РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 03 августа 2012 года г. Белев Тульской области Белевский районный суд Тульской области в составе: председательствующего Уткина Г.Н. при секретаре Тимохиной Л.В. с участием представителя истца помощника Тульского транспортного прокурора Старикова Н.В., представителя ответчика администрации МО Белевский район Тульской области по доверенности Волика Ю.В., представителя ответчика администрации МО Жуковское Белевского района Тульской области по доверенности Астаховой С.В., представителя 3 лица ОАО «Российские железные дороги» Купцова А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-237/12г. по иску Тульского транспортного прокурора к администрации МО Белевский район Тульской области о признании бездействия незаконным и понуждении выполнить определенные действия в части обеспечения безопасности дорожного движения и эксплуатации железнодорожных переездов, у с т а н о в и л: Тульский транспортный прокурор обратился в суд с иском о признании бездействия администрации МО Белевский район Тульской области незаконным и понуждении выполнить определенные действия в части обеспечения безопасности дорожного движения и эксплуатации железнодорожных переездов. В обоснование искового заявления указал, что Тульской транспортной прокуратурой проведена проверка содержания подъездов к железнодорожному переезду 292 км перегона «Белев-Слаговищи» Тульской дистанции пути Московской дирекции инфраструктуры Московской железной дороги – филиала ОАО «Российские железные дороги». Проверкой установлено, что состояние данного переезда не соответствует техническим регламентам, устанавливающим обязательные требования к эксплуатации железнодорожных переездов, в частности, на подходах к железнодорожному переезду отсутствуют горизонтальные площадки, твердое дорожное покрытие разрушено и находится в неудовлетворительном состоянии, что создает предпосылки реальной угрозы жизни пассажиров, а также безопасности движения поездов и автотранспорта. Участок автомобильной дороги, пересекающий железнодорожный переезд 292 км перегона «Белев-Слаговищи» на балансе хозяйствующих субъектов не состоит, то есть является бесхозяйным. Из сообщения администрации МО Белевский район Тульской области № 1860 от 08.06.2012 года следует, что автодорога, пересекающая железнодорожный переезд 292 км перегона «Белев-Слаговищи» в муниципальной собственности района не стоит. Реализуя право на обращение в суд в интересах неопределенного круга лиц, в соответствии с функциями надзора за исполнением требований федерального законодательства вынужден обратиться в суд. Участок автомобильной дороги, пересекающий железнодорожный переезд 292 км перегона «Белев-Слаговищи» является бесхозяйным, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, в том числе в части обеспечения безопасности участников дорожного движения, пешеходов и пассажиров. Просит суд признать бездействие администрации МО Белевский район Тульской области в части непринятия мер по постановке на баланс автомобильной дороги, пересекающей железнодорожный переезд 292 км перегона «Белев-Слаговищи» незаконным, обязать администрацию МО Белевский район Тульской области поставить автомобильную дорогу, пересекающую железнодорожный переезд 292 км перегона «Белев-Слаговищи» на баланс, обустроить горизонтальные площадки на подходах к железнодорожному переезду, нанести твердое дорожное покрытие, обеспечивающее беспрепятственный пропуск автотранспорта на расстоянии 100 м от железнодорожного переезда. Определением судьи в ходе подготовки дела к судебному разбирательству в качестве соответчика привлечена администрация МО Жуковское Белевского района Тульской области (л.д. 31-33). В письменных возражениях ответчик администрация МО Белевский район Тульской области просит суд в удовлетворении исковых требований Тульского транспортного прокурора отказать ввиду необоснованности, поскольку противоречат требованиям положениям Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которым обязанность оборудовать железнодорожные переезды устройствами, предназначенными для обеспечения безопасности движения железнодорожного транспорта, транспортных средств и других участников дорожного движения, содержать участки автомобильных дорог, расположенные в границах железнодорожных переездов (до шлагбаума или при отсутствии шлагбаума на расстоянии 10 метров от ближайшего рельса по пути следования), в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте возлагается на владельца железнодорожных путей (л.д. 88-90). Определением суда от 03 августа 2012 года от Тульского транспортного прокурора приняты уточненные исковые требования, согласно которым просит суд обязать администрацию МО Жуковское Белевского района Тульской области установить дорожные знаки 1.4.1, 1.4.2, 1.4.3, 1.4.4, 1.4.5, 1.4.6 «Приближение к железнодорожному переезду», дорожный знак 1.2 «Железнодорожный переезд без шлагбаума» со сторон «А» и «Б», выправить на подходе к переезду на протяжении 50 метров с правой стороны сверхнормативный продольный уклон и устранить ямочность на подходах к железнодорожному переезду 292 км перегона «Белев-Слаговищи» Тульской дистанции пути Московской дирекции инфраструктуры Московской железной дороги – филиала ОАО «Российские железные дороги» (л.д. 101-102). В судебном заседании представитель истца помощник Тульского транспортного прокурора Стариков Н.В. уточненные исковые требования прокурора поддержал и просил их удовлетворить. При этом полностью отказался от первоначальных исковых требований к администрации МО Белевский район Тульской области по признанию бездействия незаконным и понуждении выполнить определенные действия в части обеспечения безопасности дорожного движения и эксплуатации железнодорожных переездов. Представитель ответчика администрации МО Белевский район Тульской области по доверенности Волик Ю.В. уточненные исковые требования Тульского транспортного прокурора считал обоснованными и подлежащими удовлетворению. Представитель ответчика администрации МО Жуковское Белевского района Тульской области по доверенности Астахова С.В. против удовлетворения уточненных исковых требований Тульского транспортного прокурора не возражала. Представитель третьего лица ОАО «Российские железные дороги» по доверенности Купцов А.М. возражений против удовлетворения уточненных исковых требований Тульского транспортного прокурора не имел. Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно п. 3.1.1 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденному Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 года № 221 покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. В соответствии с ч. 9 ст. 5 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 года «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения. В силу ч. 8 ст. 6 указанного Закона к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. К полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся обеспечение безопасности дорожного движения и надлежащего состояния автомобильных дорог местного значения (ст. 13 Закона). На основании ст. 21 указанного Закона устройство пересечений автомобильных дорог железнодорожными путями на одном уровне и на разных уровнях осуществляется в соответствии с настоящим федеральным законом, федеральным законом о железнодорожном транспорте, федеральным законом о безопасности дорожного движения, требованиями технических регламентов, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Владельцы железнодорожных путей обязаны оборудовать железнодорожные переезды устройствами, предназначенными для обеспечения безопасности движения железнодорожного транспорта, транспортных средств и других участников дорожного движения, содержать участки автомобильных дорог, расположенные к границах железнодорожных переездов (до шлагбаума или при отсутствии шлагбаума на расстоянии 10 метров от ближайшего рельса по пути следования), в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте. Владельцы автомобильных дорог вправе требовать от владельцев железнодорожных путей установки на железнодорожных переездах устройств, предназначенных для обеспечения безопасности дорожного движения, а также обязаны принимать по требованию владельцев железнодорожных путей меры в случаях, если дорожные сооружения угрожают безопасности движения железнодорожного транспорта. Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения. Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется органами местного самоуправления, в частности, посредством материально-финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения, которые в силу ст. 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» являются расходными обязательствами муниципальных образований. В соответствии с ч. 2 ст. 12 указанного Закона обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. В силу подпункта 5 пункта 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Как усматривается из материалов дела 27 февраля 2012 года у министра транспорта и дорожного хозяйства Тульской области проведено совещание по поводу приведения подходов к железнодорожным переездам в соответствие с требованиями нормативно-технической документации, в том числе по 292 км (л.д. 6-11), который 10 февраля 2012 года был комиссионно обследован (л.д. 12, 20-24). В письмах заместитель начальника железной дороги (по региону) филиала «РЖД» Московская железная дорога от 21.02.2012г. № 1751/моск и от 01.06.2012г. № 4836/моск просит Тульского транспортного прокурора оказать содействие в решении вопроса по приведению подходов автомобильной дороги к выше перечисленным железнодорожным переездам (в том числе 292 км на перегоне Белев-Слаговищи Белевского района Тульской области) в соответствие с ГОСТ Р 50597-93 (л.д. 13-15, 17-19). Копия свидетельства о государственной регистрации права от 02 сентября 2010 года с приложением к нему свидетельствует, что ОАО «Российские железные дороги» является собственником дистанции пути Тульского отделения Московской железной дороги, в том числе на территории Белевского района Тульской области (292 км) (л.д. 25-27). Автомобильная дорога, пересекающая железнодорожный переезд 292 км перегона «Белев-Слаговищи» на балансе МО Белевский район не состоит, на балансе администрации Тульской области не значится и на баланс МО Жуковское Белевского района не поставлена (л.д. 16, 44, 66-69, 71). В судебном заседании установлено, что дорога, пересекающая железнодорожный переезд 292 км перегона «Белев-Слаговищи», является автомобильной грунтовой дорогой (без твердого покрытия) общего пользования между населенными пунктами п. Ганьшинский и д. Ганьшино, д. Умрышенки, находится на территории границы МО Жуковское Белевского района Тульской области и является собственностью данного муниципального образования (л.д. 72-74). Из акта проверки исполнения законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожных переездов, находящихся на балансе Плехановской дистанции пути Московской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» от 03 августа 2012 года, проведенной помощником Тульского транспортного прокурора Стариковым Н.В. совместно с главным государственным инспектором ЦУ Госжелдорнадзора ФСНСТ Ковтуном А.В., и.о. заместителя начальника Плехановской дистанции пути Шамыриным С.И. в присутствии ведущего специалиста по ГО ЧС администрации МО Жуковское Белевского района Тульской области Астаховой С.В. и юрисконсульта сектора правовой работы МО Белевский район Тульской области Волика Ю.В. следует, что в ходе проверки железнодорожного переезда 292 км перегона «Белев-Слаговищи» были также выявлены ямочность в пределах железнодорожного переезда, отсутствие дорожных знаков, наличие сверхнормативного продольного уклона на протяжении 50 м с правой стороны (л.д. 95-96). В соответствии с вышеуказанными нормативными актами и исследованными доказательствами суд считает, что уточненные исковые требования Тульского транспортного прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению. При этом суд учитывает, что грунтовая автомобильная дорога общего пользования между населенными пунктами п. Ганьшинский и д. Ганьшино, д. Умрышенки, пересекающая железнодорожный переезд 292 км перегона «Белев-Слаговищи», находится на территории границы МО Жуковское Белевского района Тульской области и является собственностью данного муниципального образования, в связи с чем уточненные исковые требования Тульского транспортного прокурора к данному ответчику заявлены верно. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: уточненные исковые требования Тульского транспортного прокурора удовлетворить. обязать администрацию МО Жуковское Белевского района Тульской области установить дорожные знаки 1.4.1, 1.4.2, 1.4.3, 1.4.4, 1.4.5, 1.4.6 «Приближение к железнодорожному переезду», дорожный знак 1.2 «Железнодорожный переезд без шлагбаума» со сторон «А» и «Б», выправить на подходе к переезду на протяжении 50 метров с правой стороны сверхнормативный продольный уклон, устранить ямочность на подходах к железнодорожному переезду 292 км перегона «Белев-Слаговищи» Тульской дистанции пути Московской дирекции инфраструктуры Московской железной дороги – филиала ОАО «Российские железные дороги». Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Белевский районный суд Тульской области в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме. Председательствующий Г.Н. Уткин Мотивированное решение составлено 06 августа 2012 года