РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 24 сентября 2012 года г.Белев Тульской области. Белевский районный суд Тульской области в составе: председательствующего Брылевой Н.А. при секретаре Хавторине Р.М. с участием истца Афонина А.Н., представителя ответчика – администрации муниципального образования Белевский район – по доверенности Волика Ю.В., третьего лица – Афониной Н.Н., представителя третьего лица – войсковой части 61669 – по доверенности Полякова А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-306/2012 по иску Афонина А.Н. к администрации муниципального образования Белевский район о понуждении к заключению договора социального найма жилого помещения, установил: Афонин А.Н. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования (далее – МО) Белёвский район о понуждении к заключению договора социального найма жилого помещения. В обоснование иска указал, что он проходит военную службу в войсковой части 61669, дислоцированной в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ решением жилищной комиссии войсковой части ему была предоставлена трехкомнатная квартира по адресу <адрес> <адрес>. С указанной даты он и члены его семьи были надлежащим образом вселены в квартиру. У него возникла необходимость письменного оформления фактически совершившегося договора найма и признания его нанимателем указанной квартиры. Он обратился с соответствующим заявлением в администрацию МО Белёвский район, но ему пояснили, что жилищный фонд, ранее принадлежавший министерству обороны, к которому относится и занимаемая его семьей квартира, передан в муниципальную собственность без наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями, дающими право предоставлять квартиры военнослужащим. В связи с этим администрация МО Белёвский район не может заключить с ним договор найма жилого помещения. Просит обязать администрацию МО Белёвский район заключить с ним договор социального найма занимаемого жилого помещения, выделенного ему на семью из четырех человек. В судебном заседании истец Афонин А.Н. свои требования поддержал и просил их удовлетворить по изложенным в исковом заявлении основаниям. Пояснил, что собственного жилья он не имел, в органы местного самоуправления по вопросу постановки в очередь на получение жилого помещения не обращался. Был поставлен в очередь на получение жилья в войсковой части 61669. Решением жилищной комиссии в ДД.ММ.ГГГГ г. ему предоставили квартиру, освободившуюся после переезда в другой город военнослужащего Ленькова В.И. Представитель ответчика администрации МО Белёвский район по доверенности Волик Ю.В. исковые требования не признал. Пояснил, что квартира по адресу <адрес> <адрес> момента постройки дома являлась муниципальной собственностью МО Белёвский район, а затем МО г. Белёв Белёвского района. Она не является служебной и не относится к другому специализированному жилищному фонду, никогда не была собственностью министерства обороны и не принадлежала войсковой части. В связи с этим у войсковой части не было оснований распределять квартиру после ее освобождения без ведома собственника. Третье лицо Афонина Н.Н., супруга истца, исковые требования подержала и просила их удовлетворить. Представитель третьего лица –войсковой части 61669 – по доверенности Поляков А.В. – поддержал требования истца и пояснил, что выделенная жилищной комиссией войсковой части квартира Афонину АН. была свободна после выезда из нее семьи военнослужащего Л.В.И. в связи с чем также была перераспределена среди военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Заслушав лиц, участвующих в деле, и исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему. В силу ч. 3 ст. 40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В соответствии с частями 3 и 4 ст. 49 Жилищного кодекса РФ иным, кроме малоимущих, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, органами местного самоуправления могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Согласно ч. 3 ст. 1 Жилищного кодекса РФ жилищные права (в том числе и органов местного самоуправления) могут быть ограничены на основании федерального закона в той мере, в какой это необходимо в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства. В целях реализации военнослужащими права на жилище, жилищные права органов местного самоуправления ограничены Федеральным законом от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – Закон), которым установлен иной порядок предоставления жилых помещений военнослужащим. Согласно п. 5 ст. 15 Закона в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей. Данная правовая норма является императивной. За военнослужащими и членами их семей законом закреплено право на повторное заселение жилых помещений, ранее занимаемых другими военнослужащими и членами их семей и освободившихся в связи с их выездом. При этом реализация данного права не ставится в зависимость от принадлежности жилых помещений, в частности, к муниципальному жилищному фонду. Кроме того, абзацем 2 п. 1 ст. 23 Закона установлено, что военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. Судом из материалов дела установлено следующее. Истец Афонин А.Н. с ДД.ММ.ГГГГ года проходит военную службу по контракту в войсковой части 61669 <адрес> <адрес>, последний контракт заключен ДД.ММ.ГГГГ на срок ДД.ММ.ГГГГ Это обстоятельство кроме справки (л.д. 17), подтверждается послужным списком (л.д. 31-36). Афонин А.Н. с ДД.ММ.ГГГГ включен в список нуждающихся в улучшении жилищных условий военнослужащих в/ч 61669 (л.д. 14) Согласно паспортам, свидетельству о заключении брака, свидетельству о регистрации, справки ООО «Белевжилкомсервис» (л.д.5-12, 30) Афонин А.Н. и члены его семьи: супруга Афонина Н.Н., сын Афонин С.Н. и дочь А.М.А. - зарегистрированы по адресу <адрес>, <адрес>. Однако согласно представленной справки войсковой части 61669 Афонин А.Н. сдал двухкомнатную <адрес> (л.д.29) Постановлением жилищной комиссии войсковой части 61669, протокол от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13) старшему прапорщику Афонину А.Н.. на семью в составе четырех человек выделена трехкомнатная квартира по адресу <адрес> <адрес>, <адрес> Администрацией МО Белёвский район письмом от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.16) на обращение Афонина А.Н.. по вопросу заключения договора социального найма указанной квартиры сообщено, что оснований для заключения с ним договора социального найма не имеется. Однако, то обстоятельство, что истец не состоял на учете в органе местного самоуправления, как нуждающийся в улучшении жилищных условий, не является безусловным основанием для отказа в удовлетворении требований, поскольку истец, являясь военнослужащим, состоял на соответствующем учете в войсковой части. Судом из представленных сторонами доказательств также установлено, что указанная квартира внесена в реестр муниципального имущества МО Белёвский район на основании Решения Малого совета Райсовета народных депутатов №45 от 30.01.1992 года (л.д. ) Согласно сведениям из финансового лицевого счета, а также из пояснений сторон, ранее в квартире по адресу <адрес>, <адрес> проживал военнослужащий Л.В.И. семья которого в настоящее время в данной квартире не зарегистрирована с октября ДД.ММ.ГГГГ года. Из представленного счета о предоставленных коммунальных услугах по данному адресу также известно, что имеется задолженность по оплате найма жилья, отопления и содержания жилья в размере <данные изъяты> рублей, которая была погашена ДД.ММ.ГГГГ, то есть после предоставления данной квартиры семье истца (л.д.20) Вышеуказанные доказательства суд признает достоверными, допустимыми и относимыми. На основании исследованных доказательств суд признает установленным, что жилое помещение по адресу: <адрес>, <адрес> первоначально было предоставлено военнослужащему и использовалось для реализации прав военнослужащих на жилище. Истцу Афонину А.Н., в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» и изданными на основании него нормативными правовыми актами поставленному на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, указанная квартира, освобожденная военнослужащим, в связи с чем имеющая специальный статус, была предоставлена как военнослужащему на семью из четырех человек. В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, а также обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, относится к вопросам местного значения поселения. Федеральный закон от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не изменил положения п. 5 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», закрепляющего предоставление военнослужащим и членам их семей жилых помещений, освобожденных другими военнослужащими. Несмотря на то, что содержание и использование муниципального жилищного фонда в силу закона относится к вопросам местного значения, вопросы обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей как граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, имеют не только местное, но и общегосударственное значение, а потому должны решаться совместно государственными органами и органами местного самоуправления. При этом, положения п. 5 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» не исключают участие органов местного самоуправления в распределении освободившихся жилых помещений, ранее занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей другими военнослужащим и членам их семей, что призвано гарантировать правомочия муниципального образования как собственника жилья. При этом, самостоятельность местного самоуправления в распоряжении муниципальной собственностью не нарушается. В связи с изложенным те обстоятельства, что спорное жилое помещение ранее не принадлежало министерству обороны, что органы местного самоуправления в лице администрации МО г. Белёв Белёвского района и администрации МО Белёвский район не были привлечены к участию в жилищной комиссии войсковой части 61669 и что они не наделены полномочиями по заключению договоров социального найма жилых помещений с военнослужащими, на что представитель ответчика ссылается в обоснование своих возражений, не могут являться препятствием для реализации прав военнослужащих на жилое помещение. Доказательств того, что спорное жилое помещение относится к специализированному жилищному фонду суду не представлено. В связи с изложенным, суд признает возможным удовлетворить требования истца об обязании администрации МО Белёвский район заключить с ним договор социального найма выделенного ему на семью из четырех человек жилого помещения по адресу: <адрес> <адрес>. Руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования Афонина А.Н. к администрации муниципального образования Белёвский района удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования Белёвский район заключить договор социального найма жилого помещения квартиры по адресу: <адрес>ёв, <адрес> Афониным А.Н., ДД.ММ.ГГГГ, уроженцем <адрес> <адрес> на семью в составе: - жена Афонина Н.Н., ДД.ММ.ГГГГ рождения; - сын Афонин С.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения; - дочь А.М.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения. Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Белёвский районный суд. Председательствующий Н.А. Брылева Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ