РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 мая 2011 г. г. Белёв Тульской области
Белёвский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Брылевой Н.А.,
при секретаре Тетеричевой И.Э.,
с участием помощника прокурора Белёвского района Гавриковой Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-228/2011 по иску прокурора Белёвского района в порядке ст. 45 ГПК РФ к администрации МО Жуковское Белёвского района об обязании поставить на кадастровый учет земельный участок, на котором расположено общественное сельское кладбище в районе <адрес> Белевского района Тульской области,
установил:
Прокурор Белёвского района Тульской области в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с указанным иском к администрации МО Жуковское Белёвского района, мотивируя свои требования следующим.
В силу п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значение поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. Аналогичные полномочия сельского поселения закреплены в подп. 23 ст. 7 Устава МО Жуковское.
В результате проверки исполнения законодательства, регламентирующего вопросы погребения умерших, установлено, что земельный участок, на котором расположено общественное сельское кладбище в районе д. <адрес> площадью 300 кв.м., не поставлен на кадастровый учет, не проведено межевание участка и не определены его границы. Право собственности на земельный участок, на котором находится кладбище, не зарегистрировано.
В результате органами местного самоуправления администрацией МО Жуковское не реализуются закрепленные в законе полномочия по организации на территории поселения ритуальных услуг и содержанию мест захоронения.
Во исполнение требований Земельного кодекса РФ, Градостроительного кодекса РФ и Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» просит обязать администрацию МО Жуковское Белёвского района поставить на кадастровый учет земельный участок, на котором расположено общественное сельское кладбище в районе <адрес>.
В судебном заседании помощник прокурора Белёвского района Гаврикова Н.И. исковые требования к администрации МО Жуковское Белёвского района поддержала в полном объеме. По изложенным в исковом заявлении основаниям просила обязать ответчика в течение 1 года поставить на кадастровый учет земельный участок, на котором расположено общественное сельское кладбище в районе д. <адрес>ю 300 кв.м.
Представитель ответчика администрацию МО Жуковское Белёвского района в судебное заседание не явился. Глава администрации письменно ходатайствовал перед судом о рассмотрении иска прокурора в отсутствие представителя, признавая заявленные требования в полном объеме.
Представитель третьего лица – администрации МО Белевский район, извещенный своевременно и надлежащим образом о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
Заслушав представителя истца, исследовав представленные ими доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 130 ГК РФ земельные участки относятся к недвижимым вещам.
Согласно ст. 6 Земельного кодекса (ЗК) РФ земельные участки являются объектами земельных отношений.
В силу ст. 11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с п. 3 ст. 12 Федерального закона 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» идентификация земельного участка осуществляется по кадастровому номеру, который присваивается ему в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
В соответствии со ст. ст. 1, 7 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в отношении земельных участков осуществляется кадастровый учет. В государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о местоположении границ земельного участка, его площадь, категории земель, к которой отнесен земельный участок, и его разрешенное использование.
В результате описания и индивидуализации в Едином государственном реестре недвижимости каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки.
В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 14 и п. 13 ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относятся к вопросам местного значения поселения; в собственности поселений могут находиться земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
Согласно ст. 18 ФЗ «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, порядок их деятельности определяется органами местного самоуправления.
Статьями 16 и 17 того же Закона установлены санитарные и экологические требования к размещению и содержанию мест погребения.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 8.04.2003 г. № 35 с 15 июня 2003 г. введены в действие «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения. СанПиН 2.1.1279-03», утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 6.04.2003 г.
Таким образом, действующим законодательством к земельным участкам, на которых расположены места погребения, и содержанию мест погребения предъявляются особые, в том числе санитарные и экологические требования, обеспечение которых невозможно без определения границ указанных земельных участков.
В соответствии с п. 23 ч. 1 ст. 7 и п. 13 ч. 1 ст. 46 Устава МО Жуковское Белёвского района к вопросам местного значение МО Жуковское Белёвского района относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения; в собственности МО Жуковское Белёвского района может находится имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения (л.д. 13-18)
Согласно ст. 24 Устава в структуру органов местного самоуправления МО Жуковское Белёвского района входит администрация муниципального образования.
Судом из материалов дела установлено, что на территории МО Жуковское Белёвского района расположено 12 кладбищ, в том числе общественное кладбище в районе д. <адрес> три кладбища не действующие (л.д.7)
Согласно уведомлению ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Тульской области (л.д.10) сведения о земельном участке, расположенном по адресу <адрес>, <адрес> (кладбище) в государственном кадастре недвижимости отсутствуют.
Из уведомления управления Росреестра по Тульской области (л.д.12) следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о правах на земельный участок по адресу <адрес>, <адрес>, под кладбищем.
Эти обстоятельства ответчиком не оспариваются.
Судом установлено, что земельный участок, на котором расположено общественное кладбище в районе д<адрес> Белёвского района, в соответствии с требованиями ст. 4 ФЗ «О погребении и похоронном деле» не отведен, на кадастровый учет не поставлен, межевание занимаемого кладбищем земельного участка не проведено и его границы не определены в соответствии с действующим законодательством.
В результате администрацией МО Жуковское Белёвского района не реализуются закрепленные в законе и Уставе муниципального образования полномочия по организации на территории поселения ритуальных услуг и содержанию мест захоронения. Отсутствие определенных в соответствии с действующим законодательством границ земельного участка, на котором расположено кладбище, оказывающее экологическую нагрузку на окружающую среду, препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за местом погребения в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья населения.
При установленных обстоятельствах дела требования прокурора суд признает обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Решая вопрос о сроке, в течение которого земельный участок должен быть поставлен на учет, суд, учитывая, что это потребует изыскания бюджетных средств, размещения муниципального заказа и может потребовать необходимости получения заключения специалистов, признает разумным срок 1 год на исполнение решения.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Белёвского района удовлетворить.
Обязать ответчика администрацию МО Жуковское Белёвского района в срок до 1 мая 2012 г. поставить на кадастровый учет земельный участок, на котором расположено общественное сельское кладбище в районе <адрес>, площадью 300 кв.м.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Белёвский районный суд Тульской области.
Председательствующий Н.А. Брылева