Решение от 12.04.2011 г. по иску о назначении и выплате ЕДВ



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 апреля 2011 года г. Белев Тульской области

Белевский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Уткина Г.Н.,

при секретаре Тимохиной Л.В.,

с участием истца Архипкиной И.В.,

представителя ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Белевского района» по доверенности Донченко Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-160/11г. по иску Архипкиной И.В. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Белевского района» о назначении и выплате ежемесячных денежных выплат, предусмотренных Законом Тульской области № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области»,

установил:

Архипкина И.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Белевского района» о назначении и выплате ежемесячных денежных выплат, предусмотренных Законом Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», а именно: ежемесячной денежной выплаты (далее ЕДВ) на оплату расходов в размере 50% от предоставленных коммунальных услуг за месяц согласно ст. 3 и ЕДВ согласно ст. 7 указанного закона.

В обоснование заявленных требований истец сослалась на то, что проходила службу в уголовно-исполнительной системе России, является военным пенсионером и ветераном труда, что подтверждается соответствующими удостоверениями.

ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Белевского района» с заявлением о назначении в соответствии с Законом Тульской области от 28.12.2004г. № 493 – ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» ЕДВ и ЕДВ на оплату расходов ЖКУ, на что решением от ДД.ММ.ГГГГ получила отказ в назначении данных выплат.

Считает, что в соответствии со ст. ст. 3, 7 данного Закона ветераны труда имеют право на ежемесячные денежные выплаты.

Указанный Закон Тульской области № 493 – ЗТО не содержит конкретных указаний на необходимость достижения возраста, дающего право на назначение пенсии по старости для назначения ежемесячных денежных выплат.

В связи с этим, истица просит удовлетворить ее требования и обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Белевского района» назначить и выплачивать ей ЕДВ и ЕДВ на оплату расходов ЖКУ с момента обращения к ответчику.

В письменных возражениях на исковое заявление Архипкиной И.В. Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Белевского района» считает данный иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению, поскольку меры социальной поддержки ветераны труда могут реализовать только при достижении ими возраста, дающего право на трудовую пенсию. Право же истца Архипкиной И.В. на пенсионное обеспечение в связи с выслугой лет, не является основанием для ежемесячной денежной выплаты и ежемесячной денежной выплаты на оплату коммунальных расходов в размере 50%, начисленных за месяц сумм, установленных Законом Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» (л.д. 18-19).

В судебном заседании Архипкина И.В. просила обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Белевского района» назначить и выплачивать ей с момента обращения с письменным заявлением к ответчику ежемесячную денежную выплату и ежемесячную выплату на оплату коммунальных услуг в размере 50% их стоимости в соответствии со ст. ст. 3 и 7 Закона Тульской области № 493 – ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».

Представитель ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Белевского района» по доверенности Донченко Н.В. письменные возражения Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Белевского района» на исковое заявление Архипкиной И.В. поддержала и просила суд в удовлетворении исковых требований отказать за необоснованностью.

Третье лицо департамент социального развития Тульской области, своевременно и надлежащим образом извещенный о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился. О причинах неявки не сообщил и об отложении рассмотрения дела не просил.

В силу ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица департамента социального развития Тульской области.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования Архипкиной И.В. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Разрешая возникший между сторонами спор, суд, установил, что Архипкина И.В. с ДД.ММ.ГГГГ является пенсионером УФСИН России; с ДД.ММ.ГГГГ – ветераном труда, имеет право на льготы, предоставляемые на условиях и в порядке, установленных статьями 22 и 23 Федерального закона «О ветеранах», о чем свидетельствуют копии соответствующих удостоверений (л.д. 7-8), и это не оспаривается представителем ответчика.

Тем самым, Архипкина И.В. получает пенсию за выслугу лет в рамках государственного пенсионного обеспечения в соответствии с законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Как усматривается из паспорта гражданина № выданного ДД.ММ.ГГГГ ОВД <адрес>, Архипкина И.В. родилась ДД.ММ.ГГГГ в д. <адрес>, зарегистрирована по адресу: <адрес> (л.д. 5-6).

Из заявленных исковых требований Архипкиной И.В. следует о предъявлении требований о признании за нею права на получение таких мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Тульской области № 493-ЗТО от 28 декабря 2004 года, как оплата жилья и коммунальных услуг, а также ежемесячной денежной выплаты.

В соответствии с п.п. «ж» ч. 1 ст. 72, ст. 76 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесена к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов, которые не могут противоречить федеральному законодательству.

Согласно ст. ст. 10, 13, 22 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 года № 5-ФЗ (в редакции от 22.08.2004 года № 112-ФЗ) социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации, получение ежемесячной денежной выплаты, получение и содержание жилых помещений, оплату коммунальных услуг, медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание.

Статьей 22 указанного Федерального закона установлено, что меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Во исполнение названной нормы закона 28 декабря 2004 года принят Закон Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» № 493-ЗТО, статьей 1 которого определены категории лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, в том числе и ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года.

Таким образом, действие Закона Тульской области № 493-ЗТО распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2005 года.

В силу ст. 3 данного Закона (с изменениями, вступившими в действие с 01.01.2010г.) – ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются следующие меры социальной поддержки:

1) ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение (в коммунальных квартирах – занимаемую площадь жилого помещения) в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленной законодательством Тульской области. Меры социальной поддержки по оплате жилья распространяются на нетрудоспособных членов семьи ветерана труда, совместно с ним проживающих, находящихся на его полном содержании или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию;

2) ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, а также стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, проживающему в домах без центрального отопления, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Обеспечение топливом ветеранов труда производится в первоочередном порядке.

Из содержания перечисленных норм закона, принятого в Тульской области по вопросу определения мер социальной поддержки ветеранов труда следует, что законодатель предусмотрел в качестве условия для получения права на данную меру социальной поддержки – достижение возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно копии заявления Архипкина И.В. 21 марта 2011 года обратилась в Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Белевского района» с просьбой назначить и осуществлять ей ежемесячные денежные выплаты согласно статьям 3 и 7 Закона Тульской области (л.д. 9).

Из решения Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Белевского района» № от ДД.ММ.ГГГГ на заявление истца от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Архипкина И.В. не имеет прав на предоставление вышеуказанных мер социальной поддержки, поскольку не достигла возраста, дающего право на назначение ей пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (л.д. 10-11).

С данными доводами суд согласиться не может.

В настоящее время условия и нормы пенсионного обеспечения устанавливаются Федеральными законами от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

В соответствии с ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с настоящим федеральным законом имеют военнослужащие, а также лица, проходящие службу в органах внутренних дел. К видам пенсии, которые назначаются по государственному пенсионному обеспечению, относятся пенсии за выслугу лет.

Указанным лицам пенсия за выслугу лет назначается в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Правовой анализ Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» позволяет прийти к выводу, что право на пенсию имеют граждане Российской Федерации при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным Законом для различных видов пенсий по Государственному пенсионному обеспечению, в том числе, как военнослужащие, так и лица, проходящие службу в органах внутренних дел, по выслуге лет.

Факт достижения ветераном труда пенсионного возраста, дающего право на реализацию льгот, факт назначения (установления) пенсии и дата получения пенсионного удостоверения не могут совпадать по времени и, следовательно, при таком подходе реализация ветераном прав и льгот будет зависеть от воли органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, целью которого является социальная защита ветеранов, создание условий, обеспечивающих экономическое и моральное благополучие и обеспечивающих им достойную жизнь, почет и уважение.

Реализация льгот ветеранов труда не может зависеть от фактического назначения им пенсии еще и потому, что в соответствии с Федеральным законом РФ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» обращение за назначением пенсии является правом, а не обязанностью и может осуществляться в любое время после возникновения такого права на трудовую пенсию, тогда как предусмотренные ст. 28 ФЗ «О ветеранах» льготы гарантируются самим Законом и реализуются при предъявлении лишь соответствующего удостоверения.

Кроме того, как ФЗ от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ, так и ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ предусматривают назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста 55– 60 лет в зависимости от конкретных условий назначения пенсии различным категориям граждан, возраст, дающий право на ее назначение, может быть различным.

Пенсия за выслугу лет согласно ст. 13 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1, назначается независимо от возраста при наличии на день увольнения со службы выслуги на военной и (или) правоохранительной 20 лет. Вместе с тем, в исключение из общего правила, такая пенсия может быть назначена и лицам, не имеющим полной выслуги, если они уволены со службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, либо в связи с организационно-штатными мероприятиями достигли на день увольнения 45-летнего возраста и имеют общий трудовой стаж не менее 25 календарных лет, из которых не менее 12 лет и шести месяцев составляет военная служба и (или) правоохранительная служба.

Как следует из ст. 2 ФЗ № 166-ФЗ от 15 декабря 2001 года пенсия за выслугу лет предоставляется в целях компенсации гражданам заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением ими службы при достижении установленной законом выслуги.

Применительно к проходившим военную службу и (или) правоохранительную, назначение пенсии за выслугу лет независимо от достижения общеустановленного пенсионного возраста призвано, кроме того, создавать условия для их адаптации к гражданской жизни, способствовать переходу в другие сферы занятости, не допуская при этом существенного снижения уровня жизни в связи с изменением рода деятельности и профессии.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что пенсия за выслугу лет, получаемая Архипкиной И.В. в соответствии с ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и ФЗ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», относится к государственным пенсиям в РФ. При этом истец достигла возраста, дающего право на назначение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, и относится к категории лиц, указанных в законе Тульской области № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» от 28 декабря 2004 года, обладающих правом на получение мер социальной поддержки.

В соответствии с подп. 1 п. 1 Положения «О порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей Тульской области», утвержденного Постановлением администрации Тульской области № 30 от 15.01.2010г. – право на денежную выплату имеют ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года.

На основании п. 2 указанного Положения денежная выплата предоставляется: на оплату расходов за жилое помещение (в коммунальных квартирах – занимаемую площадь жилого помещения); за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, отопление (теплоснабжение), электроснабжение, газоснабжение (далее – на оплату жилого помещения и коммунальных услуг); на оплату расходов за твердое топливо; на оплату расходов за бытовой газ в баллонах; на оплату транспортных расходов по доставке топлива.

Денежная выплата предоставляется государственными учреждениями Тульской области, осуществляющими функции в сфере социальной защиты населения (далее – учреждения социальной защиты), по месту регистрации граждан (п. 4 Положения).

Согласно п. 5 Положения гражданам, указанным в подпунктах 1-5 пункта 1 настоящего Положения, денежная выплата назначается при наличии регистрации по месту жительства на территории Тульской области.

В силу п. 19 данного Положения денежная выплата назначается с первого числа месяца, следующего за месяцем возникновения права на предоставление денежной выплаты, но не более чем за три месяца до месяца, в котором подано письменное заявление с приложением документов, указанных в пунктах 8-9 настоящего Положения.

В соответствии с п.п. 15 п. 6 Положения о Департаменте социального развития Тульской области, утвержденного Постановлением администрации Тульской области от 20 ноября 2006 года № 579 «Об утверждении Положения о Департаменте социального развития Тульской области», Департамент в соответствии с возложенными на него задачами организует работу по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан и возмещению организациям расходов, понесенных ими в связи с предоставлением данных услуг.

Как установлено в судебном заседании Архипкина И.В. в установленном порядке обращалась в органы социальной защиты населения с заявлением о назначении мер социальной поддержки по оплате 50% коммунальных услуг. Доказательств обратного суду не представлено, ссылок на иные обстоятельства ответчиком не заявлялись.

Исходя из установленных обстоятельств и требований закона, суд находит исковые требования Архипкиной И.В. подлежащими удовлетворению и признает за нею право на реализацию меры социальной поддержки как ветерана труда по оплате жилья и коммунальных услуг, предусмотренных Законом Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО.

В силу ст. 12 ГК РФ истец Архипкина И.В. имеет право требования признания за нею права на получение мер соцподдержки, предусмотренных Законом Тульской области № 493-ЗТО от 28 декабря 2004 года «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение (в коммунальных квартирах – занимаемую площадь жилого помещения) в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленной законодательством Тульской области, и ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

Статьей 7 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» в качестве меры социальной поддержки предусматривается ежемесячная денежная выплата, в том числе ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года. Действие настоящего Закона распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2005 года.

В соответствии с порядком назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденным Постановлением администрации Тульской области от 15.03.2005 года № 201 «О мерах по реализации Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» право на ежемесячную денежную выплату имеют ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года.

При этом ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату.

Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема органом социального развития заявления со всеми необходимыми документами.

Как следует из материалов дела, Архипкина И.В. в установленном порядке ДД.ММ.ГГГГ обратилась в органы социальной защиты населения с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты (л.д. 9), на что был получен отказ (л.д. 10-11).

Между тем, суд считает, что указанная позиция, поддержанная в судебном заседании представителем Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Белевского района» Донченко Н.В. не согласуется с положениями Закона № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», поскольку данный Закон сам по себе не связывает право на получение указанных выше мер социальной поддержки с достижением возраста, дающего право на назначение трудовой пенсии по старости (ст. 7 Закона «О трудовых пенсиях в РФ»), то есть 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.

Исходя из приведенных выше обстоятельств и норм материального права, суд находит, что ответчик ошибочно истолковал положения упомянутого закона, ограничив круг лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных для ветеранов труда, а поэтому отказ Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Белевского района» в назначении и в выплате ежемесячной денежной выплаты при установленных обстоятельствах нельзя признать правомерным.

Учитывая, что истцом доказан факт наличия у него, как ветерана труда, права на получение ежемесячной денежной выплаты, по вопросу реализации которого она обратилась в Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Белевского района» ДД.ММ.ГГГГ, то ее требования о назначении и выплате ежемесячной денежной выплаты с данного времени в соответствии с п. 4, п. 8 Порядка назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденного Постановлением администрации Тульской области от 15 марта 2005 года № 201, подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Архипкиной И.В. удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Белевского района» назначить и выплачивать Архипкиной И.В. с ДД.ММ.ГГГГ как ветерану труда в соответствии со ст. 3 Закона Тульской области № 493-ЗТО от 28 декабря 2004 года «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» ежемесячную денежную выплату на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение (в коммунальных квартирах – занимаемую площадь жилого помещения) в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленной законодательством Тульской области, и ежемесячную денежную выплату на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Белевского района» назначить и выплачивать Архипкиной И.В. как ветерану труда ежемесячную денежную выплату согласно ст. 7 Закона Тульской области № 493-ЗТО от 28 декабря 2004 года «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда через Белевский районный суд Тульской области в течение 10 дней.

Председательствующий Г.Н. Уткин