РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 18 июля 2011 г. г. Белёв Тульской области. Белёвский районный суд Тульской области в составе председательствующего Тетеричева Г.И., при секретаре Приходько Н.Н., с участием заместителя прокурора Белёвского района Цурбанова Е.А., представителя ответчика Равковой Е.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-354/2011 по иску прокурора Белёвского района Тульской области к администрации муниципального образования Бобриковское Белёвского района о признании бездействия ответчика незаконным и понуждении к постановке на учет в качестве бесхозяйных недвижимых объектов водоснабжения, установил: прокурор Белёвского района Тульской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования (МО) Бобриковское Белёвского района о признании незаконным бездействия ответчика и понуждении его к постановке на учет в качестве бесхозяйных недвижимых объектов водоснабжения. В обоснование иска указал следующее. Проведенной проверкой исполнения законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации в части осуществления полномочий по вопросам местного значения было установлено, что на территории <адрес> МО Бобриковское Белёвского района имеются водопроводные сети протяженностью № км. и водопроводная башня с артскважиной, являющиеся источником водоснабжения жителей <адрес>. При этом, данные объекты не имеют собственника, правоустанавливающие документы на них отсутствуют. Ответственность за ненадлежащее техническое и санитарно-эпидемиологическое состояние водопроводных сетей, артезианских скважин, своевременное проведение необходимых регламентных работ в процессе их эксплуатации является важной составляющей мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций. Обязанность по осуществлению таких мер в соответствии с пунктами 3, 4 и 8 ч. 1 ст. 14, ст. 50 Федерального закона 6.10.2003 г. № 131-ФЗ от «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» возложена на органы местного самоуправления. В настоящее время указанные объекты водоснабжения являются бесхозяйными объектами и на балансе ни у одной организации не стоят. В нарушение ст. 225 ГК РФ и Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей администрацией МО Бобриковское Белёвского района, на территории которого находятся источники водоснабжения населения д. Шишкино, не проводится работа по постановке на учет объектов недвижимого имущества. Отсутствие необходимых правоустанавливающих документов, подтверждающих право собственности на указанные объекты, создает трудности в их содержании и обслуживании. Бездействие со стороны администрации МО Бобриковское Белёвского района может вызвать наступление тяжких последствий в виде разрушения водопроводных сетей и, как следствие, возникновение чрезвычайной ситуации, в том числе эпидемий инфекционных заболеваний, которая может повлечь за собой причинение ущерба здоровью и имуществу граждан, окружающей природной среде, а также значительные материальные потери. Таким образом, бездействие ответчика, выразившееся в непринятии действенных мер по постановке на учет бесхозяйных объектов водоснабжения, существенно нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории поселения. В связи с изложенным прокурор просит признать незаконным бездействие администрации МО Бобриковское Белёвского района, выразившееся в самоустранении от предусмотренной законодательством работы по постановке на учет объектов водоснабжения МО Бобриковское Белёвского района, а именно: водонапорной башни с артезианской скважиной и водопроводных сетей, расположенных в <адрес> и обязать администрацию МО Бобриковское Белёвского района Тульской области в срок до 1 января 2012 г. поставить на соответствующий учет указанные объекты водоснабжения. В судебном заседании заместитель прокурора Белёвского района Цурбанов Е.А. исковые требования поддержал полностью и по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил их удовлетворить. Представитель ответчика администрации МО Бобриковское Белёвского района Тульской области по доверенности Равкова Е.М. в удовлетворении заявления прокурора не возражала. Не отрицая изложенных в иске обстоятельств, пояснила суду, что после ликвидации <данные изъяты> артезианская скважина с водонапорной башней и водопровод в <адрес> не были переданы ни местной, ни районной администрации. В <адрес> проживает менее 100 человек, водопровод и водонапорная башня содержатся и ремонтируются в основном за счет сбора средств в населения. Для постановки указанных объектов на учет в регистрационный центр необходимо подготовить техническую документацию, но МО Бобриковское не имеет на это средств. С учетом протяженности водопровода № км., на это надо около 100 тыс. рублей. Полагает, что выполнить требования прокурора возможно в 2012 г. в случае выделения на это средств в бюджете. Выслушав объяснения сторон и исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему. Пунктами 1 и 3 ст. 225 ГК РФ установлено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой не известен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался; безхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Согласно п. п. 3 и 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, а также организация в границах поселения водоснабжения населения. Пунктом 8 ч. 1 ст. 14 Закона установлено, что к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. В соответствии со ст. 50 Федерального закона в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, в том числе имущество, предназначенное для водоснабжения населения. Согласно пункту 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 г. № 580, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого (имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В судебном заседании установлено следующее. Как следует из перечня бесхозяйных объектов коммунальной инфраструктуры, а также объектов, право собственности на которые не зарегистрировано в установленном порядке, находящихся на территории МО Бобриковское Белёвского района (л.д. 11-13) в нем значатся водопровод протяженностью № км. в <адрес> и водонапорная башня с артезианской скважиной в <адрес>, находящиеся в удовлетворительном состоянии, на восстановление которых необходимо 0,219 млн. рублей. По сообщению администрации МО Белёвский район башня Рожновского и водопроводные сети, расположенные в <адрес> Белёвского района, не являются муниципальной собственностью и в реестре муниципального имущества МО Белёвский район не значатся (л.д. 18). По сообщениям <данные изъяты> (л.д. 14, 15) и согласно уведомлений <данные изъяты> (л.д. 16, 17) сведений о зарегистрированных правах на башню Рожновского и водопроводные сети в <адрес> не имеется. Таким образом, в судебном заседании установлено, что вышеуказанные объекты водоснабжения населения <адрес> до настоящего времени не поставлены на какой-либо учет и не переданы для технического обслуживания. Администрацией МО Бобриковское Белёвского района не принято мер по их постановке на учет как бесхозяйных объектов недвижимости, и признанию права муниципальной собственности на данные объекты водоснабжения населения. О бездействии ответчика свидетельствует то обстоятельство, что таких мер не принято и после внесения прокурором представления об устранении вышеуказанных нарушений законодательства. (л.д. 7-9, 10) При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора к администрации МО Бобриковское Белёвского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, проживающих в <адрес>, являются обоснованными, в связи с чем подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования прокурора Белёвского района Тульской области удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Бобриковское Белёвского района, выразившееся в неисполнении предусмотренной законом обязанности по постановке на учет расположенного на территории поселения бесхозяйного недвижимого имущества – водонапорной башни в артезианской скважиной и водопроводных сетей в <адрес>. Обязать администрацию муниципального образования Бобриковское Белёвского района в срок до 1 января 2012 г. обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества: водонапорной башни с артезианской скважиной и водопровода в <адрес>. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда в течение 10 дней со дня его принятия судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Белёвский районный суд Тульской области. Председательствующий Г.И.Тетеричев Мотивированное решение составлено в окончательной форме 22 июля 2011 г.