РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 мая 2011 г. г. Белёв Тульской области.
Белёвский районный суд Тульской области в составе председательствующего Тетеричева Г.И., при секретаре Приходько Н.Н., с участием помощника прокурора Белёвского района Гавриковой Н.И., представителя ответчика Ханыковой С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело № 2-155/2011 по иску прокурора Белёвского района Тульской области в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах Аникеева М.Г. к администрации МО Болотское Белёвского района о постановке Аникеева М.Г. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий,
установил:
прокурор Белёвского района Тульской области обратился в суд с уточненным в ходе рассмотрения дела иском в интересах инвалида Великой Отечественной войны Аникеева М.Г. об обязании администрации МО Болотское Белёвского района поставить его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, как проживающего в доме с крайне тяжелыми условиями проживания.
Свои требования мотивирует тем, что Аникеев М.Г. является инвалидом Великой Отечественной войны 2 группы. Проживает в доме 1964 г. постройки, водоснабжение и водоотведение в доме отсутствуют, отопление печное, газ баллонный. Дом состоит из жилой комнаты и кухни, общая площадь строения 40,5 кв.м., жилая площадь 25,1 кв.м.
9 ноября 2010 г. Аникеев М.Г. обратился в администрации МО Болотское Белёвского района с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в связи с тем, что он проживает в отдаленном населенном пункте, где отсутствует водопровод. Обращение Аникеева М.Г. было связано с предоставлением ему мер социальной поддержки на приобретение жилья в соответствии с Указом Президента РФ от 7.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».
На основании указанного заявления администрацией МО Болотское 8 декабря 2010 г. было проведено обследование принадлежащего Аникееву М.Г. на праве собственности жилого помещения. Согласно акту от 8 декабря 2010 г. межведомственной комиссией было установлено, что данное помещение соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению и пригодно для проживания.
Просит признать распоряжение главы администрации МО Болотское Белёвского района от 8 декабря 2010 г. № 80 «О решении межведомственной комиссии при администрации МО Болотское Белёвского района по техническому обследованию жилого помещения, расположенного по адресу <адрес> признании жилого помещения пригодным для проживания» незаконным и обязать администрацию МО Болотское Белёвского района поставить Аникеева М.Г. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как инвалида Великой Отечественной войны, проживающего в доме с крайне тяжелыми условиями проживания.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен департамент социального развития Тульской области.
В судебном заседании помощник прокурора Гаврикова Н.И. уточненные исковые требования поддержала. Пояснила, что поскольку принятое администрацией МО Болотское заявление инвалида Великой Отечественной войны Аникеева М.Г. не соответствует форме, утвержденной Постановлением администрации Тульской области от 7.08.2006 г. № 387, принятое по результатам его рассмотрения решение об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении является незаконным. Просила признать незаконным распоряжение главы администрации МО Болотское Белёвского района от 8 декабря 2010 г. № 80 и обязать администрацию МО Болотское Белёвского района поставить Аникеева М.Г. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как инвалида Великой Отечественной войны, проживающего в доме с крайне тяжелыми условиями проживания.
Представитель ответчика администрации МО Болотское Белёвского района Ханыкова С.А. исковые требования не признала и просила в их удовлетворении отказать. Пояснила, что распоряжение главы администрации МО Болотское Белёвского района от 8 декабря 2010 г. № 80, которым дом Аникеева М.Г. признан пригодным для проживания, принято на основании акта межведомственной комиссии, который никем не оспаривается. Форма принятого от Аникеева М.Г. заявления установлена Законом Тульской области от 7.07.2006 г. № 722-ЗТО и постановлением главы администрации МО Болотское Белёвского района от 6.10.2010 г. № 124. По такой форме рассматривались все заявления инвалидов и участников Великой Отечественной войны. Аникеев М.Г. представил документы, подтверждающие, что он является инвалидом Великой Отечественной войны, поэтому при наличии оснований он мог иметь право на получение мер социальной поддержки в виде субсидии из федерального бюджета на приобретение жилья. Заключением межведомственной комиссии дом Аникеева М.Г. признан пригодным для проживания. Других предусмотренных ст. 51 ЖК РФ оснований для признания Аникеева М.Г. нуждающимся в жилом помещении не имелось, в связи с чем ему сообщено о том, что он не может быть поставлен на учет с правом получения мер социальной поддержки. Аникееву М.Г. было разъяснено, что ему может быть предоставлено жилье по договору социального найма. <адрес>, где проживает Аникеев М.Г., действительно является отдаленным от дорог, в плохие погодные условия проезд туда затруднен. В связи с этим Аникееву М.Г. было предложено свободная квартира муниципального жилого фонда на 1 этаже жилого дома в <адрес>, не являющегося отдаленным населенным пунктом, но он от нее отказался.
Представитель третьего лица департамента социального развития Тульской области в судебное заседание не явился. Третье лицо, извещенное о времени и месте судебного заседания, не сообщило суду об уважительных причинах неявки его представителя и не просило рассмотреть дело в его отсутствие, что в силу ч. 4 ст. 167 ГПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.
Заслушав стороны и исследовав представленные ими доказательства, суд находит, что исковые требования не могут быть удовлетворены по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, при условии, что гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» одной из мер социальной поддержки инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, является обеспечение их жильем за счет средств федерального бюджета, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 указанного Федерального закона.
Согласно ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14 и 15 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Указом Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» постановлено завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».
Таким образом, на федеральном уровне принято решение обеспечить жильем инвалидов и участников Великой отечественной войны, путем предоставления субъектам Российской Федерации на эти цели субвенций из федерального бюджета.
Указанные нормативные правовые акты прямо указывают на необходимость обеспечения жильем не всех ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а только тех из них, которые являются нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Судом установлено, что Аникеев М.Г. является участником и инвалидом Великой Отечественной войны, что подтверждается удостоверением №, выданным ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> (л.д. 7), в связи с чем он имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные ст. ст. 14 и 15 ФЗ «О ветеранах».
Аникеев М.Г. является собственником жилого дома общей площадью 40,5 кв.м. по адресу <адрес> (л.д. 14, 33)
Согласно техническому паспорту на жилой дом по адресу <адрес> (л.д. 8-9, 35-38) дом 1964 г. постройки, одноэтажный, имеет общую площадь 40,5 кв.м., в том числе жилую площадь 25,1 кв.м.
Из паспорта (л.д. 6), справок администрации МО Болотское Белёвского района и выписки из домовой книги (л.д. 30, 31, 32) следует, что Аникеев М.Г. зарегистрирован и проживает в указанном жилом доме один.
Решением Собрания депутатов МО Болотское Белёвского района от 23.12.2009 г. № 8/35 «Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договорам социального найма на территории МО Болотское Белёвского района» установлена учетная норма общей площади жилого помещения в размере 10,0 кв.м. и менее площади на 1 человека. (л.д. 58)
Аникеев М.Г. 9 ноября 2010 г. обратился в администрацию МО Болотское Белёвского района с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в связи с тем, что он проживает в отдаленном населенном пункте, где отсутствует водопровод. К заявлению Аникеевым М.Г. приложены необходимые документы, в том числе удостоверение инвалида Великой Отечественной войны.
Согласно акту обследования помещения № 5 от 8 декабря 2010 г., межведомственной комиссией по результатам обследования принадлежащего Аникееву М.Г. на праве собственности жилого дома жилое помещение пригодно для проживания, так как позволяет обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан, проживающих в жилом помещении. (л.д. 10) Из акта следует, что материал стен дома кирпич, материал кровли железо, пристройка из бревен и теса, водопровод и канализация отсутствуют, отопление печное, газоснабжение баллонное. Деформаций фундамента, стен не установлено.
По заключению межведомственной комиссии № 2 от 8 декабря 2010 г. занимаемое Аникеевым М.Г. жилое помещение соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению и пригодно для проживания гражданина. (л.д. 11)
Распоряжением главы администрации МО Болотское Белёвского района от 8 декабря 2010 г. № 80 на основании акта обследования и заключения межведомственной комиссии жилое помещение Аникеева М.Г.: жилой дом по адресу <адрес> - признан пригодным для проживания. (л.д. 13, 39)
Принятое по результатам рассмотрения заявления решение доведено до сведения Аникеева М.Г. и ему разъяснено, что принять его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с правом получения мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с ФЗ № 5 «О ветеранах» не представляется возможным. Одновременно Аникееву М.Г. разъяснено, что он может быть поставлен в очередь на улучшение жилищных условий с предоставлением социального жилья на территории МО Болотское Белёвского района. (л.д. 40)
Разрешая требования истца в части признания незаконным распоряжения главы администрации МО Болотское Белёвского района от 8 декабря 2010 г. № 80 суд приходит к следующему.
Оспариваемое решение о признании жилого дома Аникеева М.Г. пригодным для проживания, как следует из его содержания (л.д. 13), принято на основании заявления Аникеева М.Г., а также акта обследования и заключения межведомственной комиссии.
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Постановлением Правительством РФ от 28.01.2006 г. № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В соответствии с п. 7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Согласно п. п. 12 и 41 указанного Положения в поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных; не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно- и двухэтажном жилом доме.
Ответчиком представлены сведения о том, что в <адрес> отсутствуют централизованные инженерные сети: водопроводные, канализационные, централизованное отопление (л.д. 56), из 1134 жилых помещений на территории МО Болотское Белёвского района неблагоустроенными (без водопровода и канализации) являются 961, централизованное отопление имеет 3 жилых помещения. (л.д. 57)
Состав межведомственной комиссии соответствует требованиям п. 7 вышеуказанного Положения, ее заключение никем не оспаривается.
То обстоятельство, что администрацией МО Болотское Белёвского района заявление Аникеева М.Г. от 9 ноября 2010 г. принято не по форме, установленной временным Положением о форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденным Постановлением администрации Тульской области от 7.08.2006 г. № 387, не может являться основанием для признания незаконным принятого по результатам рассмотрения указанного заявления по существу правильного решения главы администрации МО Болотское от 8 декабря 2010 г. № 80 о признании дома Аникеева М.Г. пригодным для проживания, которое доведено до сведения заявителя.
Согласно п. п. 2 и 3 ст. 52 ЖК РФ если гражданин имеет право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям; принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Статьей 5 Закона Тульской области от 7.07.2006 г. № 722-ЗТО «О порядке признания граждан малоимущими в целях учета и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений» установлено, что решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должно быть принято органом учета по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных документов не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган. Орган учета не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет или об отказе в принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий такое решение.
Эти требования федерального и областного законодательства при рассмотрении заявления Аникеева М.Г. соблюдены.
Кроме того, форма заявления, принятого от Аникеева М.Г., установлена Положением об организации работы по ведению учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, с целью предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем в МО Болотское Белёвского района, утвержденным постановлением главы администрации МО Болотское Белёвского района от 6.10.2010 г. № 124, а также Законом Тульской области от 7.07.2006 г. № 722-ЗТО «О порядке признания граждан малоимущими в целях учета и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений».
При таких обстоятельствах оснований для признания незаконным распоряжения главы администрации МО Болотское Белёвского района от 8 декабря 2010 г. № 80 не имеется.
Судом установлено, что обеспеченность Аникеева М.Г. жилым помещением, принадлежащим ему на праве собственности, соответствует установленной учетной норме и указанное жилое помещение является пригодным для проживания, в связи с чем оснований для признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий у ответчика не имелось.
Таких оснований, как отдаленность населенного пункта, отсутствие водопровода, а также крайне тяжелые условия проживания, на которые указывает прокурор, жилищным законодательством для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении не установлено.
В случае принятия решения о признании принадлежащего Аникееву М.Г. жилого помещения непригодным для проживания, он может быть поставлен на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а затем и претендовать на получение мер социальной поддержки, предусмотренных для инвалидов Великой Отечественной войны подпунктом 4 п. 1 статьи 14 Федерального закона «О ветеранах».
Поскольку такого решения на момент рассмотрения дела не представлено, а других оснований для постановки Аникеева М.Г. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не имеется, то оснований для удовлетворения исковых требований в этой части также не имеется.
На основании вышеизложенного, оценивая в совокупности представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о том, что заявленные в интересах Аникеева М.Г. требования не основаны на нормах действующего законодательства, в связи с чем удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований прокурора Белёвского района порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах Аникеева М.Г. о признании незаконным распоряжения главы администрации МО Болотское Белёвского района от 8 декабря 2010 г. № 80 «О решении межведомственной комиссии при администрации МО Болотское Белёвского района по техническому обследованию жилого помещения, расположенного по адресу <адрес> признании жилого помещения пригодным для проживания» и об обязании администрации МО Болотское Белёвского района поставить Аникеева М.Г. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как инвалида Великой Отечественной войны, проживающего в доме с крайне тяжелыми условиями проживания, отказать.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его принятия окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Белёвский районный суд Тульской области.
Председательствующий Г.И.Тетеричев
Мотивированное решение составлено в окончательной форме 16 мая 2011 г.