РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 января 2011 г. г. Белёв Тульской области.
Белёвский районный суд Тульской области в составе председательствующего Тетеричева Г.И., при секретаре Афониной Н.Н., с участием помощника прокурора Белёвского района Косихиной М.В., представителя ответчика администрации МО Болотское Белёвского района Зайцева А.А. и представителя третьего лица администрации МО Белёвский район Волика Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-28 по иску прокурора Белёвского района в порядке ст. 45 ГПК РФ к администрации МО Болотское Белёвского района об обязании поставить на кадастровый учет земельный участок, на котором расположено общественное сельское кладбище в районе <адрес>,
установил:
Прокурор Белёвского района Тульской области в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с указанным иском к МО Болотское Белёвского района, мотивируя свои требования следующим.
В силу п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значение поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. Аналогичные полномочия сельского поселения закреплены в подп. 22 ст. 7 Устава МО Болотское.
В результате проверки исполнения законодательства, регламентирующего вопросы погребения умерших, установлено, что земельный участок, на котором расположено общественное сельское кладбище в районе <адрес>, не поставлен на кадастровый учет, не проведено межевание участка и не определены его границы. Право собственности на земельный участок, на котором находится кладбище, не зарегистрировано.
В результате органами местного самоуправления МО Болотское не реализуются закрепленные в законе полномочия по организации на территории поселения ритуальных услуг и содержанию мест захоронения.
Во исполнение требований Земельного кодекса РФ, Градостроительного кодекса РФ и Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» просит обязать МО Болотское Белёвского района поставить на кадастровый учет земельный участок, на котором расположено общественное сельское кладбище в районе <адрес>.
Судом по ходатайству истца произведена замена ответчика МО Болотское Белёвского района на администрацию МО Болотское Белёвского района.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований, привлечена администрация МО Белёвский район.
В судебном заседании помощник прокурора Белёвского района Косихина М.В. исковые требования к администрации МО Болотское Белёвского района поддержала в полном объеме. По изложенным в исковом заявлении основаниям просила обязать ответчика в течение 1 года поставить на кадастровый учет земельный участок, на котором расположено общественное сельское кладбище в районе <адрес>.
Представитель ответчика администрацию МО Болотское Белёвского района Зайцев А.А. требования прокурора признал обоснованными. Пояснил, что кладбище <адрес> является старым, захоронения и их содержание осуществляются гражданами самостоятельно. Границы кладбища площадью около 1 га не определены потому что в бюджете МО Болотское средств на похоронное дело и содержание кладбищ нет. В то же время пояснил, что администрация МО Болотское не имеет возможности поставить земельный участок на кадастровый учет в связи с тем, что полномочия по утверждению правил землепользования и земельному контролю на 2011 г. согласно п. 1.1 соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ переданы от МО Болотское МО Белёвский район. В связи с этим полагал, что администрация МО Болотское может иметь возможность поставить на учет земельный участок к окончанию 2012 года.
Представитель третьего лица администрации МО Белёвский район Волик Ю.В. в удовлетворении иска не возражал. Пояснил, что со стороны администрации МО Белёвский район препятствий для постановки на учет земельного участка не имеется. Участок может быть передан МО Болотское по его просьбе. В то же время полагал, что с учетом требований ФЗ «О погребении и похоронном деле», отсутствия в бюджете МО Болотское на 2011 г. средств на реализацию полномочий по содержанию мест захоронения, на постановку земельного участка на учет МО Болотское может потребоваться до двух лет.
Заслушав стороны, исследовав представленные ими доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 130 ГК РФ земельные участки относятся к недвижимым вещам.
Согласно ст. 6 Земельного кодекса (ЗК) РФ земельные участки являются объектами земельных отношений.
В силу ст. 11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с п. 3 ст. 12 Федерального закона 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» идентификация земельного участка осуществляется по кадастровому номеру, который присваивается ему в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
В соответствии со ст. ст. 1, 7 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в отношении земельных участков осуществляется кадастровый учет. В государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о местоположении границ земельного участка, его площадь, категории земель, к которой отнесен земельный участок, и его разрешенное использование.
В результате описания и индивидуализации в Едином государственном реестре недвижимости каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки.
В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 14 и п. 13 ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относятся к вопросам местного значения поселения; в собственности поселений могут находиться земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
Согласно ст. 18 ФЗ «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, порядок их деятельности определяется органами местного самоуправления.
Статьями 16 и 17 того же Закона установлены санитарные и экологические требования к размещению и содержанию мест погребения.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 8.04.2003 г. № 35 с 15 июня 2003 г. введены в действие «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения. СанПиН 2.1.1279-03», утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 6.04.2003 г.
Таким образом, действующим законодательством к земельным участкам, на которых расположены места погребения, и содержанию мест погребения предъявляются особые, в том числе санитарные и экологические требования, обеспечение которых невозможно без определения границ указанных земельных участков.
В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 7 и п. 13 ч. 2 ст. 46 Устава МО Болотское Белёвского района к вопросам местного значение МО Болотское Белёвского района относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения; в собственности МО Болотское Белёвского района может находится имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения. (л.д. 18-19, 34-35)
Согласно ст. 24 Устава в структуру органов местного самоуправления МО Болотское Белёвского района входит администрация муниципального образования.
В соответствии с Положением об администрации муниципального образования Болотское Белёвского района администрация является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления и осуществляет свои полномочия в интересах жителей муниципального образования для решения вопросов местного значения. (л.д. 36, 37-44)
Судом из материалов дела установлено, что на территории МО Болотское Белёвского района расположено № кладбищ, в том числе общественное кладбище в районе <адрес>. (л.д. 7, 17)
Согласно уведомлению <данные изъяты> (л.д. 10) сведения о земельном участке, расположенном по адресу <адрес> (кладбище) в государственном кадастре недвижимости отсутствуют.
Из уведомления <адрес> (л.д. 11) следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о правах на земельный участок по адресу <адрес> под кладбищем.
Эти обстоятельства ответчиком не оспариваются.
Судом установлено, что земельный участок, на котором расположено общественное кладбище в районе <адрес>, в соответствии с требованиями ст. 4 ФЗ «О погребении и похоронном деле» не отведен, на кадастровый учет не поставлен, межевание занимаемого кладбищем земельного участка не проведено и его границы не определены в соответствии с действующим законодательством.
В результате администрацией МО Болотское Белёвского района не реализуются закрепленные в законе и Уставе муниципального образования полномочия по организации на территории поселения ритуальных услуг и содержанию мест захоронения. Отсутствие определенных в соответствии с действующим законодательством границ земельного участка, на котором расположено кладбище, оказывающее экологическую нагрузку на окружающую среду, препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за местом погребения в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья населения.
Доводы представителя ответчика о том, что администрация МО Болотское не имеет возможности поставить на кадастровый учет земельный участок на котором расположено кладбище д. Вязовна в связи с передачей полномочий администрации МО Белёвский район, суд находит необоснованными.
Полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, действующим законодательством администрация МО Болотское не наделялась, а передача полномочий по утверждению правил землепользования и земельному контролю не препятствует постановке земельного участка на учет.
Как следует из соглашения между МО Болотское Белёвского района и МО Белёвский район о приеме-передаче полномочий по решению вопросов местного значения № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 45-46) полномочия по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения не передавались.
Кроме того, из п. 1.4 указанного соглашения следует, что полномочия считаются переданными со дня получения муниципальным районом финансовых средств, необходимых для их осуществления.
Судом из объяснения представителя ответчика и третьего лица установлено, что средств на реализацию полномочий по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения в бюджете МО Болотское Белёвского района не планировалось.
При установленных обстоятельствах дела требования прокурора суд признает обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Решая вопрос о сроке, в течение которого земельный участок должен быть поставлен на учет, суд, учитывая, что это потребует изыскания бюджетных средств, размещения муниципального заказа и может потребовать необходимости получения заключения специалистов, признает разумным срок 1 год на исполнение решения.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Белёвского района удовлетворить.
Обязать ответчика муниципальное образование Болотское Белёвского района в срок до ДД.ММ.ГГГГ поставить на кадастровый учет земельный участок, на котором расположено общественное сельское кладбище в районе <адрес>.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его принятия судом в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Белёвский районный суд Тульской области.
Председательствующий Г.И.Тетеричев
Мотивированное решение составлено в окончательной форме 4 февраля 2011 г.