Решение от 10.05.2011 г. по иску о предоставлении мер социальной защиты



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 мая 2011 г. г. Белёв Тульской области.

Белёвский районный суд Тульской области в составе председательствующего Тетеричева Г.И., при секретаре Приходько Н.Н., с участием истца Зайцева С.Е., представителя ответчика Донченко Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело № 2-210/2011 по иску Зайцева С.Е. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Белёвского района» о предоставлении мер социальной поддержки,

установил:

Зайцев С.Е. обратился в суд с иском к государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Белёвского района» (далее – ГУ ТО «УСЗН Белевского района») о назначении и выплате ему ежемесячных денежных выплат (далее – ЕДВ) на оплату расходов в размере 50% начисленной платы за жилое помещение и 50% от предоставленных за месяц коммунальных услуг, а также ЕДВ, предусмотренной ст. 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».

В обоснование своих требований указал, что он является пенсионером МВД и ветераном труда, имеет удостоверение «Ветеран труда». 5 апреля 2011 г. он обратился в ГУ ТО «УСЗН Белевского района» с заявлением о назначении ЕДВ, предусмотренной ст. 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО и ЕДВ на оплату расходов ЖКУ в размере 50% начисленных за месяц сумм согласно ст. 3 того же Закона. Решением ГУ ТО «УСЗН Белевского района» он получил отказ в назначении указанных выплат.

Ссылаясь на ст.ст. 3 и 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО и считая, что отказом нарушены его права, просит обязать ответчика назначить ему с момента обращения ЕДВ на оплату расходов в размере 50% начисленной платы за жилое помещение, ЕДВ на оплату расходов в размере 50% от предоставленных за месяц коммунальных услуг и ЕДВ, предусмотренную ст. 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО.

В судебном заседании истец Зайцев С.Е. свои исковые требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить. Пояснил, что 5 апреля 2011 г. он обратился в ГУ ТО «УСЗН Белёвского района» за получением мер социальной поддержки как ветеран труда, в чем ему было отказано. С отказом он не согласен, поскольку он является пенсионером, получает пенсию за выслугу лет.

Представитель ответчика ГУ ТО «УСЗН Белёвского района» Донченко Н.В. иск не признала. Не отрицая того, что истец имеет удостоверение ветерана труда, и что он 5 апреля 2011 г. обращался к ответчику с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки, пояснила, что истец не имеет права на их получение, поскольку не достиг возраста, дающего право на назначение трудовой пенсии по старости, что в соответствии с Законом Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО является обязательным. Право истца на пенсионное обеспечение в связи с выслугой лет не является основанием для назначения ему ЕДВ, установленных указанным законом. По этим основаниям, изложенным в письменном возражении на иск, в удовлетворении требований просила отказать.

Третье лицо департамент социального развития Тульской области просил рассмотреть дело без участия его представителя с направлением копии решения суда. В удовлетворении исковых требований просил отказать в связи с не достижением истцом возраста, дающего право на назначение пенсии по старости на основании федерального законодательства.

Суд в соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие представителя департамента социального развития Тульской области.

Заслушав стороны и исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

Из материалов дела судом установлено следующее.

Истец Зайцев С.Е. имеет удостоверение «Ветеран труда» серии №, выданное ему ДД.ММ.ГГГГ <адрес> (л.д. 6)

5 апреля 2011 г. истец обратился к ответчику с заявлением о назначении ему, как ветерану труда, в соответствии с Законом Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО ЕДВ за оплату расходов ЖКУ в размере 50% начисленных за месяц сумм и ЕДВ, предусмотренной ст. 7 того же Закона. (л.д. 9)

Решением от 5 апреля 2011 г. (л.д. 10-11) истцу письменно сообщено об отсутствии правовых оснований для назначения указанных выплат в связи с тем, что он не достиг возраста, дающего право на назначение пенсии по старости в соответствии с федеральными законами № 173-ФЗ и № 166-ФЗ.

Суд находит что основания, по которым истцу отказано в назначении ЕДВ, противоречат нормам Закона Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» и умаляют предоставленное законодателем Тульской области ветеранам труда, право на получение мер социальной поддержки.

Эти выводы суд обосновывает следующим.

Истцом фактически заявлено требование о признании за ним права на получение мер социальной поддержки ветеранов труда.

В силу пункта «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ социальная защита находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее – Закон) установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации. Согласно ст. 1 указанного Закона одной из категорий ветеранов являются ветераны труда.

Статьей 13 Закона установлено, что социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей, в том числе, получение ежемесячной денежной выплаты, оплату коммунальных услуг.

В силу ст. 22 Закона меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г., определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Меры социальной поддержки ветеранов труда в Тульской области в соответствии со ст. 22 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» установлены Законом Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» (далее – Закон Тульской области), статьей 1 которого установлено, что право на меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом, имеют ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г.

Согласно пунктам 1 и 2 ст. 3 указанного Закона Тульской области ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г., при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются следующие меры социальной поддержки:

1) ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение (в коммунальных квартирах - занимаемую площадь жилого помещения) в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленной законодательством Тульской области.

2) ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, проживающему в домах без центрального отопления, и транспортных услуг для доставки этого топлива.

Статьей 7 того же Закона Тульской области установлено, что ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г., имеют право на ежемесячную денежную выплату. Ежемесячная денежная выплата назначается и выплачивается в порядке, установленном администрацией Тульской области.

Согласно ст. 9 Закона Тульской области финансирование расходов на предоставление мер социальной поддержки, установленных настоящим Законом, является расходным обязательством Тульской области.

Таким образом, согласно указанным нормам Закона Тульской области, право ветеранов труда на меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 3 Закона Тульской области законодатель Тульской области связывает с достижением ими возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» независимо от прекращения ими трудовой деятельности, и не ограничивает приобретение этого права с достижением возраста, дающего право на получение именно трудовой пенсии по старости, а право на ежемесячную денежную выплату в соответствии со ст. 7 Закона Тульской области не ограничено требованием достижения возраста, дающего право на назначение пенсии.

Законодательством Российской Федерации в настоящее время установлено два типа пенсионного обеспечения в соответствии с федеральными законами от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

В соответствии со ст. ст. 4 и 5 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют военнослужащие. К видам пенсии, которые назначаются военнослужащим, относятся пенсия за выслугу лет.

Понятие военнослужащих дано в статье 2 вышеуказанного Федерального закона, согласно которой к ним относятся лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации.

Согласно ст. 8 того же Федерального закона, пенсия за выслугу лет военнослужащим назначается в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Согласно статей 1 и 5 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» военнослужащие приобретают право на пенсию за выслугу лет, если они имеют предусмотренную настоящим Законом выслугу на военной службе.

Пунктом "а" ч. 1 ст. 13 того же Закона РФ установлено, что право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более.

Истцом представлены доказательства того, что он с ДД.ММ.ГГГГ получает пенсию за выслугу лет. (л.д. 7)

Эти сведения ответчиком не оспариваются.

Таким образом, представленными истцом доказательствами и приведенными нормами Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ и Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 достоверно подтверждено наличие у истца права на государственное пенсионное обеспечение – пенсию за выслугу лет.

В связи с изложенным суд признает доказанным факт наличия у истца, как ветерана труда, права на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячных денежных выплат, предусмотренных ст.ст. 3 и 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».

Истцом также представлены доказательства того, что 5 апреля 2011 г. ответчиком принято у него заявление о назначении ЕДВ, предусмотренных п. 2 ст. 3 и ст. 7 Закона Тульской области (л.д. 9) и того, что других ежемесячных денежных выплат, кроме предусмотренных Законом РФ от 15.05.1991 г. № 1244-2 «О социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», он не получает. (л.д. 17) Получение указанных выплат в соответствии с ч. 2 ст. 23.1 Федерального закона «О ветеранах» и ч. 4 ст. 8 Закона Тульской области не является препятствием для ежемесячных денежных выплат ветеранам труда.

При установленных судом обстоятельствах дела у ответчика не было правовых оснований для отказа истцу в предоставлении мер социальной поддержки как ветерану труда.

В целях реализации Закона Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» администрацией Тульской области принято постановление от 15.03.2005 г. № 201, которым утвержден Порядок назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, и постановление от 15.01.2010 г. № 30, которым утверждено Положение о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей Тульской области.

Согласно пункту 8 Порядка назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты, она назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату; днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема органом социального развития заявления со всеми необходимыми документами.

Согласно пункту 19 Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива, денежная выплата назначается с первого числа месяца, следующего за месяцем возникновения права на предоставление денежной выплаты, но не более чем за три месяца до месяца, в котором подано письменное заявление.

В связи с изложенным требования истца о назначении ЕДВ, предусмотренной ст. 7 Закона Тульской области с момента обращения в ГУ ТО «УСЗН Белёвского района» суд признает подлежащими удовлетворению и такая выплата должна быть назначена ему с 5 апреля 2011 г.

Судом установлено, что право на предоставление мер социальной поддержки возникло у истца 31 марта 2011 г. с даты получения удостоверения «Ветеран труда», в связи с чем ЕДВ предусмотренная пунктом 2 ст. 3 Закона Тульской области должна быть назначена ему с 1 апреля 2011 г.

Разрешая требования истца в части возложения на ответчика обязанности назначить ему с момента обращения в ГУ ТО «УСЗН Белёвского района» ЕДВ на оплату расходов в размере 50% начисленной платы за жилое помещение, суд приходит к следующему.

Из поданного истцом в ГУ ТО «УСЗН Белёвского района» 5 апреля 2011 г. заявления (л.д. 9) следует, что истец не обращался с заявлением о назначении ЕДВ на оплату расходов в размере 50% начисленной платы за жилое помещение, предусмотренной п. 1 ст. 3 Закона Тульской области.

Других доказательств обращения к ответчику по вопросу предоставления меры социальной поддержки, предусмотренной п. 1 ст. 3 Закона Тульской области, истцом не представлено.

В судебном заседании истец пояснил, что проживает в принадлежащем ему частной доме и плату за жилое помещение никому не вносит.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требований истца об обязании ответчика назначить ему ЕДВ на оплату расходов в размере 50% начисленной платы за жилое помещение суд не находит.

Руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Зайцева С.Е. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Белёвского района» удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Белёвского района» назначить и выплачивать Зайцеву С.Е., <данные изъяты>

- с 5 апреля 2011 г. ежемесячную денежную выплату, предусмотренную для ветеранов труда ст. 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области»;

- с 1 апреля 2011 г. предусмотренную для ветеранов труда пунктом 2 ст. 3 Закона Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» ежемесячную денежную выплату на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, проживающему в домах без центрального отопления, и транспортных услуг для доставки этого топлива.

В удовлетворении требований Зайцева Сергея Егоровича о предоставлении меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере начисленной за месяц платы за жилое помещение отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его принятия окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Белёвский районный суд Тульской области.

Председательствующий Г.И.Тетеричев

Мотивированное решение составлено в окончательной форме 13 мая 2011 г.