Решение по делу № 2-344/2012 от 09.10.2012 г. об обязании заключить договор социального найма.



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 октября 2012 года г. Белев Тульской области

Белевский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Хардыбакина В.И.

при секретаре Приходько Н.Н.

с участием истцов Котуховой О.В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей К. и К., Котухова В.А.,

ответчика администрации МО Белевский район Тульской области по доверенности Волик Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-344/2012

по иску Котуховой О.В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей К. и К., Котухова В.А. к администрации МО Белевский район Тульской области об обязании заключить договор социального найма на жилое помещение,

установил:

Котухова О.В., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей К., К., Котухов В.А. обратились в суд с иском к администрации МО Белевский район Тульской области об обязании заключить договор социального найма на жилое помещение.

В обосновании иска указали, что Котухову В.А., как военнослужащему войсковой части 61669, состоящему на очереди в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, решением жилищной комиссии части от ДД.ММ.ГГГГ была выделена квартира по адресу: <адрес>. Они обратились с заявлением в администрацию муниципального образования Белевский район Тульской области о заключении с ними договора социального найма на указанную квартиру в доме муниципальной собственности. Однако, получили отказ и им было рекомендовано обратиться в суд.

Указывая на то, что общая выслуга Котухова В.А. составляет более 16 лет, просят обязать ответчика заключить с ними договор социального найма на выделенную жилую площадь по адресу: <адрес>.

В судебном заседании истцы Котухова О.В. и Котухов В.А., представляющие также интересы своих несовершеннолетних детей К. и К. исковые требования поддержали и просили их удовлетворить по изложенным в исковом заявлении основаниям. Пояснили, что собственного жилья они не имеют. В органы местного самоуправления по вопросу постановки на очередь на получение жилого помещения не обращались. Квартиру им предоставили решением жилищной комиссии войсковой части 61669 в июне 2007 года, после чего они были заселены в нее, производили в ней ремонт с тем, чтобы в дальнейшем проживать в этой квартире постоянно. ДД.ММ.ГГГГ Котухов В.А. уволен с военной службы по собственному желанию, поскольку войсковая часть, где проходил службу, была расформирована.

Представитель ответчика администрации муниципального образования Белевский район Тульской области Волик Ю.В. иск не признал. Пояснил, что спорная квартира является муниципальной собственностью муниципального образования Белевский район Тульской области, никогда не была собственностью войсковой части. Не отрицала того, что ранее в спорной квартире проживали военнослужащие, пояснил, что администрация муниципального образования Белевский район Тульской области спорную квартиру семье Котуховых не предоставляла и не наделена полномочиями по предоставлению жилых помещений военнослужащим. В связи с этим не может заключить с ними договор социального найма жилого помещения. В администрации муниципального образования Белевский район Тульской области истцы в качестве нуждающихся в жилом помещении на учете не состояли. Поскольку истец Котухов В.А. в декабре 2011 года уволен с военной службы, не имеет необходимой выслуги лет для получения жилья, он должен был освободить предоставленное ему на время службы жилое помещение.

Представитель третьего лица ООО «Белевжилкомсервис», исполнительный директор Карасев Ю.П. просил рассмотреть дело без его участия.

В силу ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии третьего лица ООО «Белевжилкомсервис».

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.49 ЖК РФ иным, кроме малоимущих, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Порядок предоставления жилых помещений военнослужащим, предусмотрен Федеральным законом от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Частью 1 ст.15 названного Закона установлено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В абз.7 ч.1 ст.15 Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» дано понятие военнослужащих - это граждане, проходящие военную службу по контракту, и совместно проживающие с ними члены их семей обеспечиваются служебными жилыми помещениями в соответствии с нормами, установленными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На заседании жилищной комиссии войсковой части 61669 15 июня 2007 года сержанту Котухову В.А. на семью в составе четырех человек была выделена служебная трехкомнатная квартира жилой площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес> (л.д.16).

ДД.ММ.ГГГГ между начальником Калужской КЭЧ МВО и Котуховым В.А. заключен договор найма служебного жилого помещения по адресу: <адрес> на период прохождения военной службы (л.д.17).

Согласно паспортам истцов, выписки домовой книги и из финансового лицевого счета Котухова В.А., Котухова О.В. и их несовершеннолетние дети К. и К. с ДД.ММ.ГГГГ постоянно зарегистрированы в <адрес> (л.д. 8-15, 21-22).

Котухов В.А. уволен с военной службы по собственному желанию с ДД.ММ.ГГГГ, что следует из выписки из приказа командира войсковой части 61669 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.19).

Абзац 9 ч.1 ст.15 Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», гласит: военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 ЖК РФ, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации. Военнослужащие - граждане, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации.

При разрешении настоящего спора суд принимает во внимание, что в соответствии с положениями ч.1 ст.209 ГК РФ именно собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Часть 1 ст.100 ЖК РФ так же указывает на то обстоятельство, что по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.

Суд проверил и исследовал обстоятельство имеет ли спорная квартира статус служебного жилого помещения и кто фактически является её собственником.

Часть 2 ст.92 ЖК РФ указывает: в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Пункт 12 «Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений», утвержденных Постановлением Правительства РФ №42 от 26 января 2006 года определяет: включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (далее - орган управления), с учетом требований, установленных настоящими Правилами.

В соответствии с п.13 «Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 42 от 26 января 2006 года, для отнесения жилых помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда заявитель представляет в орган управления следующие документы: заявление об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда; документ, подтверждающий право собственности либо право хозяйственного ведения или оперативного управления на жилое помещение; технический паспорт жилого помещения; заключение о соответствии жилого помещения предъявляемым к нему требованиям.

Согласно п.14 Правил орган управления в срок, предусмотренный в п.13 настоящих Правил, принимает решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилого помещения специализированного жилищного фонда либо об отказе в таком отнесении. Информация о принятом органом управления решении направляется заявителю в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения.

Согласно п.15 Правил использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда в соответствии с настоящими Правилами.

Проверяя обстоятельства отнесения спорного жилого помещения к специализированному жилищному фонду и его использования в качестве специализированного жилого помещения, суд установил, что Калужская КЭЧ в адрес Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тульской области не обращалась с просьбой включить в состав специализированного жилого фонда квартиру <адрес>, и указанное имущество не значится в реестре федерального имущества.

Каких-либо доказательств того, что занимаемое истцом и членами его семьи жилое помещение на момент заключения договора найма являлось служебным, кроме договора от ДД.ММ.ГГГГ, при рассмотрении дела представлено не было.

На основании решения IX сессии 21 созыва Белевского районного совета народных депутатов от 30 января 1992 года №45, Постановления от 3 августа 2010 года №197 администрации муниципального образования г.Белев Белевского района Тульской области «О принятии в муниципальную собственность муниципального образования город Белев Белевского района Тульской области имущества, передаваемого в порядке разграничения имущества, находящегося в собственности муниципального образования Белевский район», постановления от 1 июля 2010 года №445 администрации муниципального образования Белевский район «О разграничении имущества, находящегося в собственности муниципального образования Белевский район, между муниципальным образованием Белевский район и вновь образованными в его границах поселениями», акта приема-передачи имущества, передаваемого в собственность муниципального образования г.Белев Белевского района в порядке разграничения имущества, находящегося в собственности муниципального образования Белевский район от 30 июля 2010 года, и выписки из реестра муниципальной собственности №85 от 25 июля 2012 года, суд приходит к выводу, что на момент предоставления спорной квартиры Котухову В.А., она находилась в муниципальной собственности муниципального образования Белевский район Тульской области, а затем муниципального образования город Белев Белевского района Тульской области.

Согласно выписки из финансового лицевого счета адрес: <адрес> квитанции об оплате жилищно-коммунальных услуг, Котуховым В.А. оплачивалась плата за найм жилого помещения именно в пользу соответствующих муниципальных образований.

Судом установлено, что ранее в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ спорное жилое помещение занимал военнослужащий Косенков Ю.М.

Согласно п.5 ст.15 Федерального закона от 27 мая 1998 года «О статусе военнослужащих» в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.

Данная правовая норма является императивной. За военнослужащими и членами их семей законом закреплено право на повторное заселение жилых помещений, ранее занимаемых другими военнослужащими и членами их семей и освободившихся за их выездом. При этом реализация данного права не ставится в зависимость от принадлежности жилых помещений, в частности, к муниципальному жилищному фонду.

Федеральный закон от 22 августа 2004 года №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не изменил положения Федерального закона «О статусе военнослужащих», закрепляющего право на повторное заселение.

В силу указанной выше нормы законодатель установил право военных организаций на повторное заселение жилых помещений военнослужащими независимо от того, к государственному или муниципальному жилищному фонду относятся эти помещения. Указанному праву корреспондирует обязанность соответствующих органов, в том числе органов местного самоуправления, по предоставлению военнослужащим жилых помещений по договорам социального найма.

На основании изложенного, жилищная комиссия войсковой части 61669 вправе была распределить военнослужащему Котухову В.А. жилое помещение расположенное по адресу: <адрес>,, так как в нем ранее так же проживал военнослужащий Косенков Ю.М.

Тем самым суд не усматривает нарушения порядка предоставления военнослужащему Котухову В.А. жилого помещения.

При установленных обстоятельствах непродолжительность срока службы Котухова В.А., не дает основания признать обеспечение последнего жильем неправомерным.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что истец и члены его семьи фактически занимают спорное жилое помещение на основании договора социального найма, и с доводами ответчика об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, так как квартира была предоставлена именно как служебная, нельзя согласиться.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

удовлетворить исковые требования Котуховой О.В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей К., К., Котухова В.А. и обязать администрацию муниципального образования Белевский район заключить с Котуховым В.А. договор социального найма жилого помещения на трехкомнатную квартиру общей площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе жилой <данные изъяты> кв.м., расположенной по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда в течение месяца, путем подачи апелляционной жалобы в Белевский районный суд.

Председательствующий В.И. Хардыбакин.