Решение от 01.03.2012 г. по иску об обязании назначить и выплачивать ежемесячную денежную выплату.



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 марта 2012 года г. Белев Тульской области

Белевский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Хардыбакина В.И.

при секретаре Стряпчевой А.С.

с участием истца Матвеевой Т.А.,

представителя ответчика Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Белевского района» по доверенности Донченко Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-062/2012 по иску Матвеевой Т.А. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Белевского района», об обязании назначить и выплачивать ежемесячную денежную выплату на оплату расходов в размере 50% от предоставленных коммунальных услуг за месяц,

установил:

Матвеева Т.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Белевского района» о признании права на получение мер социальной поддержки по оплате 50% коммунальных услуг за месяц и выплате ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50% от предоставленных коммунальных услуг за месяц.

В обоснование заявленных требований истец указала, что является пенсионером МВД РФ и ветераном труда.

15 сентября 2011 года она обратилась в Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Белевского района» с заявлением о назначении ей в соответствии с Законом Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493 - ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» ежемесячной денежной выплаты как ветерану труда на оплату расходов в размере 50% от предоставляемых за месяц коммунальных услуг.

Письмом Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Белевского района» от 15 сентября 2011 года за № 88 получила отказ в назначении ежемесячной денежной выплаты в связи с тем, что не достигла возраста, дающего право на назначение пенсии по старости.

С данным отказом не согласна, считает, что в соответствии с нормами закона Тульской области № 493 - ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» ветераны труда имеют право на ежемесячные денежные выплаты. При этом указывает, что Закон не содержит конкретных указаний на необходимость достижения возраста, дающего право на назначение пенсии по старости для назначения мер социальной поддержки по оплате 50% коммунальных услуг.

Просит суд обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Белевского района» назначить и выплачивать ежемесячную с 10 сентября 2011 года денежную выплату на оплату расходов в размере 50% от предоставленных коммунальных услуг за месяц.

Ответчик - Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Белевского района» в письменных возражениях на исковое заявление Матвеевой Т.А. считает иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению ввиду отсутствия правовых оснований для назначения Матвеевой Т.А. ежемесячной денежной выплаты, указывая при этом, что она не достигла возраста, дающего право на назначение пенсии по старости, и в связи с этим к ней не могут быть применены меры социальной поддержки (л.д.18-19).

В судебном заседании Матвеева Т.А. свои исковые требования поддержала и просила суд их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении, уточнив при этом назначение денежной выплаты с 01 октября 2011 года.

Представитель ответчика Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Белевского района» по доверенности Донченко Н.В. возражения на исковое заявление Матвеевой Т.А. поддержала и просила суд в удовлетворении исковых требований Матвеевой Т.А. отказать за необоснованностью, поскольку меры социальной поддержки ветераны труда могут реализовать только при достижении ими возраста, дающего право на трудовую пенсию. Право же истца на пенсионное обеспечение в связи с выслугой лет не является основанием для ежемесячной денежной выплаты, установленной Законом Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области». При этом не отрицала, что Матвеева Т.А. является ветераном труда.15 сентября 2011 года обращалась в Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Белевского района» с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты, в чем ей 15 сентября 2011 года было отказано в этом, поскольку истцом не были предоставлены документы подтверждающие назначение пенсии.

3-тье лицо - министерство здравоохранения и социального развития Тульской области, своевременно и надлежащим образом извещенное о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явилось, об отложении рассмотрения дела не просило, причины неявки суду не сообщило.

В силу ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица - министерство здравоохранения и социального развития Тульской области.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования Матеевой Т.А. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из заявленных исковых требований, истцом предъявляется требование о признании за ним права на получение таких мер социальной поддержки, предусмотренных законом Тульской области № 493 - ЗТО от 28 декабря 2004 года, как оплата жилья и коммунальных услуг.

В соответствии с пп. «ж» ч. 1 ст. 72, ст. 76 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесена к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов, которые не могут противоречить федеральному законодательству.

Согласно ст. ст. 10, 13, 22 Федерального закона «О ветеранах» от 12 января 1995 года № 5 - ФЗ (в редакции от 22 августа 2004 года № 112 - ФЗ) социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации, получение ежемесячной денежной выплаты, получение и содержание жилых помещений, оплату коммунальных услуг, медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание.

Статьей 22 указанного Федерального закона установлено, что меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Во исполнение названной нормы закона 28 декабря 2004 года принят Закон Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» № 493 - ЗТО, статьей 1 которого определены категории лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, в том числе, и ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года.

Действие Закона Тульской области № 493 - ЗТО распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2005 года.

В силу ст. 3 данного Закона (с изменениями, вступившими в действие с 01.01.2010г.) – ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются следующие меры социальной поддержки:

1) ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение (в коммунальных квартирах – занимаемую площадь жилого помещения) в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленной законодательством Тульской области. Меры социальной поддержки по оплате жилья распространяются на нетрудоспособных членов семьи ветерана труда, совместно с ним проживающих, находящихся на его полном содержании или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию;

2) ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, в также стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, проживающему в домах без центрального отопления, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Обеспечение топливом ветеранов труда производится в первоочередном порядке.

Из содержания перечисленных норм закона, принятого в Тульской области по вопросу определения мер социальной поддержки ветеранов труда следует, что законодатель предусмотрел в качестве условия для получения права на данную меру социальной поддержки – достижение возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Матвеева Т.А. является ветераном труда, что подтверждается удостоверением , выданным ДД.ММ.ГГГГ Государственным учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения <адрес>» (л.д.11).

Следовательно, суд приходит к выводу о том, что Матвеева Т.А. имеет право на льготы, предоставляемые на условиях и в порядке, установленных статьями 22 и 23 Федерального закона «О ветеранах».

Также Матвеева Т.А. является пенсионером МВД РФ с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается пенсионным удостоверением , выданным УВД <адрес> ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11).

Тем самым, Матвеева Т.А. получает пенсию за выслугу лет в рамках государственного пенсионного обеспечения, как лицо, проходившее службу в МВД РФ.

Из письма ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Белевского района» № 88 от 15 сентября 2011 года на заявление истца от 15 сентября 2011 года (л.д.26-29) следует, что Матвеева Т.А. не имеет право на предоставление вышеуказанной меры социальной поддержки, поскольку не достигла возраста 52 лет, то есть возраста, дающего право на назначение пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

С данными доводами суд согласиться не может.

В настоящее время условия и нормы пенсионного обеспечения устанавливаются Федеральными законами от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

В соответствии с ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с настоящим федеральным законом имеют военнослужащие, лица, проходившие службу в органах внутренних дел. К видам пенсии, которые назначаются по государственному пенсионному обеспечению, относятся пенсии за выслугу лет.

Указанным лицам пенсия за выслугу лет назначается в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Правовой анализ Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166 - ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» позволяет прийти к выводу, что право на пенсию имеют граждане Российской Федерации при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным Законом для различных видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению, в том числе военнослужащие и лица, проходившие службу в органах внутренних дел, по выслуге лет.

Факт достижения ветераном труда пенсионного возраста, дающего право на реализацию льгот, факт назначения (установления) пенсии и дата получения пенсионного удостоверения не могут совпадать по времени и, следовательно, при таком подходе реализация ветераном прав и льгот будет зависеть от воли органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, целью которого является социальная защита ветеранов, создание и условий, обеспечивающих экономическое и моральное благополучие и обеспечивающих им достойную жизнь, почет и уважение.

Реализация льгот ветеранов труда не может зависеть от фактического назначения им пенсии еще и потому, что в соответствии с Федеральным законом РФ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» обращение за назначением пенсии является правом, а не обязанностью и может осуществляться в любое время после возникновения такого права на трудовую пенсию, тогда как предусмотренные ст. 28 ФЗ «О ветеранах» льготы гарантируются самим Законом и реализуются при предъявлении лишь соответствующего удостоверения.

Кроме того, как ФЗ от 15 декабря 2001 года № 166 - ФЗ, так и ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173 - ФЗ предусматривают назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста – 60 лет в зависимости от конкретных условий назначения пенсии различными категориями граждан, возраст, дающий право на ее назначение, может быть различным.

Пенсия за выслугу лет согласно ст. 13 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1, назначается независимо от возраста при наличии на день увольнения со службы выслуги на военной и (или) правоохранительной 20 лет. Вместе с тем, в исключение из общего правила, такая пенсия может быть назначена и лицам, не имеющим полной выслуги, если они уволены со службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, либо в связи с организационно-штатными мероприятиями, достигли на день увольнения 45-летнего возраста и имеют общий трудовой стаж не менее 25 календарных лет, из которых не менее 12 лет и шести месяцев составляет военная служба и (или) правоохранительная служба.

Как следует из ст. 2 ФЗ № 166 - ФЗ от 15 декабря 2001 года пенсия за выслугу лет предоставляется в целях компенсации гражданам заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением ими службы при достижении установленной законом выслуги.

Применительно к проходившим военную службу и (или) правоохранительную, назначение пенсии за выслугу лет независимо от достижения общеустановленного пенсионного возраста призвано, кроме того, создавать условия для их адаптации к гражданской жизни, способствовать переходу в другие сферы занятости, не допуская при этом существенного снижения уровня жизни в связи с изменением рода деятельности и профессии.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что пенсия за выслугу лет, получаемая Матвеевой Т.А. в соответствии с ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и ФЗ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», относится к государственным пенсиям в РФ, истец достиг возраста, дающего право на назначение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, Матвеева Т.А. относится к категории лиц, указанных в законе Тульской области № 493 - ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» от 28 декабря 2004 года, обладающих правом на получение мер социальной поддержки.

В соответствии с подп. 1 п. 1 Положения «О порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей Тульской области», утвержденного Постановлением администрации Тульской области № 30 от 15 января 2010 года ( с внесенными в него изменениями от 22 марта 2011 года № 206, от 13 декабря 2011 года № 245) – право на денежную выплату имеют ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года.

Также согласно п. 2 указанного Положения – денежная выплата предоставляется: на оплату расходов за жилое помещение (в коммунальных квартирах – занимаемую площадь жилого помещения), за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, отопление (теплоснабжение), электроснабжение, газоснабжение (далее – на оплату жилого помещения и коммунальных услуг); на оплату расходов за твердое топливо; на оплату расходов за бытовой газ в баллонах; на оплату транспортных расходов по доставке топлива.

Денежная выплата предоставляется государственными учреждениями Тульской области, осуществляющими функции в сфере социальной защиты населения (далее – учреждения социальной защиты), по месту регистрации граждан (п. 4 Положения).

Согласно п. 5 Положения – гражданам, указанным в подпунктах 1-5 пункта 1 настоящего Положения, денежная выплата назначается при наличии регистрации по месту жительства на территории Тульской области.

В соответствии с п.п. 15 п. 6 Положения о Департаменте социального развития Тульской области, утвержденного Постановлением администрации Тульской области от 20 ноября 2006 года № 579 «Об утверждении Положения о Департаменте социального развития Тульской области», Департамент в соответствии с возложенными на него задачами организует работу по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан и возмещению организациям расходов, понесенных ими в связи с предоставлением данных услуг.

Как усматривается из паспорта гражданина РФ , выданного ДД.ММ.ГГГГ ОВД <адрес>, Матвеева Т.А. родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, состоит на регистрационном учете по адресу: <адрес> (л.д.10).

Как установлено в судебном заседании Матвеева Т.А. в установленном порядке обращалась в органы социальной защиты населения с заявлением о назначении мер социальной поддержки по оплате 50% коммунальных услуг. Доказательств обратного заинтересованным лицом суду не представлено, ссылок на иные обстоятельства ответчиком не заявлялось.

Исходя из установленных обстоятельств и требований закона, суд находит исковые требования Матвеевой Т.А. подлежащими удовлетворению и признает за ней право на реализацию меры социальной поддержки как ветерана труда по оплате жилья и коммунальных услуг, предусмотренных Законом Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» от 28 декабря 2004 года № 493 - ЗТО.

В силу ст. 12 ГК РФ истец Матвеева Т.А. имеет право требования признания его права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Тульской области № 493 - ЗТО от 28 декабря 2004 года «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение (в коммунальных квартирах – занимаемую площадь жилого помещения) в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленной законодательством Тульской области, и ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

В целях реализации Закона Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» администрацией Тульской области принято постановление от 15 января 2001 года № 30, которым утверждено Положение о порядке предоставления поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей Тульской области.

Согласно пункту 19 Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива, денежная выплата назначается с первого числа месяца, следующего за месяцем возникновения права на предоставление денежной выплаты, но не более чем за три месяца, в котором подано письменное заявление.

В связи с изложенным требования истца к государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Белевского района» о назначении и выплате ЕДВ, предусмотренных пунктом 2 ст. 3 Закона Тульской области с 01 октября 2011 года суд находит необоснованным и считает, что они подлежат удовлетворению с 1 декабря 2011 года.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Матвеевой Т.А. к государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Белевского района» удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Белевского района» назначить и выплачивать Матвеевой Т.А. с 01 декабря 2011 года как ветерану труда в соответствии с Законом Тульской области № 493 - ЗТО от 28 декабря 2004 года «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» ежемесячную денежную выплату на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение (в коммунальных квартирах – занимаемую площадь жилого помещения) в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленной законодательством Тульской области, и ежемесячную денежную выплату на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы в Белевский районный суд.

Председательствующий В.И. Хардыбакин.