РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 26 июля 2012 года г. Белев Тульской области. Белевский районный суд Тульской области в составе: председательствующего Яшиной В.И. при секретаре Красильниковой А.С. с участием ст. помощника прокурора Белевского района Барабанова Н.В., представителя ответчика – администрации МО Кожуровское Белевского района по доверенности Саламова М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-259/2012 по иску прокурора Белевского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Муниципального образования Кожуровское Белевского района Тульской области о признании бездействия незаконным и понуждении к постановки на учет в качестве бесхозяйных недвижимых вещей - объектов водоснабжения и объектов водоотведения на территории муниципального образования, установил: Прокурор Белевского района обратился в суд с вышеуказанным иском, в обоснование требований указал, что прокуратурой проведена проверка исполнения Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131 –ФЗ «Об общих принципах организации самоуправления в Российской Федерации», в части осуществления полномочий по вопросам местного значения в МО Кожуровское Белевского района. По результатам которой установлено, что на территории МО Кожуровское Белевского района расположены объекты водоснабжения: водопроводные сети: расположенные в д. Беляево, протяженностью 6,7 км., в д. Черногрязка, протяженностью 2,0 км., в д. Железница, протяженностью 1,2 км., в д. Астафьево, протяженностью 1,7 км., в д. Новая Велична, протяженностью 2,0 км., в д. Кожурово, протяженностью 2,5 км., объекты водоотведения: канализационные сети, расположенные в д. Новая Велична, протяженностью 0,3 км., в д. Кожурово, протяженностью 2,0 км., в д. Астафьево, протяженностью 1,5 км., в д. Беляево, протяженностью 3,5 км., которые являются бесхозяйными и на балансе ни у одной организации не стоят. Тогда как, в силу п.п. 3,4 ч.1 ст. 14 и ст.50 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131 –ФЗ «Об общих принципах организации самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; а также организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. В собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения, в том числе имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения. В соответствии с частями 1 и 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности. Просит суд признать незаконным бездействие администрации МО Кожуровское Белевского района и обязать администрацию поставить вышеуказанные объекты на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество в двухмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу. В судебном заседании ст. помощник прокурора Барабанов Н.В. уточнил исковые требования, просил обязать администрацию муниципального образования Кожуровское Белевского района Тульской области принять меры к постановки на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество объектов водоснабжения и водоотведения до 01 января 2013 года. Представитель ответчика - администрации МО Кожуровское Белевского района Тульской области по доверенности Саламов М.М. просил отказать в удовлетворении иска прокурора. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно п. 8 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Ответственность за ненадлежащее техническое и санитарно-эпидемиологическое состояние водопроводных и канализационных сетей, своевременное проведение необходимых регламентных работ в процессе их эксплуатации, является важной составляющей мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций. Обязанность по осуществлению таких мер возложена указанными нормами закона на органы местного самоуправления. В силу п.п. 3,4 ч.1 ст. 14 и ст.50 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131 –ФЗ «Об общих принципах организации самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; а также организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. В собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения, в том числе имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения. В судебном заседании установлено, что соответствующие компетенция и полномочия органов местного самоуправления определены в уставе муниципального образования - пп. 4 п. 1 ст. 7 Устава МО Кожуровское Белевского района (принят решением Собрания депутатов муниципального образования Кожуровское Белевского района от «20» мая 2006 г. №8/20) (л.д. ). К вопросам местного значения муниципального образования Кожуровское Белевского района относятся, в частности: - организация в границах муниципального образования электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. Прокуратурой района в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства о муниципальной собственности была проведена проверка на территории МО Кожуровское Белевского района, в ходе которой установлено, что администрацией муниципального образования допущены существенные нарушения данного законодательства, а именно, имеется бесхозяйное вышеуказанное имущество (л.д.9-10). В соответствии с ч.1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Из сообщений за №№ 03/003/2012-128, 03/003/2012-127, 03/003/2012-126, 03/003/2012-125, 03/003/2012-137, 03/003/2012-136, 03/003/2012-135, 03/003/2012-134, 03/003/2012-133, 03/003/2012-138 от 10 июля 2012 года Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии следует, что вышеназванные объекты (сети водопровода и канализации) в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не числятся, сведений на них в Белевском отделении Тульского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» не имеется, их обслуживание администрацией муниципального образования не производится (л.д.14-26). Таким образом, в соответствии со ст. 225 ч.1 ГК РФ, суд приходит к выводу об отсутствии собственника на сети водопровода и канализации, расположенные по вышеуказанному адресу. Между тем, отсутствие собственника таких объектов и организации, которая следит за их техническим состоянием, влечет несвоевременное и некачественное решение вопросов по водоснабжению и водоотведению, обеспечению надлежащего технического и санитарно- эпидемиологического состояния водопроводных сетей, несвоевременному проведению профилактических и ремонтных работ, устранению аварий в процессе их эксплуатации. Согласно п.5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 г. № 580, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. Поскольку сети водопровода и канализации по вышеуказанному адресу расположены в административных границах муниципального образования Кожуровское, суд приходит к выводу, что ответчик обязан принять меры для постановки их на учет в установленном законом порядке. В связи с непринятием мер по постановке имущества на учет, до настоящего времени собственник имущества и эксплуатирующая организация не определены. Отсутствие мер по обеспечению безопасности сетей представляет угрозу для возникновения аварийной ситуации, затрагивает и нарушает права неопределенного количества лиц, пребывающих на данной территории, поскольку постоянный контроль за состоянием сетей, а также соблюдение санитарно-эпидемиологических норм и правил при эксплуатации, предусмотренных ст. 19 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и требованиям п.п. 2.1 и 2.2 СаНПиН 2.1.4.111074-01» «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» не обеспечивается. Таким образом, эксплуатация сетей водопровода и канализации в отсутствие собственника и обслуживающей организации небезопасна для людей. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: Иск прокурора Белевского района удовлетворить. Признать бездействия администрации МО Кожуровское Белевского района Тульской области, выразившееся в самоустранении от предусмотренной законодательством работы по постановке на учет объектов водоснабжения и водоотведения МО Кожуровское, а именно, водопроводных сетей в д. Беляево, протяженностью 6,7 км., в д. Черногрязка, протяженностью 2,0 км., в д. Железница, протяженностью 1,2 км., в д. Астафьево, протяженностью 1,7 км., в д. Новая Велична, протяженностью 2,0 км., в д. Кожурово, протяженностью 2,5 км., канализационных сетей в д. Новая Велична, протяженностью 0,3 км., в д. Кожурово, протяженностью 2,0 км., в д. Астафьево, протяженностью 1,5 км., в д. Беляево, протяженностью 3,5 км. не законными. Обязать администрацию муниципального образования Кожуровское Белевского района Тульской области принять меры к постановки на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество объектов водоснабжения, а именно, водопроводных сетей в д. Беляево, протяженностью 6,7 км., в д. Черногрязка, протяженностью 2,0 км., в д. Железница, протяженностью 1,2 км., в д. Астафьево, протяженностью 1,7 км., в д. Новая Велична, протяженностью 2,0 км., в д. Кожурово, протяженностью 2,5 км., канализационных сетей в д. Новая Велична, протяженностью 0,3 км., в д. Кожурово, протяженностью 2,0 км., в д. Астафьево, протяженностью 1,5 км., в д. Беляево, протяженностью 3,5 км. до 01 января 2013 года. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тульском областном суде путем подачи апелляционной жалобы в Белевский районный суд в течение месяца. Председательствующий В.И.Яшина.