Решение от 16.01.2012 г. по иску о признании права на получение мер социальной поддержки.



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 января 2012 г.

г. Белёв Тульской области.

Белёвский районный суд Тульской области в составе председательствующего Тетеричева Г.И., при секретаре Приходько Н.Н., с участием истца Попкова В.И. и представителя ответчика Антоновой Р.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3/2012 по иску Попкова В.И. к военному комиссариату Тульской области о признании права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных пунктами 1 и 3 части 2 статьи 19 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и взыскании суммы невыплаченных компенсаций,

установил:

Попков В.И. обратился в суд с уточненными в ходе подготовки и разбирательства дела исковыми требованиями к военному комиссариату Тульской области о признании права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных п.п. 1 и 3 ч. 2 ст. 19 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее – Закон).

В обоснование иска указал, что он родился в <данные изъяты> и на момент аварии на Чернобыльской АЭС проживал в г. Белёве Тульской области, где был зарегистрирован до 27 апреля 2005 г. С 5 апреля 1994 г. по 30 марта 2005 г., до перевода к новому месту службы <данные изъяты> он проходил военную службу <данные изъяты> в войсковой части <данные изъяты>

С 1 июня 2006 г. он является пенсионером Министерства обороны РФ. В июле 2011 г. он вернулся в г. Белёв, где с 21 июля 2011 г. зарегистрирован и постоянно проживает. С этого числа состоит на учете в Белёвском отделе военного комиссариата Тульской области. 30 августа 2011 г. он обратился с рапортом на имя начальника Белёвского отдела военного комиссариата Тульской области о предоставлении ему выплат и гарантий, предусмотренных ст. 19 Закона. 1 сентября 2011 г. он получил отказ, где ответчик, ссылаясь на разъяснение ГФЭУ МО РФ № 180/4/4-137 от 16.03.2004 г., ошибочно трактующее положения Закона, указал, что основанием для назначения ему выплат кроме указанного в Законе «постоянного проживания до 2.12.1995 г.», по его мнению, является еще постоянное проживание «и в последующие годы». Подобная трактовка, по его мнению, противоречит действующему российскому законодательству. До настоящего времени выплаты и гарантии, предусмотренные п.п. 1 и 3 ч. 2 ст. 19 Закона ему не предоставляются.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 18.12.1997 г. № 1582 г. Белёв относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. Согласно п. 12 ст. 13 Закона он попадает под категорию граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы. В соответствии с выданным ему 21 марта 2003 г. военным комиссариатом Белёвского района удостоверением АВ № 030443 он имеет право на льготы и компенсации, установленные Законом.

Ссылаясь на нормы пункта 8 ст. 13, ст. 23, а также нормы п.п. 1-4 ч. 2 ст. 19 Закона, которые, по его мнению, не содержат условия непрерывности периода проживания (работы) в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, а требуют лишь постоянного проживания (работы) до 2 декабря 1995 г., считает что у него имеются все основания для получения мер социальной поддержки.

Просит признать за ним право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных п.п. 1 и 3 ч. 2 ст. 19 Закона, обязать военный комиссариат Тульской области назначить ему и осуществлять меры социальной поддержки, предусмотренные п.п. 1 и 3 ч. 2 ст. 19 Закона и взыскать с ответчика невыплаченные ему денежные компенсации, предусмотренные п.п. 1 и 3 ч. 2 ст. 19 Закона, за период с сентября по декабрь 2011 г. в размере 678 руб. 80 коп.

В судебном заседании истец Попков В.И. свои уточненные требования поддержал и просил их удовлетворить по указанным в исковом заявлении основаниям. Также пояснил, что проживая и проходя военную службу в г. Белёве, он до 2004 г. получал предусмотренные ст. 19 Закона ежемесячные денежные выплаты за работу и проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом.

Представитель ответчика военного комиссариата Тульской области по доверенности Антонова Р.И. в удовлетворении иска просила отказать. Пояснила, что согласно послужному списку истца, он действительно с 1994 г. по 2004 г. проходил службу в войсковой части <данные изъяты> г. Белёве и получал меры социальной поддержки в соответствии с Законом. Но с 2005 г. по 2011 г. истец более 5 лет проживал <данные изъяты> в «чистой» зоне, в связи с чем выплат не получал. Истец с 1 июня 2006 г. стал пенсионером Минобороны РФ, он тогда не пожелал вернуться в г. Белёв и продолжал жить в «чистой» зоне. В связи с этим при обращении в августе 2011 г. за выплатами в соответствии со ст. 19 Закона, ему было разъяснено, что права на них он не имеет. На настоящее время истец выплат в соответствии со ст.ст. 1 и 3 ч. 2 ст. 19 Закона не получает.

Заслушав стороны и исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В силу ст. 3 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее – Закон) гражданам Российской Федерации гарантируются установленные настоящим Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.

Статьей 7 Закона установлены категории зон, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе зона проживания с льготным социально-экономическим статусом и установлено, что границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Пунктами 8 и 12 части 1 ст. 13 Закона установлено, что к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся:

- граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

- военнослужащие, проходящие (проходившие) военную службу в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

В соответствии с пунктами 1 и 3 ч. 2 ст. 19 Закона гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 5, 7, 10 и 11 части 1 статьи 18, а также гарантируются:

1) ежемесячная денежная компенсация в размере 20 рублей при условии постоянного проживания до 2 декабря 1995 года;

3) ежемесячная денежная выплата в повышенном размере пенсий и пособий неработающим пенсионерам и инвалидам, детям-инвалидам при условии постоянного проживания до 2 декабря 1995 года - 74 рубля 13 копеек.

В соответствии с ч. 12 ст. 23 Закона решения о дополнительных мерах социальной поддержки гражданам, проживающим (работающим) на подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС территориях, принятые Правительством Российской Федерации, а также другими органами, определяемыми Правительством Российской Федерации, распространяются на граждан, проходящих военную службу (службу) на этих территориях, а также на членов их семей.

Пунктом 6 Правил финансирования расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению гражданам мер социальной поддержки, предусмотренных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.08.2005 г. № 542, установлено, что финансирование расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению мер социальной поддержки военнослужащим, а также пенсионерам из их числа, в том числе ныне работающим (независимо от места работы), подвергшимся радиационному воздействию, осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год федеральным органам исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба.

Таким образом, Попков В.И. обоснованно обратился с иском к военному комиссариату Тульской области.

Из материалов дела судом установлено следующее.

Согласно выданной администрацией МО г. Белёв Белёвского района справки Попков В.И. с 18 февраля 1994 г. по 27 апреля 2005 г. проживал в г. Белёве. (л.д. 9)

Сведения о проживании истца в г. Белёве Тульской области в период с 18 февраля 1994 г. по 27 апреля 2005 г. подтверждаются также его паспортом с отметками о регистрации в г. Белёве. (л.д. 5-6)

Согласно справки отдела военного комиссариата Тульской области по Белёвскому району Попков В.И. с 5 апреля 1994 г. по 23 мая 2002 г. проходил военную службу в войсковой части <данные изъяты>

Принятым в соответствии со ст. ст. 7 и 11 Закона Постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 г. № 1582 (в ред. от 07.04.2005 г. № 197) утвержден Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, согласно которому г. Белёв Тульской области входит в зону проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Согласно выданному Попкову В.И. 21 марта 2003 г. военным комиссариатом Белёвского района удостоверению серии <данные изъяты> он имеет право на компенсации и льготы, установленные Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Удостоверение бессрочное и действительно на всей территории РФ. (л.д. 4)

С 1 июня 2006 г. Попкову В.И. назначена пенсия за выслугу лет, что подтверждается удостоверением серии <данные изъяты> выданным военным комиссариатом <данные изъяты>

С 21 июля 2011 г. Попков В.И. зарегистрирован по месту жительства <адрес>, состоит на воинском учете в Белёвском отделе Тульского областного военного комиссариата. (л.д.5-6, 7, 9)

Из справок отдела военного комиссариата Тульской области по Белёвскому району (л.д. 11) и ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Белёвского района» (л.д. 8) судом установлено, что Попкову В.И., зарегистрированному по месту жительства <адрес> ежемесячная экологическая компенсация в соответствии с п.п. 1 и 2 с. 19 Закона РФ не назначалась и не выплачивается.

Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в Белёвском районе пенсия Попкову В.И. не назначалась и не выплачивалась. (л.д. 26)

Исследованные доказательства суд признает достоверными, допустимыми и относимыми, ответчиком они не оспариваются. Совокупность доказательств суд признает достаточной для вывода о том, что истец Попков В.И. с 18 февраля 1994 г. по 27 апреля 2005 г. проживал, а с 5 апреля 1994 г. по 23 мая 2002 г. проходил в военную службу в г. Белёве Тульской области и подвергся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы. Поскольку истец проживал и проходил службу на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом до 2 декабря 1995 г., на него распространяется действие пунктов 1-4 ч. 2 ст. 19 Закона.

В связи этим отказ ответчика в предоставлении истцу выплат, предусмотренных ст. 19 Закона, нарушает его право на получение мер социальной поддержки и компенсаций в связи с проживанием в экологически неблагоприятной среде.

Доводы ответчика о том, условия предоставления компенсаций и льгот гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом следует понимать как «при условии их постоянного проживания до 2 декабря 1995 г. и в последующие годы» суд признает необоснованными, поскольку они по своей сути являются расширительным толкованием норм ст. 19 Закона.

Статьей 42 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью экологическим правонарушением.

Исходя из целей Закона, определенных в статье 1, он направлен на защиту прав и интересов, а также определяет государственную политику в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 г.

Право граждан, проживающих в зоне с льготным социально-экономическим статусом, на получение компенсаций, предусмотренных пунктами 1, 2, 3 и 4 ч. 2 ст. 19 Закона гарантировано им при условии постоянного проживания (работы) до 2 декабря 1995 г. Правовой нормы предусматривающей, что в случае временного выбытия с территории, относящейся к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, при возвращении в указанную зону на постоянное место жительства гражданин не вправе обратиться в установленном Законом порядке для получения ежемесячных денежных выплат, в Законе не имеется.

В связи с изложенным требования истца о признании за ним права на получение компенсаций и мер социальной поддержки, предусмотренных пунктами 1 и 3 части 2 ст. 19 Закона и возложении в связи с этим на военный комиссариат Тульской области обязанности выплачивать ему ежемесячные компенсации, предусмотренные пунктами 1 и 3 ст. 19 Закона, суд признает подлежащим удовлетворению.

Разрешая требование истца о взыскании с военного комиссариата Тульской области невыплаченных денежных компенсаций в сумме 678,80 руб., суд приходит к следующему.

В силу ст. 4 Закона меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 Правил выплаты ежемесячной денежной компенсации гражданам в зависимости от времени проживания (работы) на территориях зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 г. № 907, для получения компенсации получатель компенсации подает заявление по месту постоянного проживания в уполномоченный орган.

Пунктом 6 указанных Правил установлено, что выплата компенсации производится начиная с месяца, следующего за месяцем подачи заявления.

Истец Попков В.И. в суде пояснил, что по вопросу получения мер социальной поддержки он обращался в военный комиссариат 30 августа 2011 г.

Это обстоятельство подтверждается копией заявления (л.д. 18), согласно которому Попков В.И. 30 августа 2011 г. в установленном порядке обращался в отдел военного комиссариата Тульской области для выплаты ежемесячных компенсаций в соответствии со ст. 19 Закона и получил отказ (л.д. 12).

Таким образом, в пользу истца подлежат взысканию с ответчика ежемесячная денежная компенсация и ежемесячная денежная выплата в повышенном размере пенсии неработающему пенсионеру, предусмотренные пунктами 1 и 3 части 2 статьи 19 Закона за период с сентября 2011 г. по декабрь 2011 г. включительно.

Размер указанных ежемесячной денежной компенсации и ежемесячной денежной выплаты, установленный ст. 19 Закона, проиндексированный на в 2011 г. в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.12.2010 г. № 1079, составляет 42,06 руб. и 127,64 руб. соответственно.

Таким образом, за 4 месяца истцу подлежит выплате 678,80 руб. ((42,06 + 127,64) * 2 = 678,80).

В связи с этим исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Попкова В.И. удовлетворить.

Признать за Попковым В.И., ДД.ММ.ГГГГ рождения, <данные изъяты> право на получение мер социальной поддержки, установленных пунктами 1 и 3 части 2 статьи 19 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Обязать военный комиссариат Тульской области назначить и выплачивать Попкову В.И. за счет средств федерального бюджета:

- ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 1 части 2 статьи 19 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;

- ежемесячную денежную выплату в повышенном размере пенсии неработающему пенсионеру в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 19 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Взыскать с военного комиссариата Тульской области в пользу Попкова В.И. сумму невыплаченной ежемесячной денежной компенсации и ежемесячной денежной выплаты, предусмотренных пунктами 1 и 3 части 2 статьи 19 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», за период сентябрь-декабрь 2011 г. в размере 678 (шестьсот семьдесят восемь) рублей 80 копеек.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Белёвский районный суд.

Председательствующий Г.И.Тетеричев

Мотивированное решение составлено в окончательной форме 19 января 2012 г.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200