решение от 15.06.2012 г. об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим с момента принятия муниципального нормативного правового акта



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 июня 2012 г. г. Белёв Тульской области.

Белёвский районный суд Тульской области в составе: председательствующего Тетеричева Г.И.

при секретаре Приходько Н.Н.,

с участием заявителей Гаврютина А.В. и Соловьева И.М.,

помощника прокурора Белёвского района Тульской области Косихиной М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-192/2012 по заявлению Гаврютина А.В. и Соловьева И.М. о признании недействующим с момента принятия муниципального нормативного правового акта – решения Собрания депутатов муниципального образования г. Белёв Белёвского района № 34/87 от 20 декабря 2011 г. "О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования г. Белёв Белёвского района",

установил:

Гаврютин А.В. и Соловьев И.М. обратились в суд с заявлением о признании недействующим решения Собрания депутатов муниципального образования (далее – МО) г. Белёв Белёвского района № 34/87 от 20 декабря 2011 г. "О внесении изменений и дополнений в Устав МО г. Белёв Белёвского района", ссылаясь на то, что при его принятии нарушены требования ч. 5 ст. 44 Федерального закона от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ, Устава МО г. Белёв Белёвского района и п. 4 ст. 27 Регламента Собрания депутатов МО г. Белёв Белёвского района. Оспаривая указанное решение, заявители указываю на то, что оно принято при отсутствии большинства в две трети голосов от установленной численности депутатов: Собрание депутатов МО г. Белёв Белёвского района состоит из 15 депутатов, на заседании присутствовало 12 депутатов, из которых за принятие решения проголосовало 9 депутатов. Несмотря на это решение было объявлено принятым. Только впоследствии было объявлено, что при подсчете был учтен голос депутата Миловзорова, не присутствовавшего на заседании, но представившего свое заявление.

Оспариваемый нормативный правовой акт уменьшает срок полномочий депутатов Собрания депутатов МО г. Белёв с 5 до 2 лет, а также предусматривает передачу полномочий администрации МО г. Белёв Белёвского района администрации МО Белёвский район. Они являются депутатами Собрания депутатов, и оспариваемый нормативный правовой акт нарушает их права, поскольку уменьшает срок их полномочий. Он также нарушает права граждан на избрание депутатом на срок 5 лет.

Заявители просят признать решение Собрания депутатов МО г. Белёв Белёвского района № 34/87 от 20 декабря 2011 г. "О внесении изменений и дополнений в Устав МО г. Белёв Белёвского района" недействующим с момента его принятия.

В судебном заседании заявители Гаврютин А.В. и Соловьев И.М. свои требования поддержали и просили их удовлетворить по основаниям, указанным в заявлении.

Гаврютин А.В. пояснил, что при голосовании 20 декабря 2011 г. по вопросу внесения изменений в Устав за принятие решения проголосовало 9 человек, и председательствующий по данному вопросу Корыстов В.В. объявил, что решение принято. Никто не возражал. Только после заседания он осознал, что в соответствии с Уставом МО г. Белёв Белёвского района изменения в него принимаются большинством в 2/3 голосов от численности депутатов, что составляет 10 человек. О заявлении депутата Миловзорова В.В. узнали позже. Миловзоров В.В. на этом заседании не присутствовал, никто не объявлял о каком-либо его заявлении, перед голосованием по вопросу изменений в Устав и после голосования никто не сообщал о заявлении Миловзорова В.В.

Соловьев И.М. также пояснил, что по вопросу принятия изменений в Устав МО г. Белёв Белёвского района проголосовало "за" 9 присутствующих депутатов, 1 воздержался, двое: он и Гаврютин А.В., - проголосовал против. Когда председательствующий Корыстов В.В. объявил решение принятым, на это не обратил внимания. На следующий день он понял, что произошла ошибка, сказал об этом председателю Собрания депутатов Федину А.И., но тот на это ничего не ответил. В тот же день пошел в прокуратуру и в последующем по вопросу нарушений при голосовании обращались в прокуратуру Белёвского района и прокуратуру Тульской области. На заседании 20 декабря 2011 г. заявления Миловзорова В.В. никто не озвучивал и никто не сообщил присутствующим о наличии его заявления при голосовании.

Представитель заинтересованного лица Собрания депутатов МО г. Белёв Белёвского района в судебное заседание не явился в связи с отсутствием органов управления юридического лица. (л.д. 46-48) Решением Собрания депутатов МО г. Белёв Белёвского района № 36/14 от 23 марта 2012 г. полномочия Собрания депутатов прекращены досрочно в связи самороспуском, постановлением территориальной избирательной комиссии Белёвского района Тульской области № 51-197 от 4 апреля 2012 г. выборы депутатов Собрания депутатов МО г. Белёв Белёвского района третьего созыва назначены на 3 июня 2012 г. (л.д. 31) На момент рассмотрения дела Собрание депутатов не сформировано.

Заинтересованное лицо администрации МО г. Белёв Белёвского района просило рассмотреть дело без участия его представителя.

Выслушав объяснения заявителей, допросив свидетелей Федина А.И. и Корыстова В.В., исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Косихиной М.В., полагавшей, что заявление удовлетворению не подлежит, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 12 Конституции Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления, определены Федеральным законом от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

В соответствии с ч. 4 ст. 7 указанного Закона муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 44 Закона (ч.ч. 4, 5, 6, 8) проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежит официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении. Муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования принимается большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования. Муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежит государственной регистрации в территориальном органе уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований в порядке, установленном федеральным законом. Муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежит официальному опубликованию (обнародованию) после его государственной регистрации и вступает в силу после их официального опубликования (обнародования).

Аналогичные нормы, регулирующие порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования, а также устанавливающие необходимое количество 2/3 голосов от установленной численности депутатов для принятия решения о внесении изменений и дополнений в устав, содержатся в ст. 63 Устава МО г. Белёв Белёвского района в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого муниципального правового акта. (л.д. 125)

В силу п. 1.1 ст. 25 Устава МО г. Белёв Белёвского района (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого муниципального правового акта) Собрание депутатов состоит из 15 депутатов, избираемых на муниципальных выборах в соответствии с законодательством Российской Федерации сроком на 5 лет. Согласно п. 1 ст. 27 Устава внесение изменений и дополнений в устав муниципального образования является исключительной компетенцией Собрания депутатов муниципального образования. (л.д. 84-85)

В соответствии с п. 24 Регламента Собрания депутатов МО г. Белёв Белёвского района (л.д. 128-139) депутат Собрания депутатов на заседаниях голосует лично и непосредственно. При голосовании по каждому вопросу депутат Собрания имеет один голос и подает его за принятие решения или против принятия решения, либо воздерживается от принятия решения.

Свидетель Федин А.И. показал, что до 23 марта 2012 г. являлся председателем Собрания депутатов МО г. Белёв Белёвского района 2-го созыва. В октябре 2011 г. на встрече с губернатором Тульской области жителями г. Белёва была выдвинута и поддержана инициатива о ликвидации администрации МО г. Белёв и передаче ее полномочий администрации МО Белёвский район. Для реализации этих предложений необходимо было принять изменения в Устав МО г. Белёв Белёвского района, в том числе в части изменения срока полномочий депутатов Собрания депутатов 2-го созыва. В связи с этим им была проведена подготовительная работа. Был подготовлен проект решения Собрания депутатов по данному вопросу и вынесен на публичные слушания. По результатам публичный слушаний, которые носят рекомендательный характер, проект решения в этой части не был поддержан. После этого проект решения Собрания депутатов "О внесении изменений и дополнений в Устав МО г. Белёв Белёвского района" был предложен им для обсуждения на очередном 34 заседании Собрания депутатов 20 декабря 2011 г. Все депутаты до заседания получают документы, в том числе подготовленные проекты решений Собрания депутатов. На заседании 20 декабря 2011 г. при переходе к обсуждению проекта решения Собрания депутатов "О внесении изменений и дополнений в Устав МО г. Белёв Белёвского района" присутствовало 12 депутатов. Кроме того, у него имелось заявление депутата Миловзорова В.В. о том, что он по уважительным причинам не может участвовать в заседании Собрания депутатов, что он ознакомлен с вопросами повестки дня и просит при голосовании учесть его голос "за". Поскольку он, Федин А.И., являлся докладчиком по этому вопросу, он передал полномочия по ведению собрания заместителю председателя Собрания депутатов Корыстову В.В. После его доклада и обсуждения вопроса Корыстов В.В. поставил проект решения на голосование. Он, Федин А.И., сказал Корыстову В.В., что имеется заявление депутата Миловзорова В.В., который просит учесть его голос "за" проект решения. Из числа присутствующих депутатов 9 проголосовало поднятием руки "за" и Корыстов В.В. объявил решение принятым. Никто это не оспаривал. Отметил, что обсуждение данного вопроса повестки дня происходило в обстановке нервозности, депутаты перебивали друг друга, выступали без предоставления слова, призывы к порядку не воспринимали. В этих условиях было допущено упущение: заявление депутата Миловзорова В.В. оглашено не было. Принятые изменения и дополнения в Устав МО г. Белёв Белёвского района вместе с выпиской из протокола заседания Собрания депутатов, текстом Устава в новой редакции и другими необходимыми документами были поданы им для регистрации в управление Министерства юстиции по Тульской области. Изменения в Устав были зарегистрированы и опубликованы в районной газете "Белёвская правда".

Свидетель Корыстов В.В. показал, что 20 декабря 2011 г. по поручению председателя Собрания депутатов МО г. Белёв Белёвского района Федина А.И., как его заместитель, вел собрание по вопросу обсуждения проекта решения "О внесении изменений и дополнений в Устав МО г. Белёв Белёвского района." Федин В.И. был по данному вопросу докладчиком. После обсуждения проекта он поставил его на голосование. При этом Федин А.И. сообщил ему, что имеется заявление отсутствующего депутата Миловзорова В.В., который просил учесть его голос "за" проект решения. Голосование проводилось в форме простого открытого голосования, из числа 12 присутствующих депутатов 9 проголосовало "за" принятие решения. С учетом имеющегося заявления Миловзорова В.В. было подано 10 голосов "за", то есть 2/3 от числа 15 депутатов. В связи с этим он объявил, что решение принято. Само заявление Миловзорова В.В. ему Федин А.И. не передавал. Поскольку это был не первый случай, когда отсутствующие депутаты подавали письменное заявление по вопросам голосования, у него не было оснований не доверять Федину А.И. Он допустил ошибку в том, что не объявил депутатам об имеющемся заявлении Миловзорова В.В., что стало следствием бурного обсуждения данного вопроса повестки дня.

Из материалов дела судом установлено следующее.

Заявители Гаврютин А.В. и Соловьев И.М. 1 марта 2009 г. были избраны депутатами Собрания депутатов МО г. Белёв Белёвского района. (л.д. 11, 12)

Решением Собрания депутатов МО г. Белёв Белёвского района № 32/72 от 15 ноября 2011 г. назначены публичные слушания по обсуждению проекта решения "О внесении изменений и дополнений в Устав МО г. Белёв Белёвского района", указанное решение и проект решения "О внесении изменений и дополнений в Устав МО г. Белёв Белёвского района" опубликованы в районной газете "Белёвская правда" 19 ноября 2011 г. (л.д. 171-173)

3 декабря 2011 г. в газете "Белёвская правда" опубликован итоговый документ публичных слушаний о проекте решения "О внесении изменений и дополнений в Устав МО г. Белёв Белёвского района".(л.д.174)

Представленные заинтересованным лицом документы свидетельствуют о следующем.

Согласно протоколу 34-го очередного открытого заседания Собрания депутатов МО г. Белёв Белёвского района от 20 декабря 2011 г. на нем был рассмотрен вопрос о внесении изменений и дополнений в Устав МО г. Белёв Белёвского района. При обсуждении указанного вопроса присутствовало 12 депутатов. Докладчиком являлся глава МО г. Белёв Белёвского района – председатель Собрания депутатов Федин А.И., полномочия председательствующего были переданы заместителю председателя Собрания депутатов Корыстову В.В. При голосовании по проекту решения проголосовало "за" – 9, "против" – 2, "воздержался" – 1. Засчитано как голос "за" заявление Миловзорова В.В., при подсчете голосов "за" учтено 10 голосов и решение объявлено принятым. (л.д. 140-145, 147)

В суд представлено заявление депутата Собрания депутатов МО г. Белёв Белёвского района на имя главы МО г. Белёв Белёвского района – председателя Собрания депутатов Федина А.И., в котором он, указывая на то, что не может присутствовать 20 декабря 2011 г. на очередном заседании Собрания депутатов, сообщает, что с проектом решения собрания ознакомлен и при голосовании просит учесть его голос как "за". (л.д. 146)

Суду также представлена ведомость, согласно которой Миловзоров В.В. получил выдаваемые депутатам Собрания депутатов МО г. Белёв Белёвского района документы к 34-му заседанию. (л.д. 167, 168)

В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 21.07.2005 г. № 97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований" государственная регистрация муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для государственной регистрации уставов муниципальных образований.

Частью 2 ст. 4 названного Закона установлено, что решение о государственной регистрации устава муниципального образования принимается на основании проверки соответствия устава Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации, соблюдения установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования, а также на основании результата антикоррупционной экспертизы устава муниципального образования.

Принятые решением Собрания депутатов МО г. Белёв Белёвского района от 20 декабря 2011 г. № 34/87 изменения и дополнения в Устав МО г. Белёв Белёвского района 23 декабря 2011 г. зарегистрированы управлением Министерства юстиции РФ по Тульской области (л.д. 169-170) и 31 декабря 2011 г. опубликованы в газете "Белёвская правда". (л.д. 30,175)

Оспариваемым решением Собрания депутатов МО г. Белёв Белёвского района от 20 декабря 2011 г. № 34/87 "О внесении изменений и дополнений в Устав МО г. Белёв Белёвского района" внесены изменения (л.д. 169-170), в том числе:

- ст. 24 дополнена частью 1.2 согласно которой администрация МО г. Белёв Белёвского района не формируется;

- ст. 25 дополнена частью 1.2 согласно которой депутаты Собрания депутатов избираются сроком на 2 года.

Проверяя оспариваемый муниципальный правовой акт в целом на предмет его соответствия федеральному законодательству, законодательству Тульской области и Уставу МО г. Белёв Белёвского района, суд в соответствии с установленными обстоятельствами дела, а также вышеуказанными нормами Федерального закона от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Устава МО г. Белёв Белёвского района, проходит к выводу, что решение Собрания депутатов МО г. Белёв Белёвского района от 20 декабря 2011 г. № 34/87 "О внесении изменений и дополнений в Устав МО г. Белёв Белёвского района" принято Собранием депутатов МО г. Белёв Белёвского района в пределах его полномочий с соблюдением обязательного, не позднее чем за 30 дней, обнародования его проекта, с соблюдением требований законодательства к его форме и порядку введения в действие.

По своему содержанию оспариваемое решение Собрания депутатов МО г. Белёв Белёвского района от 20 декабря 2011 г. № 34/87 "О внесении изменений и дополнений в Устав МО г. Белёв Белёвского района" соответствует федеральному законодательству, в том числе ст. ст. 7, 14, 44, 46, 47 Федерального закона от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Устав МО г. Белёв Белёвского района принят решением Собрания депутатов МО г. Белёв Белёвского района от 6.05.2006 г. № 9/37. (л.д. 49) Действующее законодательство не содержит положений, препятствующих вынесению органом, издавшим в пределах своих полномочий нормативный правовой акт, изменений и дополнений в этот акт.

В обоснование своих требований о признании решения Собрания депутатов МО г. Белёв Белёвского района от 20 декабря 2011 г. № 34/87 "О внесении изменений и дополнений в Устав МО г. Белёв Белёвского района" недействительным заявители указывают на то, что в нарушение ч. 5 ст. 44 Федерального закона от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ, Устава МО г. Белёв Белёвского района и п. 4 ст. 27 Регламента Собрания депутатов МО г. Белёв Белёвского района оспариваемый муниципальный правовой акт принят менее чем 2/3 голосов депутатов: 9 голосами "за" от числа депутатов 15. Кроме того, ссылаются на то, что в момент голосования они не были достоверно осведомлены при каким количестве голосов могут быть приняты изменения в Устав.

С этими доводами суд согласиться не может по следующим основаниям.

Согласно п. 1 ст. 29 Устава МО г. Белёв Белёвского района депутату Собрания депутатов муниципального образования обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий.

Судом установлено, что депутат Собрания депутатов МО г. Белёв Белёвского района под роспись получил по ведомости документы к 34-му заседанию Собрания депутатов.

По вопросу принятия проекта решения Собрания депутатов МО г. Белёв Белёвского района "О внесении изменений и дополнений в Устав МО г. Белёв Белёвского района" проводилось простое открытое голосование.

Миловозоров В.В. подал на имя главы МО г. Белёв Белёвского района – председателя Собрания депутатов Федина А.И. заявление об учете его голоса по вопросам голосования "за" в связи с невозможностью участия в заседании Собрания депутатов 20 декабря 2011 г. (л.д. 146)

Указанное заявление, датированное 19 декабря 2011 г., написано непосредственно Миловзоровым В.В., подписано и лично подано им непосредственно председателю Собрания депутатов МО г. Белёв Белёвского района. Анализируя его содержание, суд приходит к выводу, что в заявлении ясно выражена позиция депутата Миловзорова В.В. по вопросам повестки дня и просьба при голосовании учесть его голос "за". Содержание заявления не допускает его неоднозначное толкование.

Таким образом, депутат Миловзоров В.В. лично и непосредственно, без каких-либо промежуточных участников, выразил свое отношение к рассматриваемому проекту решения Собрания депутатов МО г. Белёв Белёвского района "О внесении изменений и дополнений в Устав МО г. Белёв Белёвского района" и свое волеизъявление по вопросу голосования за принятие указанного проекта решения.

Федеральное законодательство, Устав МО г. Белёв Белёвского района и Регламент Собрания депутатов МО г. Белёв Белёвского района не содержат прямого запрета на голосование депутатом представительного органа местного самоуправления путем подачи письменного заявления с выражением своего голоса.

Исследованные доказательства суд оценивает как относимые, допустимые и достоверные. У суда нет оснований не доверять показаниям свидетелей Федина А.И. и Корыстова В.В., поскольку они последовательны, согласуются друг с другом и другими доказательствами, не противоречат объяснениям заявителей.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что при подсчете результатов голосования председательствующий обоснованно посчитал голос депутата Миловзорова В.В. "за" принятие решения и решение Собрания депутатов МО г. Белёв Белёвского района "О внесении изменений и дополнений в Устав МО г. Белёв Белёвского района" принято в установленном законом порядке большинством в 2/3 трети голосов от установленной численности депутатов.

То обстоятельство, что заявление Миловзорова В.В. не было оглашено на заседании Собрании депутатов, не может служить основанием для признания недействующим оспариваемого муниципального правового акта.

При проверке процедуры принятия оспариваемого муниципального нормативного акта судом также установлено, что перед началом голосования по вопросу принятия изменений и дополнений в Устав МО г. Белёв Белёвского района председательствующий в нарушение п. 1 ст. 25 Регламента Собрания депутатов МО г. Белёв Белёвского района не напомнил при каких итогах подсчета голосов принимается решение.

Это нарушение установленной Регламентом процедуры голосования, по мнению суда, является несущественным и не может влиять на законность и обоснованность принятого муниципального правового акта. При этом суд учитывает то обстоятельство, что депутатами Собрания депутатов МО г. Белёв Белёвского района за период с 1 марта 2009 г. по 20 декабря 2011 г. четырежды принимались изменения и дополнения в Устав, что следует из отметок о регистрации этих изменений на титульном листе Устава. (л.д. 49)

Таким образом, при принятии оспариваемого муниципального правового акта требования законодательства по полномочиям принявшего его органа, порядку принятия, его форме и содержанию, не нарушены.

В силу ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Поскольку оснований для удовлетворения заявления не имеется, в его удовлетворении должно быть отказано.

Руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении заявления Гаврютина А.В. и Соловьева И.М. о признании недействующим с момента принятия муниципального нормативного правового акта – решения Собрания депутатов муниципального образования г. Белёв Белёвского района № 34/87 от 20 декабря 2011 г. "О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования г. Белёв Белёвского района", - отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Белёвский районный суд.

Председательствующий Г.И.Тетеричев

Мотивированное решение составлено в окончательной форме 20 июня 2012 г.