Решение от 29.03.2011 г. по иску о назначении и выплате ЕДВ



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 марта 2011 года г. Белев Тульской области

Белевский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Яшиной В.И.,

при секретаре Красильниковой А.С.,

с участием истца Барбашова Е.Р., представителя ответчика - ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Белевского района» по доверенности Донченко Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-147/11 по иску Барбашова Е.Р. к ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Белевского района» о назначении и выплате ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50% от предоставляемых услуг ЖКХ, ежемесячной денежной выплаты согласно Закона Тульской области от 28.12.2004г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области»,

установил:

Истец обратился в суд с иском к ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Белевского района» о назначении и выплате ежемесячной денежной выплате на оплату расходов в размере 50% от предоставляемых услуг ЖКХ, ежемесячной денежной выплаты согласно Закона Тульской области от 28.12.2004г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», предоставлении справки на приобретение льготного проездного билета.

В обоснование заявленных требований истец сослался на то, что он является пенсионером УВД Тульской области и ветераном труда, имеет удостоверение «Ветеран труда» №, которое выдано ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ он обращался в ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Белевского района» с заявлениями о назначении ему в соответствии со ст. ст. 3 и 7 Закона Тульской области от 28.12.2004г. № 493 – ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» ежемесячных денежных выплат как ветерану труда, в том числе на оплату коммунальных расходов в размере 50% начисленных за месяц сумм расходов.

ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Белевского района» отказало ему в назначении денежных выплат, в том числе ежемесячной денежной выплаты в размере 50% от выплаченных сумм расходов за ЖКХ.

В силу ст. 7 Федерального Закона от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах» ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда». В соответствии со ст. 13 Закона социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей, в том числе и получение ежемесячных денежных выплат в соответствии с законодательством. Согласно ст. 232 Федерального Закона «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации.

28.12.2004г. принят Закон Тульской области № 493 – ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области». В ст. 1 Закона определены категории лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, в том числе и ветераны труда. В соответствии со ст. ст. 3, 7 Закона ветераны труда также имеют право на ежемесячные денежные выплаты.

Указанный Закон Тульской области № 493 – ЗТО не содержит конкретных указаний на необходимость достижения им возраста, дающего право на назначение пенсии по старости для назначения ежемесячных денежных выплат.

В связи с этим, истец просит удовлетворить его требования в полном объеме, а также обязать ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Белевского района» назначить и выплачивать ему ежемесячную денежную выплату на оплату расходов в размере 50% от предоставленных за месяц услуг ЖКХ и ежемесячную денежную выплату согласно ст. ст. 3 и 7 Закона Тульской области с момента обращения к ответчику.

В судебном заседании истец просил обязать ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Белевского района» выплачивать ему ежемесячную выплату на оплату коммунальных услуг в размере 50% их стоимости, выплачивать ежемесячную денежную выплату согласно ст. 7 Закона Тульской области № 493 – ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» с момента обращения в ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Белевского района», предоставить справку на приобретение льготного проездного билета..

Представитель ответчика – ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Белевского района» по доверенности Донченко Н.В. возражения ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Белевского района» на исковое заявление Барбашова Е.Р. поддержала. Просила суд в удовлетворении исковых требований истцу отказать, поскольку меры социальной поддержки ветераны труда могут реализовать только при достижении ими возраста, дающего право на трудовую пенсию, право же истца на пенсионное обеспечение в связи с выслугой лет, не является основанием для ежемесячной денежной выплаты и ежемесячной денежной выплаты за оплату коммунальных расходов в размере 50%, начисленных за месяц сумм, установленных Законом Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».

Представитель третьего лица - Департамента социального развития Тульской области, извещенный своевременно и надлежащим образом о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица – Департамента социального развития Тульской области.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Разрешая возникший между сторонами спор, суд установил, что Барбашов Е.Р. с ДД.ММ.ГГГГ является пенсионером УВД Тульской области, с ДД.ММ.ГГГГ – ветераном труда, имеет право на льготы, предоставляемые на условиях и в порядке, установленных ст. 22 и 23 Федерального закона «О ветеранах»; о чем свидетельствуют копии соответствующих удостоверений, и не оспаривается представителем ответчика. Имеет страховое свидетельство государственного пенсионного страхования № (л.д.8).

Барбашов Е.Р. получает пенсию за выслугу лет в рамках государственного пенсионного обеспечения, как лицо, проходившее военную службу, и имеет право на льготы в соответствии с действующим законодательством.

Как усматривается из паспорта <данные изъяты> серии №, выданного ДД.ММ.ГГГГ <адрес>, Барбашов Е.Р. родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес> (л.д.4).

Из заявленных исковых требований Барбашовым Е.Р. следует о предъявлении им требований о признании за ним права на получение таких мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Тульской области № 493-ЗТО от 28 декабря 2004 года, как оплата за содержание жилья и коммунальных услуг, а также ежемесячной денежной выплаты.

В соответствии с п.п. «ж» ч. 1 ст. 72, ст. 76 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесена к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов, которые не могут противоречить федеральному законодательству.

Согласно ст. ст. 10, 13, 22 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 года № 5-ФЗ (в редакции от 22.08.2004 года № 112-ФЗ) социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации, получение ежемесячной денежной выплаты, получение и содержание жилых помещений, оплату коммунальных услуг, медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание.

Статьей 22 указанного Федерального закона установлено, что меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Во исполнение названной нормы закона 28 декабря 2004 года принят Закон Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» № 493-ЗТО, статьей 1 которого определены категории лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, в том числе и ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года.

Таким образом, действие Закона Тульской области № 493-ЗТО распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2005 года.

В силу ст. 3 данного Закона (с изменениями вступившими в действие с 01.01.2010г.) – ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются следующие меры социальной поддержки:

1) ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение (в коммунальных квартирах – занимаемую площадь жилого помещения) в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленной законодательством Тульской области. Меры социальной поддержки по оплате жилья распространяются на нетрудоспособных членов семьи ветерана труда, совместно с ним проживающих, находящихся на его полном содержании или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию;

2) ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, в также стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, проживающему в домах без центрального отопления, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Обеспечение топливом ветеранов труда производится в первоочередном порядке.

Из содержания перечисленных норм закона, принятого в Тульской области по вопросу определения мер социальной поддержки ветеранов труда следует, что законодатель предусмотрел в качестве условия для получения права на данную меру социальной поддержки – достижение возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Барбашов Е.Р. ДД.ММ.ГГГГ обратился с заявлением в ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Белевского района» с просьбой осуществлять ежемесячную денежную выплату и выплаты за оплату расходов в размере 50 % за коммунальные услуги (л.д.5).

Из письма ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Белевского района» № от ДД.ММ.ГГГГ на заявление истца явствует, что Барбашов Е.Р. не имеет право на предоставление вышеуказанной меры социальной поддержки, поскольку не достиг 60 лет, то есть возраста, дающего право на назначение пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (л.д.6-7).

С данными доводами суд согласиться не может.

В настоящее время условия и нормы пенсионного обеспечения устанавливаются Федеральными законами от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

В соответствии с ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с настоящим федеральным законом имеют военнослужащие. К видам пенсии, которые назначаются по государственному пенсионному обеспечению, относятся пенсии за выслугу лет.

Пенсия за выслугу лет назначается в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Правовой анализ ФЗ от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» позволяет прийти к выводу, что право на пенсию имеют граждане Российской Федерации при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным Законом для различных видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению, в том числе и военнослужащие по выслуге лет.

Факт достижения ветераном труда пенсионного возраста, дающего право на реализацию льгот, факт назначения (установления) пенсии и дата получения пенсионного удостоверения не могут совпадать по времени и, следовательно, при таком подходе реализация ветераном прав и льгот будет зависеть от воли органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, целью которого является социальная защита ветеранов, создание и условий, обеспечивающих экономическое и моральное благополучие и обеспечивающих им достойную жизнь, почет и уважение.

Реализация льгот ветеранов труда не может зависеть от фактического назначения им пенсии еще и потому, что в соответствии с Федеральным законом РФ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» обращение за назначением пенсии является правом, а не обязанностью и может осуществляться в любое время после возникновения такого права на трудовую пенсию, тогда как предусмотренные ст. 28 ФЗ «О ветеранах» льготы гарантируются самим Законом и реализуются при предъявлении лишь соответствующего удостоверения.

Кроме того, как ФЗ от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ, так и ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ предусматривают назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста – 60 лет в зависимости от конкретных условий назначения пенсии различными категориями граждан, возраст, дающий право на ее назначение, может быть различным.

Пенсия за выслугу лет согласно ст. 13 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1, назначается независимо от возраста при наличии на день увольнения со службы выслуги на военной и (или) правоохранительной 20 лет, вместе с тем, в исключение из общего правила, такая пенсия может быть назначена и лицам, не имеющим полной выслуги, если они уволены со службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, либо в связи с организационно-штатными мероприятиями, достигли на день увольнения 45-летнего возраста и имеют общий трудовой стаж не менее 25 календарных лет, из которых не менее 12 лет и шести месяцев составляет военная служба и (или) правоохранительная служба.

Как следует из ст. 2 ФЗ № 166-ФЗ от 15 декабря 2001 года пенсия за выслугу лет предоставляется в целях компенсации гражданам заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением ими службы при достижении установленной законом выслуги.

Применительно к проходившим военную службу и (или) правоохранительную, назначение пенсии за выслугу лет независимо от достижения общеустановленного пенсионного возраста призвано, кроме того, создавать условия для их адаптации к гражданской жизни, способствовать переходу в другие сферы занятости, не допуская при этом существенного снижения уровня жизни в связи с изменением рода деятельности и профессии.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что пенсия за выслугу лет, получаемая Барбашовым Е.Р. в соответствии с ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и ФЗ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», относится к государственным пенсиям в РФ. Истец достиг возраста, дающего право на назначение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, а также Барбашов Е.Р. относится к категории лиц, указанных в законе Тульской области № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» от 28 декабря 2004 года, обладающих правом на получение мер социальной поддержки.

В соответствии с подп. 1 п. 1 Положения «О порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей Тульской области», утвержденного Постановлением администрации Тульской области № 30 от 15.01.2010г. – право на денежную выплату имеют ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года.

Также согласно п. 2 указанного Положения – денежная выплата предоставляется: на оплату расходов за жилое помещение (в коммунальных квартирах – занимаемую площадь жилого помещения), за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, отопление (теплоснабжение), электроснабжение, газоснабжение (далее – на оплату жилого помещения и коммунальных услуг); на оплату расходов за твердое топливо; на оплату расходов за бытовой газ в баллонах; на оплату транспортных расходов по доставке топлива.

Денежная выплата предоставляется государственными учреждениями Тульской области, осуществляющими функции в сфере социальной защиты населения (далее – учреждения социальной защиты), по месту регистрации граждан (п. 4 Положения).

Согласно п. 5 Положения – гражданам, указанным в подпунктах 1-5 пункта 1 настоящего Положения, денежная выплата назначается при наличии регистрации по месту жительства на территории Тульской области.

В соответствии с п.п. 15 п. 6 Положения о Департаменте социального развития Тульской области, утвержденного Постановлением администрации Тульской области от 20 ноября 2006 года № 579 «Об утверждении Положения о Департаменте социального развития Тульской области», Департамент в соответствии с возложенными на него задачами организует работу по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан и возмещению организациям расходов, понесенных ими в связи с предоставлением данных услуг.

Как установлено в судебном заседании Барбашов Е.Р. в установленном порядке обращался в органы социальной защиты населения с заявлением о назначении мер социальной поддержки по оплате 50% коммунальных услуг. Доказательств обратного заинтересованным лицом суду не представлено, ссылок на иные обстоятельства ответчиком не заявлялось.

Исходя из установленных обстоятельств и требований закона, суд находит исковые требования Барбашова Е.Р. подлежащими удовлетворению в части и признает за ним право на реализацию меры социальной поддержки, как ветерана труда по оплате жилья и коммунальных услуг, предусмотренных Законом Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО.

В силу ст. 12 ГК РФ истец имеет право требования признания его права на получение мер соцподдержки, предусмотренных Законом Тульской области № 493-ЗТО от 28 декабря 2004 года «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение (в коммунальных квартирах – занимаемую площадь жилого помещения) в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленной законодательством Тульской области, и ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

Статьей 7 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» в качестве меры социальной поддержки предусматривается ежемесячная денежная выплата, в том числе ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31.12.2004 года. Действие настоящего Закона распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2005 года.

В соответствии с порядком назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденным Постановлением администрации Тульской области от 15.03.2005 года № 201 «О мерах по реализации Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» право на ежемесячную денежную выплату имеют ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31.12.2004 года.

При этом ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату.

Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема органом социального развития заявления со всеми необходимыми документами.

Как следует из материалов дела, Барбашов Е.Р. в установленном порядке обратился в органы социальной защиты населения с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты ДД.ММ.ГГГГ (л.д.5).

Из ответа ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Белевского района» от ДД.ММ.ГГГГ № в адрес Барбашова Е.Р. усматривается, что ему отказано в выплате ежемесячной денежной выплаты ввиду не достижения им возраста, дающего право на назначение пенсии по старости, то есть 60 лет (л.д.6-7).

Между тем, суд считает, что указанная позиция, поддержанная в судебном заседании представителем ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Белевского района» Донченко Н.В., не согласуется с положениями Закона № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», поскольку данный Закон сам по себе не связывает право на получение указанных выше мер социальной поддержки с достижением возраста, дающего право на назначение трудовой пенсии по старости (ст.7 Закона «О трудовых пенсиях в РФ»), то есть 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.

Исходя из приведенных выше обстоятельств и норм материального права, суд находит, что ответчик ошибочно истолковал положения упомянутого закона, ограничив круг лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных для ветеранов труда, а поэтому отказ органов социальной защиты населения в назначении и в выплате ежемесячной денежной выплаты при установленных обстоятельствах нельзя признать правомерным.

Учитывая, что истцом доказан факт наличия у него, как ветерана труда, права на получение ежемесячной денежной выплаты, по вопросу реализации которого он обратился в органы социальной защиты населения ДД.ММ.ГГГГ, то его требования о назначении и выплате ежемесячной денежной выплаты с данного времени в соответствии с п. 4, п. 8 Порядка назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденного Постановлением администрации Тульской области от 15.03.2005 года № 201, подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Барбашова Е.Р. удовлетворить частично.

Обязать ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Белевского района» назначить Барбашову Е.Р. с ДД.ММ.ГГГГ как ветерану труда в соответствии с Законом Тульской области № 493-ЗТО от 28 декабря 2004 года «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» ежемесячную денежную выплату на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение (в коммунальных квартирах – занимаемую площадь жилого помещения) в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленной законодательством Тульской области, и ежемесячную денежную выплату на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

Обязать ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Белевского района» назначить Барбашову Е.Р., как ветерану труда, ежемесячную денежную выплату с ДД.ММ.ГГГГ, в остальной части отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда через Белевский районный суд Тульской области в течение 10 дней.

Председательствующий В.И.Яшина