РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 24 июля 2012 года г. Белев Тульской области. Белевский районный суд Тульской области в составе: председательствующего Яшиной В.И. при секретаре Красильниковой А.С. с участием пом. прокурора Белевского района Тульской области Косихиной М.В., представителя ответчика – главы администрации МО Бобриковское Белевского района Лазина А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-249/2012 по иску прокурора Белевского района Тульской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Муниципального образования Бобриковское Белевского района Тульской области о признании незаконным бездействие органа местного самоуправления по вопросам сбора и вывоза бытовых отходов и возложении обязанности организовать ликвидацию несанкционированной свалки, установил: Прокурор Белевского района обратился в суд с вышеуказанным иском, в обоснование требований указал, что при проверке исполнения природоохранного законодательства на территории МО Бобриковское Белевского района прокуратурой района совместно с главным специалистом-экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Тульской области в Сувороском, Белевском, Дубенском и Одоевском районах установлено, что на территории МО Бобриковское Белевского района находятся свалки, на которых беспорядочно складированы твердые бытовые отходы. Обращение с отходами каким-либо хозяйствующим субъектом фактически не осуществляется. При эксплуатации несанкционированных свалок не соблюдаются экологические и санитарные нормы и правила, не ведется учет размещаемых на свалке отходов, мониторинг состояния окружающей среды на территории свалки. Согласно акту проверки от 25 мая 2012 г. выявлены нарушения требований ст. ст. 7, 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. ст. 8, 11 - 13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ст. 18 Федерального закона от 04 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", п. 2 ст. 21 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". Так, рациональный сбор, удаление, обеззараживание и утилизация бытовых отходов, уличного мусора и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенных пунктов, не производится. Не определены места временного хранения твердых бытовых отходов, специальные площадки для размещения контейнеров для сбора твердых бытовых отходов и мусора на территории домовладений. Не определен титульный список улиц и проездов, подлежащих механизированной уборке, не утверждены нормы накопления твердых и жидких бытовых отходов на одного человека в год. На территории населенных пунктов (н.п.Новые Дольцы, Совхозный, Таратухино) образованы свалки бытовых и крупногабаритного мусора. Указывая, что допущенные нарушения экологического законодательства создают угрозу загрязнения окружающей среды, санитарно-эпидемиологическому благополучию населения и причинения вреда здоровью граждан, при этом органы местного самоуправления осуществляют организацию деятельности в области обращения с отходами на территории поселений, организация мероприятий по охране окружающей среды, а также организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относятся к вопросам местного значения, органы местного самоуправления несут ответственность за обеспечение благоприятной окружающей среды на соответствующих территориях, ссылаясь на ст. ст. 13, 8 Закона об отходах производства и потребления, ст. ст. 7, 3 Закона об охране окружающей среды, ст. ст. 14, 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", прокурор просил: "признать незаконным бездействие МО Бобриковское по вопросу сбора и вывоза бытовых отходов на территории н.п.Новые Дольцы, Совхозный, Таратухино и обязать МО Бобриковское организовать ликвидацию несанкционированных свалок бытовых отходов в районе н.п.Новые Дольцы, Совхозный, Таратухино. В судебном заседании пом. прокурора Косихина М.В. поддержала заявленные требования в полном объеме и просила их удовлетворить. Представитель администрации МО Бобриковское Белевского района Тульской области Лазин А.В. не возражал в удовлетворении заявленных требований прокурора. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 2 Закона об общих принципах организации местного самоуправления муниципальное образование - это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения; а сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. В соответствии со ст. ст. 34, 36 - 37 Закона об общих принципах организации местного самоуправления и глава муниципального образования, и местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) являются органами местного самоуправления, наделены собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. В соответствии с подп. 18 п. 1 ст. 14, подп. 14 п. 1 ст. 15 Закона об общих принципах организации местного самоуправления организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения, а организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов - к вопросам местного значения муниципального района. Соответствующие компетенция и полномочия органов местного самоуправления определены в уставе муниципального образования - пп. 19 п. 1 ст. 7 Устава МО Бобриковское Белевского района (принят решением Собрания депутатов муниципального образования Бобриковское Белевского района от «20» мая 2006 г. №8/20) (л.д.29-33). К полномочиям муниципального образования Бобриковское Белевского района обращения с отходами относятся, в частности: - организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Согласно ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью. Отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Согласно акту проверки № 43/16 от 08 июня 2012 г. главного специалиста-эксперта территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Тульской области в Сувороском, Белевском, Дубенском и Одоевском районах рациональный сбор, удаление, обеззараживание и утилизация бытовых отходов, уличного мусора и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенных пунктов, не производится. Не определены места временного хранения твердых бытовых отходов, специальные площадки для размещения контейнеров для сбора твердых бытовых отходов и мусора на территории домовладений. Не определен титульный список улиц и проездов, подлежащих механизированной уборке, не утверждены нормы накопления твердых и жидких бытовых отходов на одного человека в год. На территории населенных пунктов (н.п.Новые Дольцы, Совхозный, Таратухино) образованы свалки бытовых и крупногабаритного мусора (л.д.12-15). Так, в районе н.д.Новые Дольцы при въезде в данный населенный пункт около машинного двора СПК «Алтухово», в п. Совхозный около проезжей части дороги рядом с двухэтажным жилым домом №1 и в д. Таратухино в районе жилого дома №26 по ул. Центральная производится несанкционированное складирование бытовых отходов и мусора. В нарушение ст.ст.11,13,14,18 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" акты ввода полигонов в эксплуатацию и гидрогеологические заключения о возможности размещения твердых бытовых отходов отсутствуют, собственник полигонов ТБО не определен, мероприятия по межеванию земельных участков под полигонами ТБО не проводились. Данные полигоны находятся в неудовлетворительном состоянии. Документы, подтверждающие отвод земельных участков под свалки, в администрации отсутствуют. Таким образом, суд считает, что указанные нарушения законодательства создают реальную угрозу распространения опасных инфекционных заболеваний, которые могут причинить вред здоровью людей, окружающей среде, как в вышеуказанных населенных пунктах, так и далеко за его пределами. Оценив представленные сторонами доказательства с позиции статьи 67 ГПК РФ, с учетом положений частей вышеуказанных законов, суд приходит к выводу о возможности удовлетворения требований, заявленных прокурором. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования прокурора Белевского района удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации МО Бобриковское Белевского района Тульской области по вопросам сбора и вывоза бытовых отходов на территории н.п.Новые Дольцы, Совхозный, Таратухино. Обязать администрацию МО Бобриковское Белевского района Тульской области осуществить сбор и вывоз несанкционированных свалок бытовых отходов в районе н.п.Новые Дольцы, Совхозный, Таратухино. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тульском областном суде путем подачи апелляционной жалобы в Белевский районный суд в течение месяца. Председательствующий В.И.Яшина.