Решение от 13.01.2011г. по иску о назначении и выплате ЕДВ



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 января 2011 г. г. Белёв Тульской области.

Белёвский районный суд Тульской области в составе председательствующего Тетеричева Г.И., при секретаре Афониной Н.Н., с участием истца Петрова А.Б., представителя ответчика ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Белёвского района» Донченко Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело № 2-8/2011 по иску Петрова А.Б. к ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Белёвского района» и департаменту социального развития Тульской области о предоставлении меры социальной поддержки,

установил:

Петров А.Б. обратился в суд с иском к ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Белёвского района» (далее - ГУ ТО «УСЗН Белёвского района») и департаменту социального развития Тульской области о назначении и выплате ему ежемесячной денежной выплаты в соответствии со ст. 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».

В обоснование своих требований указал, что он является ветераном труда, имеет удостоверение «Ветеран труда». Статьями 1 и 7 Закона Тульской области № 493-ЗТО предусмотрено право ветеранов труда на ежемесячную денежную выплату. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в ГУ ТО «УСЗН Белёвского района» с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты (далее – ЕДВ) как ветерану труда. В назначении ЕДВ ему было отказано в связи с не достижением возраста, дающего право на назначение пенсии по старости.

Ссылаясь на нормы Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» и указывая на то, что Закон Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО не содержит указаний на необходимость достижения им возраста, дающего право на назначение пенсии по старости для назначения ЕДВ, просит обязать ответчика ГУ ТО «УСЗН Белёвского района» назначить ему в соответствии со ст. 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО и выплачивать ежемесячную денежную выплату с ДД.ММ.ГГГГ

В судебном заседании истец свои требования поддержал в полном объеме. Пояснил, что с отказом в назначении ЕДВ он не согласен. По основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил обязать ГУ ТО «УСЗН Белёвского района» назначить и выплачивать ему с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную денежную выплату в соответствии со ст. 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО.

Представитель ответчика ГУ ТО «УСЗН Белёвского района» Донченко Н.В. иск не признала. Не оспаривая того, что истец является ветераном труда, и что он ДД.ММ.ГГГГ обращался в ГУ ТО «УСЗН Белёвского района» с заявлением о назначении ЕДВ, пояснила, что истец не имеет права на ее получение, поскольку не достиг возраста, дающего право на трудовую пенсию и не является пенсионером. По этим основаниям, изложенным в возражении на исковое заявление, в удовлетворении иска просила отказать.

В письменном возражении на иск ГУ ТО «УСЗН Белёвского района» ссылается на то, что в результате изменений, внесенных в законодательство Федеральным законом от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ часть льгот, в том числе льготы лицам, имеющим звание «Ветеран труда», в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции действовавшей до 1.01.2005 г.), была заменена денежным эквивалентом, то есть право на предоставление льгот трансформировалось в право на предоставление денежной выплаты, в связи с чем субъектный состав и объем правоотношений остались прежними. Ссылаясь на нормы ст. 3 Закона Тульской области и указывая на то, что истец не достиг возраста, дающего право на назначение пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Законом РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (57 лет для мужчин) считает, что исковое заявление удовлетворению не подлежит.

Ответчик департамент социального развития Тульской области просил рассмотреть дело без участия его представителя с направлением копии решения суда. В удовлетворении заявленных истцом требований просил отказать по основаниям, изложенным в возражении на исковое заявление. В возражении на иск указывает на то, что мера социальной поддержки: ежемесячная денежная выплата, - выделена в отдельную статью по аналогии с федеральным законодательством, однако, нельзя руководствоваться ст. 7 без учета ст. 3 Закона Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО. Поскольку правоотношения по предоставлению льгот, а затем мер социальной поддержки, являются длящимися, круг лиц, имеющих право на меры социальной поддержки по ст. 7 Закона Тульской области в совокупности со ст. 3 указанного Закона, должен совпадать с кругом лиц, имеющих право на льготы по ст. 22 ФЗ «О ветеранах» (в ред. до 22.08.2004 г.), а у истца права на льготы по указанной норме закона до 1 января 2005 г. не было. Поэтому истец может реализовать право на меры социальной поддержки при достижении возраста, дающего право на трудовую пенсию.

Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие представителя департамента социального развития Тульской области.

Заслушав стороны и исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела судом установлено следующее.

Истец Петров А.Б. имеет удостоверение «Ветеран труда» серии №, выданное ему ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7)

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ГУ ТО «УСЗН Белёвского района» с заявлением назначении ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной ст. 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО. (л.д. 9)

Решением от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10) ему письменно сообщено об отсутствии правовых оснований для назначения ЕДВ в связи с тем, что он не достиг возраста, дающего право на назначение пенсии по старости в соответствии с федеральными законами № 173-ФЗ и № 166-ФЗ.

Суд с доводами ответчика согласиться не может, поскольку, являясь по существу ограничительным толкованием норм Закона Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», они умаляют предоставленное законодателем Тульской области отдельным категориям граждан, в том числе ветеранам труда, право на получение мер социальной поддержки.

Эти выводы суд обосновывает следующим.

Как следует из иска, Петровым А.Б. фактически заявлено требование о признании за ним права на получение меры социальной поддержки, предусмотренной ст. 7 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 г. № 493-ЗТО - единовременной денежной выплаты ветерану труда.

В силу пункта «ж» части 1 ст. 72 Конституции РФ социальная защита находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации. Согласно ст. 1 указанного Закона одной из категорий ветеранов являются ветераны труда.

Статьей 13 Закона установлено, что социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей, в том числе, получение ежемесячной денежной выплаты.

В силу ст. 22 Закона меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г., определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Меры социальной поддержки ветеранов труда в Тульской области в соответствии со ст. 22 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» установлены Законом Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» (далее – Закон Тульской области), согласно статьи 1 которого право на меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом, имеют ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г.

Статьей 7 указанного Закона Тульской области установлено, что ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г., имеют право на ежемесячную денежную выплату. Ежемесячная денежная выплата назначается и выплачивается в порядке, установленном администрацией Тульской области.

Из буквального содержания ст. ст. 1 и 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО следует, что по вопросу предоставления ветеранам труда меры социальной поддержки в виде ЕДВ законодатель Тульской области в настоящее время не устанавливает для указанной категории ветеранов каких либо ограничений по возрасту. Требований достижения возраста, дающего право на трудовую пенсию, законодателем Тульской области для получения ветераном труда ЕДВ не установлено. Не установлено таких требований для назначения ЕДВ ветеранам труда и федеральным законодательством.

Ст. 3 Закона Тульской области, на которую ответчик ссылается в своих возражениях, устанавливает основания для предоставления мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50% начисленной за месяц платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Тогда как истцом заявлено требование о назначении ежемесячной денежной выплаты в соответствии со ст. 7 Закона Тульской области.

В связи с этим доводы ответчиков о том, что для получения права на меру социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты ветеранам труда истец, имеющий удостоверение «Ветеран труда», должен достигнуть возраста, дающего право на трудовую пенсию, являются необоснованными.

Порядок назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области в соответствии с Законом Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» утвержден постановлением администрации Тульской области от 15.03.2005 г. № 201. Согласно пунктам 4 и 8 указанного Порядка, для назначения ежемесячной денежной выплаты граждане подают письменное заявление в орган социального развития по месту жительства с приложением необходимых документов. Ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату. Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема органом социального развития заявления со всеми необходимыми документами.

Истцом представлены доказательства того, что он ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке обращался в орган социального развития по месту жительства с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты. (л.д. 9)

Истец постоянно зарегистрирован в <адрес> (л.д. 6), проходит службу в <данные изъяты>. (л.д. 11)

Истец имеет право на пенсию за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» как сотрудник <данные изъяты>. (л.д. 12-15, 16)

В соответствии с правовой позицией, выраженной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.03.2004 г. № 6-П, выслуга лет, выступая в качестве самостоятельного правового основания назначения пенсии лицам, проходившим военную и правоохранительную службу, по своему характеру является специальным трудовым стажем, приобретаемым именно в процессе службы. Достижение требуемой для назначения пенсии выслуги освобождает от необходимости продолжения службы, но не влечет обязанности прекратить ее.

В связи с изложенным то обстоятельство, что истец имеет право на получение пенсии за выслугу лет, но не воспользовался предоставленным ему правом и продолжает службу в <данные изъяты> исходя из требований Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» и Закона Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» не может служить основанием для отказа в назначении ему ежемесячной денежной выплаты.

Таким образом истец Петров А.Б. относится к категории лиц ветеран труда, обладающих правом на меру социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, предусмотренную ст. 7 Закона Тульской области 28.12.2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».

При установленных судом обстоятельствах у ответчика ГУ ТО «УСЗН Белёвского района» не было правовых оснований для отказа истцу в удовлетворении заявления о предоставлении меры социальной поддержки как ветерану труда.

Изложенное свидетельствует о том, что ответчиком ГУ ТО «УСЗН Белёвского района» ошибочно истолкованы положения упомянутых выше норм материального права, что привело к ограничению права истца на получение меры социальной поддержки.

В связи с изложенным требования истца к ГУ ТО «УСЗН Белёвского района» суд признает подлежащими удовлетворению и ежемесячная денежная выплата должна быть назначена ему со дня обращения за указанной выплатой.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Петрова А.Б. к ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Белёвского района» удовлетворить.

Обязать ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Белёвского района» назначить Петрову А.Б. с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную денежную выплату, предусмотренную для ветеранов труда ст. 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Белёвский районный суд Тульской области.

Председательствующий Г.И.Тетеричев