РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 февраля 2011 год г.Белёв Тульской области
Белёвский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Брылевой Н.А.,
при секретаре Тетеричевой И.Э.,
с участием истца Гаврилова А.В.,
представителя ответчика – администрации Муниципального образования г.Белёв
Белёвского района Тульской области – по доверенности Журавлевой Л.С.,
представителя третьего лица на стороне истца – войсковой части 61669 – по
доверенности Рудковской Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-55 по иску Гаврилова А.В. к администрации Муниципального образования г. Белёв Белёвского района Тульской области о понуждении к заключению договора социального найма,
установил:
Гаврилов А.В. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации города Белева Белевского района о понуждении к заключению с ними договора социального найма.
В обоснование заявленных требований пояснил следующее:
Он, Гаврилов А.В, проходит службу по контракту в войсковой части 61669. Общая выслуга составляет <данные изъяты>. Его семья состоит из 1 человека. Жилья не имел не имеет..
ДД.ММ.ГГГГ по решению жилищной комиссии войсковой части и на основании протокола заседания № ему была выделена однокомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес>ёв, <адрес>, <адрес>. Ранее в данной квартире также проживала семья военнослужащего.
ДД.ММ.ГГГГ при обращении с личным заявлением и запросом командования войсковой части в администрацию МО г.Белёв Белёвского района Тульской области по вопросу заключения договора социального найма на вышеуказанную квартиру в доме муниципальной собственности, был получен отказ и рекомендовано обратиться в суд.
В судебном заседании истец заявленные требования подтвердил в полном объеме и просил их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации МО г.Белёв Белёвского района Тульской области по доверенности Журавлева Л.С. возражала в удовлетворении исковых требований, мотивируя это тем, что жилищный фонд, ранее принадлежащий министерству обороны, передавался в муниципальную собственность без наделения органов местной власти государственными полномочиями, дающими право на заключение с военнослужащими договора социального найма. При этом ссылалась на нормы статьи 49 ЖК РФ, из которой следует, что по договору социального найма жилье предоставляется малоимущим гражданам, а военнослужащие к данной категории законом не отнесены.
Представитель третьего лица на стороне истца – войсковой части 61669 по доверенности Рудковская Т.Н., заявленные истцами требования поддержала, опровергнув доводы ответчика. Пояснила, что истец Гаврилов А.В. проходит службу по контракту в войсковой части 61669. Он стоял на очереди как нуждающийся в жилплощади, в связи с чем по решению жилищной комиссии войсковой части и на основании протокола собрания № от ДД.ММ.ГГГГ ему была выделена спорная <адрес> на <адрес> в <адрес>, высвободившаяся после проживания там семьи военнослужащего.
Считает действия войсковой части в части выделения квартиры законными, т.к. они не противоречат требованиям п.5 ст.15 Федерального закона № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998г., а также абз.3 п.34 инструкции «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных силах РФ», утвержденной приказом МО РФ №80 от 15.02.2000г., из которой следует, что жилые помещения, освобождаемые за выездом военнослужащих, распределяются между военнослужащими воинских частей, в которых они проходили службу. Таким образом, поскольку в административном порядке вопрос о предоставлении квартир военнослужащим не отрегулирован на уровне исполнительной власти, просит вынести судебное решение, которым заявленные исковые требования Гавриловым удовлетворить.
Представитель третьего лица на стороне ответчика – администрации Муниципального образования Белёвский район Тульской области – извещенный своевременно и надлежащим образом о месте и времени разбирательства дела, в судебное заседание не явился. В представленном документе ходатайствовал о рассмотрении дела в их отсутствие, заявленные требования просил оставить без удовлетворения, в иске отказать.
Представитель третьего лица на стороне ответчика – ООО «Белевжилкомсервис», извещенный своевременно и надлежащим образом о месте и времени разбирательства дела, в судебное заседание не явился. Письменно ходатайствовал о рассмотрении дела без их участия, против удовлетворения исковых требований не возражал.
В соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей третьих лиц – администрации МО Белевский район и ООО «Белёвжилкомсервис».
Заслушав истца, представителей ответчика и третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
В настоящее время Гаврилов А.В. проходит военную службу по контракту в войсковой части 61669 с ДД.ММ.ГГГГ, за период прохождения службы жилая площадь по линии МО РФ не предоставлялась, что подтверждается справкой войсковой части (л.д.38). Эти обстоятельства подтверждаются военным билетом истца (л.д.10-19) и послужным списком (л.д.25-33).
Как следует из паспортных данных Гаврилова А.В. он значится зарегистрированными по месту жительства: <адрес>ёв <адрес>, <адрес> (л.д.5).
Протокол № от ДД.ММ.ГГГГ, представленный в материалах дела, подтверждает, что вопрос о распределении высвободившейся жилой площади по адресу: <адрес> <адрес> обсуждался на заседании жилищной комиссии войсковой части 61669, где единогласно было решено выделить данную квартиру военнослужащему Гаврилову А.В. на семью в составе одного человека (л.д.24), что также отражено в списке распределения служебных жилых помещений по войсковой части 61669, утвержденном. начальником Белёвского гарнизона (л.д.23).
Согласно п.5 ст. 15 Федерального Закона от 27.05.1998 года «О статусе военнослужащих» в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
В силу данной нормы законодатель установил право военных организаций на повторное заселение жилых помещений военнослужащими независимо от того, к государственному или муниципальному жилищному фонду относятся эти помещения. Указанному праву корреспондирует обязанность соответствующих органов, в том числе органов местного самоуправления, по предоставлению военнослужащим жилых помещений по договорам социального найма. Это не противоречит и требованиям Жилищного законодательства, а именно ст. 49 ЖК РФ, в соответствии с которой жилищный фонд социального использования выделен для слабо защищенных слоев населения, а также отдельных категорий граждан, имеющих специальный статус в силу специфики их предназначения.
Военная служба представляет собой особый вид Федеральной государственной службы, что обуславливает и особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в порядке их жилищного обеспечения, которое осуществляется на основе специального законодательства и по специальным правилам.
Жилищный фонд специального использования предназначен для удовлетворения потребностей граждан, нуждающихся в жилище. Осуществляя регулирование отношений, связанных с обеспечением функционирования и сохранения целевого назначения объектов жилищного фонда, законодатель, исходя из публичных целей и независимо от принадлежности жилищного фонда к государственной или муниципальной форме собственности, вправе установить специальный порядок их передачи, в том числе военнослужащим.
Таким образом, разрешение вопроса о том, каким именно из предусмотренных законом способов должны быть улучшены жилищные условия военнослужащего, состоящего на соответствующем учете в войсковой части, относится к компетенции этой войсковой части. В данном случае такой вопрос решен войсковой частью в соответствии с требованиями п.5 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 года «О статусе военнослужащих».
Федеральный Закон от 22.08.2004г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных Законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не изменил положения Федерального Закона «О статусе военнослужащих», закрепляющего право на повторное заселение.
По сообщению государственного регистратора Белевского отдела УФСГР, К и К по Тульской области от 07.05.2010 года в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним права Гаврилова А.В. на какие-либо объекты недвижимости не зарегистрированы (л.д.41).
Кроме того, по сообщению Белевского отделения Тульского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – федеральное БТИ» установлено, что за Гавриловым А.В. в городе Белёве Тульской области жилой площади на праве частной собственности не зарегистрировано. В приватизации за период с <данные изъяты> (л.д.40).
Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с п.3 ч.1 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 года № 76-ФЗ военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 01.01.1998 года (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.
Вместе с тем, на обращение войсковой части 61669 с просьбой оформить договор найма с военнослужащим Гавриловым А.В. (л.д.21), администрацией МО г.Белёв Белёвского района Тульской области ДД.ММ.ГГГГ был дан отрицательный ответ, в обоснование которого указывалось, что « администрация МО г. Белёв Белёвского района не наделена в установленном законом порядке государственными полномочиями, дающими право предоставлять военнослужащим квартиры, как иной категории граждан в соответствии с ч.4 ст. 49 Жилищного Кодекса Российской Федерации» (л.д.22).
Суд не может согласиться с доводами ответчика, так как на основании представленных истцами документов у суда нет оснований сомневаться, что семья военнослужащего Гаврилова А.В. в установленном порядке была признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения, поставлена на соответствующий учет и ей в последующем было распределено жилое помещение. А потому считает заявленные истцами требования о заключении договора социального найма жилого помещения состоятельными, поскольку не наделение органа местного самоуправления в лице администрации МО г.Белёв Белёвского района полномочиями по заключению указанных договоров с военнослужащими не должно лишать граждан и членов их семей права на регистрацию в жилом помещении и пользование льготами, предоставленными законом.
Руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Гаврилова А.В. к администрации Муниципального образования г. Белёв Белёвского района Тульской области о понуждении к заключению договора социального найма удовлетворить.
Обязать администрацию Муниципального образования г.Белёв Белёвского района Тульской области заключить с Гавриловым А.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, договор социального найма жилого помещения – <адрес> <адрес>.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи жалобы в Белевский районный суд.
председательствующий Н.А. Брылева
Решение изготовлено в окончательной форме 21 февраля 2011 года