РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 мая 2011 г. г. Белёв Тульской области.
Белёвский районный суд Тульской области в составе председательствующего Тетеричева Г.И., при секретаре Приходько Н.Н., с участием помощника прокурора Белёвского района Гавриковой Н.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-224/2011 по иску прокурора Белёвского района Тульской области в порядке ст. 45 ГПК РФ к администрации МО Жуковское Белёвского района об обязании поставить на кадастровый учет земельный участок, на котором расположено общественное сельское кладбище в районе <адрес>,
установил:
Прокурор Белёвского района Тульской области в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском к МО Жуковское Белёвского района о возложении обязанности поставить на кадастровый учет земельный участок, на котором расположено общественное сельское кладбище в районе <адрес>. В обоснование своих требований указал следующее.
В силу п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значение поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. Аналогичные полномочия сельского поселения закреплены в подп. 23 ст. 7 Устава МО Жуковское.
Проведенной прокуратурой района проверкой исполнения законодательства по вопросам погребения умерших установлено, что на территории МО Жуковское Белёвского района находится общественное сельское кладбище в районе <адрес>. Указанный земельный участок не поставлен на кадастровый учет, не проведено его межевание и не определены границы. Право собственности на земельный участок, на котором находится кладбище, не зарегистрировано. В результате органами местного самоуправления МО Жуковское не реализуются закрепленные в законе полномочия по организации на территории поселения ритуальных услуг и содержанию мест захоронения.
Ссылаясь на нормы Земельного кодекса РФ, Градостроительного кодекса РФ и Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц просит обязать МО Жуковское Белёвского района поставить земельный участок, на котором расположено общественное сельское кладбище в районе <адрес>, на кадастровый учет.
В судебном заседании помощник прокурора Белёвского района Гаврикова Н.И. иск поддержала. По изложенным в исковом заявлении основаниям просила обязать ответчика в течение 1 года поставить на кадастровый учет земельный участок, на котором расположено общественное сельское кладбище в районе <адрес>.
Ответчик администрация МО Жуковское Белёвского района просил рассмотреть дело в его отсутствие. Ответчик письменно сообщил о признании исковых требований.
Третье лицо администрации МО Белёвский район просило рассмотреть дело в отсутствие его представителя. Возражений против заявленных требований не имеет.
Суд в соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие представителя ответчика и третьего лица.
Заслушав помощника прокурора Гаврикову Н.И. и исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 130 ГК РФ земельные участки относятся к недвижимым вещам.
Согласно ст. 6 Земельного кодекса (ЗК) РФ земельные участки являются объектами земельных отношений.
В силу ст. 11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с п. 3 ст. 12 Федерального закона 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» идентификация земельного участка осуществляется по кадастровому номеру, который присваивается ему в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
В соответствии со ст. ст. 1, 7 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в отношении земельных участков осуществляется кадастровый учет. В государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о местоположении границ земельного участка, его площадь, категории земель, к которой отнесен земельный участок, и его разрешенное использование.
В результате описания и индивидуализации в Едином государственном реестре недвижимости каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки.
В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 14 и п. 13 ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относятся к вопросам местного значения поселения; в собственности поселений могут находиться земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
Согласно ст. 18 ФЗ «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, порядок их деятельности определяется органами местного самоуправления.
Статьями 16 и 17 того же Закона установлены санитарные и экологические требования к размещению и содержанию мест погребения.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 8.04.2003 г. № 35 с 15 июня 2003 г. введены в действие «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения. СанПиН 2.1.1279-03», утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 6.04.2003 г.
Таким образом, действующим законодательством к земельным участкам, на которых расположены места погребения, и содержанию мест погребения предъявляются особые, в том числе санитарные и экологические требования, обеспечение которых невозможно без определения границ указанных земельных участков.
В соответствии с п. 23 ч. 1 ст. 7 Устава МО Жуковское Белёвского района к вопросам местного значение МО Жуковское Белёвского района относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. (л.д. 13-18)
В соответствии с Положением об администрации муниципального образования Жуковское Белёвского района администрация является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования Жуковское и осуществляет свои полномочия в интересах жителей муниципального образования для решения вопросов местного значения. (л.д. 23-28)
Судом из материалов дела установлено, что на территории МО Жуковское Белёвского района расположено № кладбищ, в том числе действующее кладбище в <адрес> площадью № (л.д. 10)
Согласно уведомлению <данные изъяты> (л.д. 6) сведения о земельном участке, расположенном по адресу <адрес> (кладбище), в государственном кадастре недвижимости отсутствуют.
Из уведомления <данные изъяты> (л.д. 7) следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о правах на земельный участок по адресу <адрес>, под кладбище.
<данные изъяты> межевание земельного участка, на котором расположено сельское кладбище в районе <адрес> не проводилось. (л.д. 8)
Сведений о межевании земельного участка другими органами суду не представлено.
Судом установлено, что земельный участок, на котором расположено общественное кладбище в районе <адрес>, в соответствии с требованиями ст. 4 ФЗ «О погребении и похоронном деле» не отведен, на кадастровый учет не поставлен, межевание занимаемого кладбищем земельного участка не проведено и его границы не определены в соответствии с действующим законодательством.
В результате администрацией МО Жуковское Белёвского района не реализуются закрепленные в законе и Уставе муниципального образования полномочия по организации на территории поселения ритуальных услуг и содержанию мест захоронения. Отсутствие определенных в соответствии с действующим законодательством границ земельного участка, на котором расположено кладбище, оказывающее экологическую нагрузку на окружающую среду, препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за местом погребения в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья населения.
При установленных обстоятельствах дела и отсутствии возражений ответчика, фактически признавшего иск, требования прокурора суд признает обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Решая вопрос о сроке, в течение которого земельный участок должен быть поставлен на учет, суд, учитывая, что это потребует изыскания бюджетных средств, размещения муниципального заказа и может потребовать необходимости получения заключения специалистов, признает разумным срок 1 год на исполнение решения.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Белёвского района удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования Жуковское Белёвского района в срок до 1 июня 2012 г. поставить на кадастровый учет земельный участок, на котором расположено общественное сельское кладбище в районе <адрес>.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его принятия в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Белёвский районный суд Тульской области.
Председательствующий Г.И.Тетеричев