Решение от 25.04.2012 г. по иску о признании заключенным договора найма жилого помещения.



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 апреля 2012 г. г. Белёв Тульской области.

Белёвский районный суд Тульской области в составе: председательствующего Тетеричева Г.И.

при секретаре Приходько Н.Н.

с участием истца Афонина А.В.,

представителя ответчика администрации муниципального образования Белёвский район Журавлевой Л.С.,

третьего лица Афониной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-100/2012 по иску Афонина А.В. к администрации муниципального образования Белёвский район о признании заключенным договора найма жилого помещения и понуждении к заключению договора социального найма жилого помещения,

установил:

Афонин А.В. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования (далее – МО) г. Белёв Белёвского района о понуждении к заключению договора социального найма жилого помещения.

В обоснование иска указал, что он проходит военную службу в войсковой части 61669, дислоцированной в г. Белёве. 12 января 2004 г. решением жилищной комиссии войсковой части он был поставлен в очередь на получение жилой площади. 20 сентября 2011 г. жилищной комиссией войсковой части 61669 (протокол ) ему была предоставлена трехкомнатная квартира по адресу <адрес>. С указанной даты он и члены его семьи были надлежащим образом вселены в квартиру. У него возникла необходимость письменного оформления фактически совершившегося договора найма и признания его нанимателем указанной квартиры. Он обратился с соответствующим заявлением в администрацию МО г. Белёв Белёвского района, но ему пояснили, что жилищный фонд, ранее принадлежавший министерству обороны, к которому относится и занимаемая его семьей квартира, передан в муниципальную собственность без наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями, дающими право предоставлять квартиры военнослужащим. В связи с этим администрация МО г. Белёв Белёвского района не может заключить с ним договор найма жилого помещения.

Просит признать его нанимателем жилого помещения по адресу: <адрес>; признать заключенным договор социального найма указанного жилого помещения между ним и администрацией МО г. Белёв Белёвского района; обязать администрацию МО г. Белёв Белёвского района заключить с ним договор социального найма занимаемого жилого помещения, выделенного ему на семью из четырех человек.

В ходе подготовки дела к судебному разбирательству в связи с досрочным прекращением полномочий Собрания депутатов МО г. Белёв Белёвского района и передачей полномочий администрация МО г. Белёв Белёвского района администрации МО Белёвский район судом по ходатайству ответчика и с согласия истца произведена замена ответчика администрация МО г. Белёв Белёвского района на администрацию МО Белёвский район. (л.д. 67-72)

В судебном заседании истец Афонин А.В. свои требования поддержал и просил их удовлетворить по изложенным в исковом заявлении основаниям. Пояснил, что собственного жилья он не имел, в органы местного самоуправления по вопросу постановки в очередь на получение жилого помещения не обращался. Был поставлен в очередь на получение жилья в войсковой части 61669. Решением жилищной комиссии в сентябре 2011 г. ему предоставили квартиру, освободившуюся после выхода на пенсию и переезда в другой город военнослужащего Ф. Получив ключи от квартиры, он фактически в нее не вселялся, плату за жилье и коммунальные услуги не вносит. В квартире отсутствует водопровод и сантехнические приборы, делает в ней ремонт.

Представитель ответчика администрации МО Белёвский район по доверенности Журавлева Л.С. исковые требования не признала. Пояснила, что квартира по адресу <адрес> с момента постройки дома являлась муниципальной собственностью МО Белёвский район, а затем МО г. Белёв Белёвского района. Она не является служебной и не относится к другому специализированному жилищному фонду, никогда не была собственностью министерства обороны и не принадлежала войсковой части. В связи с этим у войсковой части не было оснований распределять квартиру после ее освобождения без ведома собственника. При этом не отрицала, что первоначально спорная квартира была предоставлена военнослужащему. Афонин А.В., как заключивший первый контракт до 1 января 1998 г. и прослуживший более 5 лет, в соответствии со ст. 15 Закона "О статусе военнослужащих" должен обеспечиваться жильем на общих основаниях. Администрация МО г. Белёв, как и администрация МО Белёвский район, спорную квартиру Афонину А.В. не предоставляла и не наделены полномочиями по предоставлению жилых помещений военнослужащим и заключению с ними договоров социального найма. Кроме того, как следует из объяснений истца, он в квартиру фактически не вселялся, в ней не проживает, в связи с чем нет оснований считать договор социального найма заключенным. По этим основаниям в удовлетворении иска просила отказать.

Третье лицо Афонина Е.А., супруга истца, исковые требования подержала и просила их удовлетворить. Подтвердила, что в спорной квартире они с семьей не проживают, поскольку в ней необходим ремонт.

Третье лицо войсковая часть 61669 в лице командира части просило рассмотреть дело в его отсутствие и удовлетворить исковое заявление. (л.д. 65)

Заслушав лиц, участвующих в деле, и исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В силу ч. 3 ст. 40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с частями 3 и 4 ст. 49 Жилищного кодекса РФ иным, кроме малоимущих, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, органами местного самоуправления могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Согласно ч. 3 ст. 1 Жилищного кодекса РФ жилищные права (в том числе и органов местного самоуправления) могут быть ограничены на основании федерального закона в той мере, в какой это необходимо в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В целях реализации военнослужащими права на жилище, жилищные права органов местного самоуправления ограничены Федеральным законом от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – Закон), которым установлен иной порядок предоставления жилых помещений военнослужащим.

Согласно п. 5 ст. 15 Закона в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.

Данная правовая норма является императивной. За военнослужащими и членами их семей законом закреплено право на повторное заселение жилых помещений, ранее занимаемых другими военнослужащими и членами их семей и освободившихся в связи с их выездом. При этом реализация данного права не ставится в зависимость от принадлежности жилых помещений, в частности, к муниципальному жилищному фонду.

Кроме того, абзацем 2 п. 1 ст. 23 Закона установлено, что военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений.

Судом из материалов дела установлено следующее.

Истец Афонин А.В. с ДД.ММ.ГГГГ проходит военную службу по контракту в войсковой части 61669 г. Белёв Тульской области, последний контракт заключен 29 ноября 2007 г. на срок 5 лет. Это обстоятельство кроме справок (л.д. 10, 12-13, 33), подтверждается послужным списком (л.д. 29-32), контрактом (л.д. 27) и военным билетом (л.д. 24-26).

Постановлением жилищной комиссии войсковой части 61669, протокол от 12 ноября 2004 г., сержант Афонин А.В. на основании поданного им рапорта поставлен в очередь на получение служебной жилой площади. (л.д. 8, 9)

Афонин А.В. с 12 ноября 2004 г. включен в список нуждающихся в жилплощади военнослужащих в/ч 61669 (л.д. 60)

Согласно паспорту, свидетельству о заключении брака, справок администрации МО г. Белёв Белёвского района (л.д. 34-45) Афонин А.В. и члены его семьи: супруга Афонина Е.А. и двое несовершеннолетних детей Афонин Е.А. и Афонин А.А., - зарегистрированы по адресу <адрес>.

По сведениям из ЕГРП и согласно справок Белёвского отделения Тульского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» Афонин А.В. и члены его семьи супруга Афонина Е.А. и несовершеннолетние дети Афонин Е.А. и Афонин А.А. не обладают правами на объекты недвижимого имущества на территории Тульской области (л.д. 19-22), жилой площади на праве собственности за ними не зарегистрировано и в приватизации жилых помещений они не участвовали. (л.д. 14, 15-18)

Постановлением жилищной комиссии войсковой части 61669, протокол от 20 сентября 2011 г. (л.д. 23) старшему сержанту Афонину А.В. на семью в составе четырех человек выделена трехкомнатная квартира по адресу <адрес>.

Администрацией МО г. Белёв Белёвского района письмом от 24 февраля 2012 г. № 259 (л.д. 7) на обращение истца Афонина А.В. по вопросу заключения договора социального найма указанной квартиры сообщено, что оснований для заключения с ним договора социального найма не имеется поскольку он не признавался нуждающимся в жилом помещении по установленным Жилищным кодексом РФ основаниям и на учете в администрации МО г. Белёв Белёвского района не состоял.

Ранее, 21 декабря 2011 г. на аналогичное обращение истца ему администрацией МО г. Белёв Белёвского района сообщено, что поскольку он с семьей проживает в доме, собственником которого является его отец, и обеспеченность членов семьи жилой площадью более учетной нормы, он не может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. (л.д. 53)

Однако, то обстоятельство, что истец не состоял на учете в органе местного самоуправления, как нуждающийся в улучшении жилищных условий, не является безусловным основанием для отказа в удовлетворении требований, поскольку истец, являясь военнослужащим, состоял на соответствующем учете в войсковой части.

Судом из представленных сторонами доказательств также установлено, что многоквартирный жилой дом <адрес>, в котором расположена спорная квартира, принят в эксплуатацию постановлением главы администрации Белёвского района Тульской области от 25 декабря 1995 г. № 889-а. (л.д. 91)

Постановлением администрации Белёвского района Тульской области от 25 января 1996 г. № 64 "О распределении жилой площади жилого дома <адрес>" (пункт 5) утвержден протокол заседания жилищной комиссии войсковой части в части предоставления двух квартир военнослужащим, в том числе квартиры С. (л.д. 92-94)

Указанная квартира внесена в реестр муниципального имущества МО г. Белёв Белёвского района на основании постановления администрации Тульской области от 15 июня 2010 г. № 549. (л.д. 95)

Согласно справки войсковой части 61669 (л.д. 64) ранее в квартире по адресу <адрес> проживал военнослужащий Ф.

Из финансового лицевого счета и выписки из домовой книги (л.д. 62, 63) на квартиру по адресу <адрес> также следует, что по 1 февраля 2011 г. нанимателями данной квартиры являлись военнослужащие С.., Ф.. В настоящее время в квартире никто не зарегистрирован.

Из финансового лицевого счета также следует, что имеется задолженность по оплате найма жилья, отопления и содержания жилья в размере 24 652,80 руб.

Вышеуказанные доказательства суд признает достоверными, допустимыми и относимыми. На основании исследованных доказательств суд признает установленным, что жилое помещение по адресу: <адрес>, первоначально было предоставлено военнослужащему и использовалось для реализации прав военнослужащих на жилище. Истцу Афонину А.В., в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» и изданными на основании него нормативными правовыми актами поставленному на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, указанная квартира, освобожденная военнослужащим, в связи с чем имеющая специальный статус, была предоставлена как военнослужащему на семью из четырех человек.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, а также обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, относится к вопросам местного значения поселения.

Федеральный закон от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не изменил положения п. 5 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», закрепляющего предоставление военнослужащим и членам их семей жилых помещений, освобожденных другими военнослужащими.

Несмотря на то, что содержание и использование муниципального жилищного фонда в силу закона относится к вопросам местного значения, вопросы обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей как граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, имеют не только местное, но и общегосударственное значение, а потому должны решаться совместно государственными органами и органами местного самоуправления.

При этом, положения п. 5 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» не исключают участие органов местного самоуправления в распределении освободившихся жилых помещений, ранее занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей другими военнослужащим и членам их семей, что призвано гарантировать правомочия муниципального образования как собственника жилья. При этом, самостоятельность местного самоуправления в распоряжении муниципальной собственностью не нарушается.

В связи с изложенным те обстоятельства, что спорное жилое помещение ранее не принадлежало министерству обороны, что органы местного самоуправления в лице администрации МО г. Белёв Белёвского района и администрации МО Белёвский район не были привлечены к участию в жилищной комиссии войсковой части 61669 и что они не наделены полномочиями по заключению договоров социального найма жилых помещений с военнослужащими, на что представитель ответчика ссылается в обоснование своих возражений, не могут являться препятствием для реализации прав военнослужащих на жилое помещение.

Доказательств того, что спорное жилое помещение относится к специализированному жилищному фонду суду не представлено.

В связи с изложенным, суд признает возможным удовлетворить требования истца об обязании администрации МО Белёвский район заключить с ним договор социального найма выделенного ему на семью из четырех человек жилого помещения по адресу: <адрес>.

Поскольку доказательств надлежащего вселения в спорное жилое помещение и исполнения обязанностей, вытекающих из договора социального найма жилого помещения, истцом не представлено, оснований для удовлетворения требований о признании истца нанимателем жилого помещения и признании заключенным договора социального найма жилого помещения суд не находит.

Руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Афонина А.В. к администрации муниципального образования Белёвский района удовлетворить частично.

Обязать администрацию муниципального образования Белёвский район заключить договор социального найма жилого помещения квартиры по адресу: <адрес>, с Афониным А.В., ДД.ММ.ГГГГ, уроженцем <адрес> на семью в составе:

- жена Афонина Е.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения;

- сын Афонин Е.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения;

- сын Афонин А.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения.

В остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Белёвский районный суд.

Председательствующий Г.И.Тетеричев

Мотивированное решение составлено в окончательной форме 26 апреля 2012 г.