решение от 18.07.2011 г. по иску прокурора о признании бездействия ответчика незаконным и понуждении к постановке на учет в качестве бесхозяйных недвижимых объектов водоснабжения



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 июля 2011 г. г. Белёв Тульской области.

Белёвский районный суд Тульской области в составе председательствующего Тетеричева Г.И., при секретаре Приходько Н.Н., с участием заместителя прокурора Белёвского района Цурбанова Е.А., представителя ответчика Равковой Е.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-353/2011 по иску прокурора Белёвского района Тульской области к администрации муниципального образования Бобриковское Белёвского района о признании бездействия ответчика незаконным и понуждении к постановке на учет в качестве бесхозяйных недвижимых объектов водоснабжения,

установил:

прокурор Белёвского района Тульской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования (МО) Бобриковское Белёвского района о признании незаконным бездействия ответчика и понуждении его к постановке на учет в качестве бесхозяйных недвижимых объектов водоснабжения. В обоснование иска указал следующее.

Проведенной проверкой исполнения законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации в части осуществления полномочий по вопросам местного значения было установлено, что на территории <адрес> МО Бобриковское Белёвского района имеются водопроводные сети протяженностью км. и водопроводная башня с артскважиной, являющиеся источником водоснабжения жителей <адрес>. При этом, данные объекты не имеют собственника, правоустанавливающие документы на них отсутствуют.

Ответственность за ненадлежащее техническое и санитарно-эпидемиологическое состояние водопроводных сетей, артезианских скважин, своевременное проведение необходимых регламентных работ в процессе их эксплуатации является важной составляющей мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций.

Обязанность по осуществлению таких мер в соответствии с пунктами 3, 4 и 8 ч. 1 ст. 14, ст. 50 Федерального закона 6.10.2003 г. № 131-ФЗ от «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» возложена на органы местного самоуправления.

В настоящее время указанные объекты водоснабжения являются бесхозяйными объектами и на балансе ни у одной организации не стоят.

В нарушение ст. 225 ГК РФ и Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей администрацией МО Бобриковское Белёвского района, на территории которого находятся источники водоснабжения населения <адрес>, не проводится работа по постановке на учет объектов недвижимого имущества. Отсутствие необходимых правоустанавливающих документов, подтверждающих право собственности на указанные объекты, создает трудности в их содержании и обслуживании. Бездействие со стороны администрации МО Бобриковское Белёвского района может вызвать наступление тяжких последствий в виде разрушения водопроводных сетей и, как следствие, возникновение чрезвычайной ситуации, в том числе эпидемий инфекционных заболеваний, которая может повлечь за собой причинение ущерба здоровью и имуществу граждан, окружающей природной среде, а также значительные материальные потери.

Таким образом, бездействие ответчика, выразившееся в непринятии действенных мер по постановке на учет бесхозяйных объектов водоснабжения, существенно нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории поселения.

В связи с изложенным прокурор просит признать незаконным бездействие администрации МО Бобриковское Белёвского района, выразившееся в самоустранении от предусмотренной законодательством работы по постановке на учет объектов водоснабжения МО Бобриковское Белёвского района, а именно: водонапорной башни с артезианской скважиной и водопроводных сетей, расположенных в <адрес> и обязать администрацию МО Бобриковское Белёвского района Тульской области в срок до 1 января 2012 г. поставить на соответствующий учет указанные объекты водоснабжения.

В судебном заседании заместитель прокурора Белёвского района Цурбанов Е.А. исковые требования поддержал полностью и по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика администрации МО Бобриковское Белёвского района Тульской области по доверенности Равкова Е.М. в удовлетворении заявления прокурора не возражала. Пояснила, что после ликвидации <данные изъяты> артскважина с водонапорной башней и водопровод в <адрес> не были переданы ни местной, ни районной администрации. В <адрес> проживает около 290 человек и настоящее время водопровод и водонапорная башня содержатся и ремонтируются за счет сбора средств в населения, незначительные средства выделяет администрации МО Бобриковское. Для постановки указанных объектов на учет в регистрационный центр необходимо подготовить техническую документацию, но МО Бобриковское не имеет на это средств. Полагает, что выполнить это возможно в 2012 г. в случае выделения на это средств в бюджете.

Выслушав объяснения сторон и исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Пунктами 1 и 3 ст. 225 ГК РФ установлено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой не известен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался; безхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Согласно п. п. 3 и 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, а также организация в границах поселения водоснабжения населения.

Пунктом 8 ч. 1 ст. 14 Закона установлено, что к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

В соответствии со ст. 50 Федерального закона в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, в том числе имущество, предназначенное для водоснабжения населения.

Согласно пункту 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 г. № 580, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого (имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В судебном заседании установлено следующее.

Как следует из Перечня бесхозяйных объектов коммунальной инфраструктуры, а также объектов, право собственности на которые не зарегистрировано в установленном порядке, находящихся на территории МО Бобриковское Белевского района (л.д. 11-13) в нем значатся водопровод протяженностью км. в <адрес> и водонапорная башня с артезианской скважиной в <адрес>, находящиеся в удовлетворительном состоянии, на восстановление которых необходимо 0,099 млн. рублей.

По сообщению администрации МО Белёвский район указанные объекты коммунальной инфраструктуры не являются муниципальной собственностью и в реестре муниципального имущества МО Белёвский район не значатся (л.д. 18).

По сообщениям <данные изъяты>» (л.д. 16, 17) и согласно уведомлений <данные изъяты> (л.д. 14, 15) сведений о зарегистрированных правах на башню Рожновского и водопроводные сети в <адрес> не имеется.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что вышеуказанные объекты водоснабжения до настоящего времени не поставлены на какой-либо учет и не переданы для технического обслуживания. Администрацией МО Бобриковское Белевского района не принято каких-либо мер по их постановке на учет как бесхозяйных объектов недвижимости, и признанию права муниципальной собственности на данные объекты водоснабжения населения.

О бездействии ответчика свидетельствует то обстоятельство, что таких мер не принято и после внесения прокурором представления об устранении вышеуказанных нарушений законодательства. (л.д. 7-9, 10)

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора к администрации МО Бобриковское Белевского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, проживающих в д. <адрес>, являются обоснованными, в связи с чем подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Белёвского района Тульской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Бобриковское Белёвского района, выразившееся в неисполнении предусмотренной законом обязанности по постановке на учет расположенного на территории поселения бесхозяйного недвижимого имущества – водонапорной башни в артезианской скважиной и водопроводных сетей в <адрес> <адрес>.

Обязать администрацию муниципального образования Бобриковское Белёвского района в срок до 1 января 2012 г. обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества: водонапорной башни с артезианской скважиной и водопровода в <адрес>.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда в течение 10 дней со дня его принятия судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Белёвский районный суд Тульской области.

Председательствующий Г.И.Тетеричев

Мотивированное решение составлено в окончательной форме 22 июля 2011 г.