РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 апреля 2011 г. г. Белёв Тульской области.
Белёвский районный суд Тульской области в составе председательствующего Тетеричева Г.И., при секретаре Приходько Н.Н., с участием истца Никитиной Н.В., представителя ответчика ГУ ТО «УСЗН Белёвского района» Донченко Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело № 2-200/2011 по иску Никитиной Н.В. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Белёвского района» и департаменту социального развития Тульской области о предоставлении меры социальной поддержки,
установил:
Никитина Н.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Белёвского района» (далее - ГУ ТО «УСЗН Белёвского района») и департаменту социального развития Тульской области о назначении и выплате ей ежемесячной денежной выплаты в соответствии со ст. 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».
В обоснование своих требований указала, что она является ветераном труда, имеет удостоверение «Ветеран труда». 28 марта 2011 г. она обратилась в ГУ ТО «УСЗН Белёвского района» с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты (далее – ЕДВ) как ветерану труда. Решением от 30 марта 2011 г. она получила отказ в назначении ей ЕДВ.
Ссылаясь на ст.ст. 7, 13 и 22 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» и нормы Закона Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО, указывая на то, что ст. 7 указанного Закона Тульской области, предусматривающая право ветерана труда на ЕДВ, не содержит указаний на необходимость достижения возраста, дающего право на назначение пенсии по старости, просит обязать ответчика назначить и выплачивать ей ЕДВ согласно ст. 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО с момента обращения в ГУ ТО «УСЗН Белёвского района».
В судебном заседании истец свои требования поддержала в полном объеме. Пояснила, что с отказом в назначении ЕДВ она не согласна, требований к департаменту социального развития Тульской области не имеет. По основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила обязать ответчика ГУ ТО «УСЗН Белёвского района» назначить и выплачивать ей ЕДВ согласно ст. 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО с момента обращения.
Представитель ответчика ГУ ТО «УСЗН Белёвского района» Донченко Н.В. иск не признала. Не оспаривая того, что истец является ветераном труда, и что она 28 марта 2011 г. обращалась в ГУ ТО «УСЗН Белёвского района» с заявлением о назначении ЕДВ, пояснила, что истец не имеет права на ее получение, поскольку не достигла возраста, дающего право на трудовую пенсию. Руководствоваться ст. 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО нельзя без учета ст. 3 того же закона. По этим основаниям, изложенным в возражении на исковое заявление, в удовлетворении иска просила отказать.
Ответчик департамент социального развития Тульской области просил рассмотреть дело без участия его представителя с направлением копии решения суда. В возражении на иск указывает на то, что мера социальной поддержки ежемесячная денежная выплата выделена в отдельную статью по аналогии с федеральным законодательством, однако, нельзя руководствоваться ст. 7 без учета ст. 3 Закона Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО. Поскольку правоотношения по предоставлению льгот, а затем мер социальной поддержки, являются длящимися, круг лиц, имеющих право на меры социальной поддержки по ст. 7 Закона Тульской области в совокупности со ст. 3 указанного Закона, должен совпадать с кругом лиц, имеющих право на льготы по ст. 22 ФЗ «О ветеранах» (в ред. до 22.08.2004 г.), а у истца права на льготы по указанной норме закона до 1 января 2005 г. не было. По этим основаниям в удовлетворении заявленных истцом требований просит отказать.
Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие представителя департамента социального развития Тульской области.
Заслушав стороны и исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из иска, Никитиной Н.В. фактически заявлено требование о признании за ней права на получение меры социальной поддержки, предусмотренной ст. 7 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 г. № 493-ЗТО - единовременной денежной выплаты ветерану труда.
В силу пункта «ж» части 1 ст. 72 Конституции РФ социальная защита находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации. Согласно ст. 1 указанного Закона одной из категорий ветеранов являются ветераны труда.
Статьей 13 Закона установлено, что социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей, в том числе, получение ежемесячной денежной выплаты.
В силу ст. 22 Закона меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г., определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Меры социальной поддержки ветеранов труда в Тульской области в соответствии со ст. 22 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» установлены Законом Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» (далее – Закон Тульской области), согласно статьи 1 которого право на меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом, имеют ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г.
В силу подпункта 2 п. 1 и п. 6 ст. 7 Закона Тульской области ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г., имеют право на ежемесячную денежную выплату. Ежемесячная денежная выплата назначается и выплачивается в порядке, установленном администрацией Тульской области.
Из материалов дела судом установлено следующее.
Истец Никитина Н.В. имеет удостоверение «Ветеран труда» №, выданное ей ГУ ТО «УСЗН Белёвского района» ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 4)
28 марта 2011 г. истец обратилась в ГУ ТО «УСЗН Белёвского района» с заявлением назначении ей ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной ст. 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО. (л.д. 5)
Решением от 30 марта 2011 г. (л.д. 6-7) ей письменно сообщено об отсутствии правовых оснований для назначения ЕДВ в связи с тем, что она не достигла возраста, дающего право на назначение пенсии по старости в соответствии с федеральными законами № 173-ФЗ и № 166-ФЗ.
Суд эти основания для отказа истцу в назначении ЕДВ находит необоснованными, поскольку, являясь по существу ограничительным толкованием норм Закона Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», они умаляют предоставленное законодателем Тульской области ветеранам труда право на получение мер социальной поддержки.
Эти выводы суд обосновывает следующим.
Из буквального содержания ст. ст. 1 и 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО следует, что по вопросу предоставления ветеранам труда меры социальной поддержки в виде ЕДВ законодатель Тульской области в настоящее время не устанавливает для указанной категории ветеранов каких либо ограничений по возрасту. Требований достижения возраста, дающего право на трудовую пенсию, законодателем Тульской области для получения ветераном труда ЕДВ в соответствии со ст. 7 указанного закона не установлено. Не установлено таких требований для назначения ЕДВ ветеранам труда и федеральным законодательством.
Ст. 3 Закона Тульской области, на которую ответчик ссылается в своих возражениях, устанавливает основания для предоставления мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50% начисленной за месяц платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Тогда как истцом заявлено требование о назначении ежемесячной денежной выплаты в соответствии со ст. 7 Закона Тульской области.
В связи с этим доводы ответчиков о том, что для получения права на меру социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты ветеранам труда истец, имеющий удостоверение «Ветеран труда», должен достигнуть возраста, дающего право на трудовую пенсию, являются необоснованными.
Изложенное свидетельствует о том, что ответчиком ошибочно истолкованы положения упомянутых выше норм материального права, что привело к ограничению права истца, как ветерана труда, на получение меры социальной поддержки.
Ссылка департамента социального развития Тульской области на то, что истец не имела права на льготы до 1 января 2005 г., является по существу ограничением круга лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки, которые приобрели такое право после 1 января 2005 г.
Таким образом, истец Никитина Н.В. относится к категории лиц ветеран труда, обладающих правом на меру социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, предусмотренную ст. 7 Закона Тульской области 28.12.2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».
Истцом также представлены доказательства того, что других ежемесячных денежных выплат, кроме предусмотренных Законом РФ от 15.05.1991 г. № 1244-2 «О социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», она не получает. (л.д. 13)
Получение указанной выплаты в соответствии с ч. 2 ст. 23.1 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» и ч. 4 ст. 8 Закона Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО не является препятствием для назначения ежемесячной денежной выплаты ветерану труда.
При установленных судом обстоятельствах дела у ответчика не имелось правовых оснований для отказа истцу в предоставлении указанной меры социальной поддержки.
В целях реализации Закона Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» администрацией Тульской области принято постановление от 15.03.2005 г. № 201, которым утвержден Порядок назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области.
Согласно пунктам 4 и 8 указанного Порядка, для назначения ежемесячной денежной выплаты граждане подают письменное заявление в орган социального развития по месту жительства. Ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату. Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема органом социального развития заявления со всеми необходимыми документами.
Истцом представлены доказательства того, что она 28 марта 2011 г. в установленном порядке обратилась по месту жительства в ГУ ТО «УСЗН Белёвского района» с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты. (л.д. 3, 5, 6-7)
В связи с изложенным требования истца к ГУ ТО «УСЗН Белёвского района» суд признает подлежащими удовлетворению и ежемесячная денежная выплата истцу должна быть назначена со дня обращения за ней с 28 марта 2011 г.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Никитиной Н.В. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Белёвского района» удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Белёвского района» назначить и выплачивать Никитиной Н.В. с 28 марта 2011 г. ежемесячную денежную выплату, предусмотренную для ветеранов труда ст. 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Белёвский районный суд Тульской области.
Председательствующий Г.И.Тетеричев