный период она в течение полного рабочего дня работала в сельской местности. Истец работала <данные изъяты> созданного для медицинского обслуживания работников предприятия, ее рабочее место находилось в городе, и она не могла работать в сельской местности полный рабочий день. В связи с этим ее работа в спорный период с ДД.ММ.ГГГГ не может быть засчитана в специальный стаж как работа в сельской местности. Кроме того, работодатель в индивидуальных сведениях на истца не сообщал сведений об особых условиях работы в сельской местности. При рассмотрении заявления Фединой Т.Ю. о назначении пенсии было установлено, что она не имеет ни 25 лет стажа работы в сельской местности, ни 30 лет медицинского стажа работы на селе и в городе.
Представитель третьего лица МУЗ «Белёвская ЦРБ» Филиппова А.Н. полагала, что требования Фединой Т.Ю. являются обоснованными, поскольку она обслуживала население сельской местности. Пояснила суду, что исходя из специфики работы <данные изъяты> Федина Т.Ю. кроме работников предприятия обслуживала население <адрес>. Никакими специальными приказами это не оформлялось. В соответствии с приказами Минздрава, а затем Положением об оплате труда, медицинским работникам, работающим на селе, устанавливались повышенные на 25% оклады. С ДД.ММ.ГГГГ. Федина Т.Ю. получала доплату за работу в сельской местности в размере 12,5 %, а с ДД.ММ.ГГГГ г. – в размере 25%. В связи с чем с ДД.ММ.ГГГГ г. доплата Фединой Т.Ю. производилась не в полном размере, ей не известно, поскольку никаких приказов об этом в МУЗ «Белёвская ЦРБ не имеется.
Представитель третьего лица МУЗ «Белёвская ЦРБ» Смирнова С.А. с доводами Филипповой А.Н. согласилась. Также пояснила, что <данные изъяты> и их персонал руководствовались типовыми должностными инструкциями, в настоящее время инструкции для них разработаны и утверждены МУЗ «Белёвская ЦРБ».
Заслушав лиц, участвующих в деле, и исследовав представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.
Как следует из заявленных требований, истцом предъявлено требование о признании за ней права на досрочную трудовую пенсию по старости.
В соответствии со ст. 7 и подпунктом 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста 55 лет женщинами и 60 лет мужчинами лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах.
Пунктом 2 ст.27 указанного Федерального закона определено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, право на пенсию за выслугу лет имеет средний медицинский персонал, в том числе заведующий фельдшерско-акушерским пунктом, заведующий фельдшерским здравпунктом, фельдшер.
Из представленных истцом доказательств: ее трудовой книжки (л.д. 65-68), выписки из приказа (л.д. 69), - следует, что трудовой стаж Фединой Т.Ю. включает следующие периоды:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты>
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>
- с ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>
Решением УПФ РФ (ГУ) в Белёвском районе № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17) Фединой Т.Ю. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ по причине отсутствия требуемого специального стажа лечебной деятельности по охране здоровья населения 30 лет.
В зачет специального стажа работы лечебной деятельности по охране здоровья населения не приняты период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> и периоды прохождения повышения квалификации. В этой части решение пенсионного органа истцом не оспаривается.
Не оспариваемый ответчиком специальный стаж Фединой Т.Ю. на ДД.ММ.ГГГГ составил №. (л.д. 193)
Факт работы истца в сельской местности в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, равно как подтверждение комиссией МУЗ «Белёвская ЦРБ» факта выполнения Фединой Т.Ю. работы, связанной с лечебной деятельностью по охране здоровья в период ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> и с ДД.ММ.ГГГГ на <данные изъяты> <адрес> (л.д. 15-16) ответчиком не оспариваются.
То обстоятельство, что помещение здравпункта <данные изъяты> а с ДД.ММ.ГГГГ фельдшерско-акушерского пункта <адрес> расположено по адресу <адрес> сторонами также не оспаривается и подтверждается приложением к лицензии (л.д.118), справкой МУЗ «Белёвская ЦРБ (л.д. 172).
Приказом Министерства здравоохранения СССР от 11.10.1982 г. № 999 «О штатных нормативах медицинского и педагогического персонала городских поликлиник, расположенных в городах с населением свыше 25 тысяч человек» (п. 1.6 приложения 1) установлены штатные нормативы медицинского персонала фельдшерских здравпунктов, в соответствии с которыми здравпункты создаются при численности работников (учащихся) не менее 500 человек.
На момент спорных правоотношений действовали приказ Министерства здравоохранения СССР от 3.01.1978 г. № 12 «О состоянии и мерах по дальнейшему улучшению медицинской помощи трудящихся промышленности, строительства и транспорта» и приказ Минздравмедпрома РФ от 23.06.1994 г. № 130 «Об организации медицинской помощи работающим на предприятиях промышленности, строительства, транспорта, связи в условиях обязательного медицинского страхования населения».
Приказом Минздрава СССР от 3.01.1978 г. № 12 утверждено Положение о фельдшерском здравпункте (приложение № 5), из которого следует, что фельдшерский здравпункт организуется при промышленных, строительных и транспортных предприятиях, учебных заведениях и т.д. в соответствии с действующими штатными нормативами и является структурным подразделением поликлиники (амбулатории). Время работы фельдшерского здравпункта определяется в установленном порядке применительно к режиму работы предприятия, организации, учреждения, при котором он организуется.
Фельдшерский здравпункт возглавляется фельдшером и работает под руководством врача-участкового терапевта цехового врачебного участка, а при отсутствии участковости - руководителя поликлиники (амбулатории), в состав которой входит здравпункт.
Основными задачами фельдшерского здравпункта является:
а) оказание первой доврачебной помощи при травмах, профессиональных отравлениях и внезапных заболеваниях, направление больных и пострадавших в поликлинику (амбулаторию) или больницу в зависимости от медицинских показаний;
б) организация транспортировки больных и пострадавших в необходимых случаях; освобождение рабочих или служащих от работы до конца смены с выдачей справки, которая обменивается на больничный листок в соответствии с действующими правилами выдачи больничных листков;
в) участие в разработке мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости, инвалидности и травматизма.
В соответствии с основными задачами фельдшерский здравпункт проводит:
а) учет длительно и часто болеющих и инвалидов;
б) подготовительные мероприятия по организации периодических и целевых медицинских осмотров и диспансеризации в соответствии с приказами, инструкциями Министерства здравоохранения СССР;
в) по назначению врача противорецидивное лечение лиц, находящихся на диспансерном наблюдении;
г) совместно с профсоюзной организацией работу по контролю за выполнением администрацией предприятия, организации, учреждения требований врачей по трудоустройству больных и инвалидов;
д) учет беременных и подростков;
е) санитарно-просветительную работу.
Фельдшерский здравпункт организует и проводит обучение рабочих и служащих по оказанию само- и взаимопомощи, а также подготовку санитарных постов.
Помещения для организации фельдшерского здравпункта, как и его уборка, ремонт и оплата за коммунальные услуги предоставляются и обеспечиваются администрацией соответствующего предприятия, организации, учреждения.
Приказом Минздравмедпрома РФ от 23.06.1994 г. № 130 утверждены Положение о фельдшерском здравпункте (приложение № 5) и Положение о фельдшере здравпункта (приложение № 6)
В соответствии с Положением о фельдшерском здравпункте фельдшерский здравпункт - структурное подразделение учреждения здравоохранения или предприятия промышленности, строительства, транспорта, связи, предназначенное для оказания первичной медицинской помощи трудящимся и учащимся учебных заведений.
Фельдшерский здравпункт может быть организован: пределах действующих рекомендательных штатных нормативов на предприятиях с различными формами собственности, в учебных заведениях, является структурным подразделением государственного территориального лечебно-профилактического учреждения или медико-санитарной части и финансируется из средств бюджета.
Основной задачей фельдшерского здравпункта является оказание первичной доврачебной помощи рабочим, служащим и учащимся, участие в проведении профилактических мероприятий, направленных на снижение заболеваемости, травматизма и инвалидности.
Фельдшерский здравпункт размещается в помещении, предоставленном предприятием (учебным заведением) промышленности, строительства, транспорта, связи. Независимо от форм собственности содержание помещения обеспечивает предприятие (учебное заведение).
Согласно Положению о фельдшере здравпункта фельдшер здравпункта оказывает первичную доврачебную помощь трудящимся и учащимся непосредственно по месту работы или учебы, принимает участие в организации и проведении мер по профилактике заболеваемости, выполняет в пределах своей компетенции лечебные процедуры по назначению врача и осуществляет контроль за соответствием состояния здоровья трудящихся условиям труда.
Исходя из вышеуказанных нормативных правовых актов, здравпункты создавались при предприятиях с численностью работающих более 500 человек для оказания первичной доврачебной помощи работникам предприятия и их медицинского обслуживания непосредственно по месту работы, что являлось и основной обязанностью фельдшера здравпункта.
Согласно штатных расписаний здравпункта совхоза <данные изъяты> за ДД.ММ.ГГГГ г.г. (л.д. 70-78, 125-170) число должностей медицинского персонала в нем составляло 1 единицу: <данные изъяты>.
Таким образом истец, работая в должности <данные изъяты> здравпунктом совхоза <данные изъяты> являлась единственным сотрудником среднего медицинского персонала здравпункта, на которого возлагались обязанности по оказанию медицинской помощи работникам совхоза <данные изъяты>
В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня.
Такая же норма содержится в п. 5 разъяснений Минтруда РФ от 22.05.1996 г. № 5, утвержденных Постановлением Минтруда РФ от 22.05.1996 г. № 29. При этом под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.
Численность населения <адрес> 288 человек (л.д. 26, 27) не сопоставима с численностью работников совхоза <данные изъяты> не менее 500 человек, при которой мог быть создан здравпункт.
Как следует из справки МУЗ «Белёвская ЦРБ» (л.д. 260) надбавку за работу на селе истец получала с ДД.ММ.ГГГГ г. в размере 12,5%.
Эти сведения подтверждаются карточками-справками на Федину Т.Ю. за период ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 79-110, 173-179).
В то же время в соответствии с Положением об оплате труда работников здравоохранения, утвержденным приказом Минздрава РФ от 15.10.1999 г. № 377, специалистам, работающим на селе, устанавливаются оклады (ставки), повышенные на 25 процентов по сравнению с окладами (ставками) специалистов, занимающимися этим видом деятельности в городских условиях.
Фельдшерско-акушерский пункт для обслуживания населения поселка <данные изъяты> открыт решением <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ №. (л.д. 235)
С ДД.ММ.ГГГГ г. истец получает надбавку за работу на селе в размере 25%. (л.д. 260, 109-110, 173-179).
Совокупность вышеизложенных доказательств позволяет суду сделать вывод о том, что основной трудовой функцией истца, как заведующей и единственного сотрудника среднего медицинского персонала здравпункта совхоза <данные изъяты> расположенного в городе, являлось оказание первичной доврачебной помощи работникам предприятия, при котором был создан здравпункт - совхоза <данные изъяты>
Истцом не представлено доказательств того, что в период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заведующей расположенным в городе Белёве здравпунктом совхоза <данные изъяты> она не менее 80 процентов рабочего времени осуществляла лечебную деятельность по охране здоровья населения в сельской местности.
Тот факт, что истец ДД.ММ.ГГГГ г. получала как заведующая здравпунктом совхоза <данные изъяты> надбавку к окладу за работу в сельской местности в размере 12,5%, а не на 25 %, может свидетельствовать лишь о том, что на обслуживание населения сельской местности ею затрачивалось менее 80 процентов рабочего времени.
Представленные истцом дневники работы здравпункта совхоза <данные изъяты> и ФАП <адрес> за ДД.ММ.ГГГГ г.г. (л.д. 28-50) суд не может принять как достоверные доказательства того, что истец не менее 80 процентов рабочего времени обслуживала население сельской местности. Указанные документы составлены непосредственно истцом, а содержащиеся в них сведения указывают на то, что амбулаторная работа преобладала над оказанием помощи на дому.
Должностная инструкция фельдшера, не содержащая сведений о ее утверждении (л.д. 20-21), равно как и должностная инструкция заведующей здравпунктом, имеющая идентичное содержание и не имеющая сведений о дате ее утверждения (л.д. 180-181), также не могут рассматриваться как доказательство того, что истец полный рабочий день занималась оказанием медицинской помощи в сельской местности. Кроме того, указанные документы противоречат Положениям о фельдшерском здравпункте и фельдшере здравпункта, утвержденным приказами Минздрава СССР от 3.01.1978 г. № 12 и Минздравмедпрома РФ от 23.06.1994 г. № 130.
При таких обстоятельствах оснований для зачета периода работы истца <данные изъяты> здравпунктом совхоза <данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ как периода работы в сельской местности, не имеется и, следовательно, оснований для исчисления в спорный период специального стажа работы из расчета № также не имеется.
В связи с этим суд соглашается с доводами ответчика о том, что истец не имеет специального стажа работы в сельской местности 25 лет.
С учетом того, что работа истца протекала как в сельской местности, так и в городе, продолжительность ее трудового стажа, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии, должна составлять 30 лет.
Поскольку при обращении истца в УПФ РФ (ГУ) в Белёвском районе с заявлением о назначении пенсии ее специальный стаж работы по осуществлению лечебной деятельности по охране здоровья населения в сельской местности составил менее 25 лет, и в целом стаж работы по осуществлению лечебной деятельности по охране здоровья населения менее 30 лет, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» истец не приобрела, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Поскольку оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется, в иске должно быть отказано.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Фединой Т.Ю. к управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Белёвском районе Тульской области о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости отказать.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его принятия судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда через Белёвский районный суд.
Председательствующий Г.И.Тетеричев
Мотивированное решение составлено в окончательной форме 27 декабря 2010 г.