Дело № 2-83/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 14.02.2011 года г. Белебей Белебеевский городской суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Антонова А.В., с участием старшего помощника прокурора Анварова Д. Х., представителя отдела опеки и попечительства Администрации муниципального района Белебеевский район РБ Мащенко И.В., действовавшей по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, при секретаре Зайнуллиной С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белебеевского межрайонного прокурора РБ в интересах Туминой Л.В., Тумина В.В. к Администрации муниципального района Белебеевский район РБ, Правительству Республики Башкортостан, 3-е лицо: Министерство финансов Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения, УСТАНОВИЛ: Белебеевский межрайонный прокурор РБ обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением, мотивируя тем, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в части реализации права на получение жилого помещения. Проверкой установлено, что Тумина Л.В. и Тумин В.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучались в МБОУ СОШ № <адрес> муниципального района <адрес> РБ (<данные изъяты>). С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Тумин В.В. обучался на очном отделении ФГОУ СПО «<данные изъяты>». ДД.ММ.ГГГГ Тумину В.В. по окончании учебного заведения решением Государственной аттестационной комиссии присвоена квалификация «Техник» по специальности «Бурение нефтяных и газовых скважин» с выдачей диплома. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Тумин В.В. проходил срочную военную службу. Тумин В.Г. решением Белебеевского городского суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ был лишен родительских прав в отношении своих несовершеннолетних детей Тумина В.В. и Туминой Л.В.. Их мать, Тумина Н.В., умерла ДД.ММ.ГГГГ. Тумина Л.В. обучалась в ГОУ СПО <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а в настоящее время обучается на <данные изъяты> курсе очного отделения ГОУ ВПО «<данные изъяты>». Тумина Л.В. и Тумин В.В. не имеют закрепленного за ними жилого помещения и состоят в очереди на получение жилого помещения в Администрации муниципального района <адрес> РБ с ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно. Тумина Л.В. и Тумин В.В. приняты на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления жилых помещений, признанны нуждающимися в жилых помещениях, согласно ст. ст. 52, 57 ЖК РФ, постановлению Правительства Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». На основании изложенного, просил: В последующем Белебеевский межрайонный прокурор РБ представил уточнение к исковому заявлению, в котором просил обязать Администрацию муниципального района <адрес> РБ, Правительство Республики Башкортостан предоставить Туминой Л.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Тумину В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения жилое помещение по договору социального найма вне очереди на территории Белебеевского района и г. Белебей Республики Башкортостан по норме предоставления жилого помещения, установленной решением Совета муниципального района Белебеевский район РБ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения, нормы предоставления площади жилого помещения» и постановления Правительства Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», площадью 42 кв.м. жилой площади. В судебном заседании старший помощник Белебеевского межрайонного прокурора РБ Анваров Д.Х. уточненное исковое заявление поддержал и просил его удовлетворить. Тумина Л.В. исковые требования поддержала и просила их удовлетворить. Представитель отдела опеки и попечительства Администрации муниципального района Белебеевский район РБ Мащенко И.В. иск признала и пояснила, как только Правительство Республики Башкортостан выделит денежные средства, они сразу выделят жилое помещение Тумину В.В. и Туминой Л.В.. Представитель Администрации муниципального района Белебеевский район РБ на судебное заседание не явился, представив в суд ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие, исковые требования признают. Представитель Правительства Республики Башкортостан на судебное заседание не явился, надлежащим образом о времени и месте судебного заседания были извещены, об уважительности причины неявки суду не сообщили, в соответствии с ч. 4 ст. 167 ГПК РФ, суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие. Представитель Министерства финансов Республики Башкортостан на судебное заседание не явился, представив ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие и отзыв на исковое заявление, в котором просят в иске отказать, мотивируя тем, что согласно абзацу 3 пункта 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение должны устанавливаться законодательством субъектов Российской Федерации. В настоящее время в Республике Башкортостан действует закон Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам регулируется постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в котором также предусмотрен порядок перечисление средств в бюджеты муниципальных образований. В соответствии с распоряжением Правительства Республики Башкортостан № 1516-р от 20.12.2010 года в 2011 году из бюджета Республики Башкортостан бюджетам муниципальных районов (городских округов) на финансирование мероприятий по социальной поддержке населения в улучшении жилищных условий, а именно для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на 2011 год выделено 100 000 рублей. Вместе с тем, Белебеевский межрайонный прокурор Республики Башкортостан не указывает норму материального права, в соответствии с которой обязанность выделения денежных средств возложена на Правительство Республики Башкортостан и Министерство финансов Республики Башкортостан. Согласно пункту 1.1 Положения о Министерстве финансов Республики Башкортостан, утвержденному Указом Президента Республики Башкортостан от 09.11.2010 № УП-642 Министерство финансов Республики Башкортостан является республиканским органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной финансовой политики, составление и исполнение республиканского бюджета, государственный финансовый контроль. Министерство финансов Республики Башкортостан осуществляет исполнение возложенных на него функций в пределах полномочий в соответствии с законодательством. При этом, ни одним нормативным правовым актом полномочия выделения денежных средств из бюджета Республики Башкортостан на Министерство финансов Республики Башкортостан не возложены. Расходование средств соответствующих бюджетов допускается по общему правилу лишь на основании принятого закона (решения) о бюджете на соответствующий финансовый год. Увеличение финансирования существующих видов расходов бюджетов может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон о бюджете, а в текущем году после внесения соответствующих изменений в закон о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении расходов по отдельным его видам (пункт 2 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Внесение соответствующих изменений в закон о бюджете производится на основании закона Республики Башкортостан о внесении изменений в закон о бюджете Республики Башкортостан, который рассматривается и утверждается Государственным Собранием - Курултаем Республики Башкортостан в порядке, установленном Законом Республики Башкортостан от 15.07.2005 года № 205-3 «О бюджетном процессе в Республике Башкортостан». Кроме того, Бюджетным кодексом Российской Федерации регулируются правоотношения между субъектами этих правоотношений в процессе составления проектов бюджетов, их утверждения, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней (пункт 1 статьи 1 БК РФ). Поскольку физические лица не указаны в перечне участников бюджетного процесса, предусмотренного статьей 152 БК РФ, нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации не применяются к правоотношениям, в которых одной из сторон выступают граждане. Данная позиция подтверждена Верховным Судом Российской Федерации (Обзор судебной практики Верховного суда РФ за I квартал 2001 года). Считают, что требования Белебеевского межрайонного прокурора Республики Башкортостан о возложении обязанности на Правительство Республики Башкортостан и Министерство финансов Республики Башкортостан выделить денежные средства из бюджета Республики Башкортостан не основаны на нормах права. В нарушение подпункта 5 пункта 2 статьи 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в исковом заявлении не указаны обстоятельства, на которых заявитель основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства. Выслушав стороны по делу, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд находит иск Белебеевского межрайонного прокурора РБ в интересах Туминой Л.В. и Тумина В.В. к Правительству Республики Башкортостан подлежащим удовлетворению, а в удовлетворении этого же иска к Администрации муниципального района <адрес> РБ следует отказать по следующим основаниям: В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. В силу ст. 10 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» прокурор вправе обратиться в суд за защитой прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Судом установлено, что Тумина В.В. и Тумина Л.В. обучались с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в МБОУ СОШ № <адрес> МР <адрес> РБ, что подтверждается справкой № от ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ Постановлением Главы Администрации муниципального района Белебеевский район РБ № от ДД.ММ.ГГГГ, были назначены денежные средства на содержание несовершеннолетних Туминой Л.В. и Тумина В.В., обязав отдел образования обязали выплачивать ежемесячно денежные средства на питание и одежду несовершеннолетних Туминой Л.В. и Тумина В.В. попечителю Иванову Э.В. Тумин В.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучался на очном отделении ФГОУ СПО «<данные изъяты>» и по окончании данного учебного заведения он стал дипломированным специалистом, что подтверждается дипломом серии <адрес>5. Из военного билета серии № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Тумин В.В. проходит срочную военную службу. Согласно свидетельств о рождении от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 24, 26) следует, что матерью и отцом Туминых являются Тумин В.Г. и Тумина Н.В.. Свидетельствами о смерти серии 1912 №, № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что мать и отец Тумина В.В. и Туминой Л.В. - Тумина Н.И. и Тумин В.Г., умерли ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. Заочным решением Белебеевского городского суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ Тумин В.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лишен родительских прав в отношении несовершеннолетних детей: Туминой Л.В. и Тумина В.В.. Постановлением Главы Администрации Белебеевского района и г. Белебей РБ № от ДД.ММ.ГГГГ Иванова Э.В. была назначена попечителем над несовершеннолетними Туминой Л.В. и Туминым В.В.. Судом установлено, что Тумина Л.В. обучалась в ГОУ СПО <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ В настоящее время Тумина Л.В. обучается на <данные изъяты> курсе очного отделения в ГОУ ВПО «<данные изъяты>», что подтверждается справкой № от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно выписок из решения органа местного самоуправления - Администрации муниципального района Белебеевский район РБ № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что Тумина Л.В. и Тумин В.В. приняты на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления жилых помещений, признанны нуждающимися в жилых помещениях, согласно ст. ст. 52, 57 ЖК РФ, постановлению Правительства Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Из ответа Администрации муниципального района Белебеевский район РБ № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Тумин В.В. и Тумина Л.В. состоят на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для предоставления жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ, не имеют закрепленного жилья, зарегистрированы и проживают у бабушки Ивановой В.А., по адресу: <адрес>, что также подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 26). Согласно справки № от ДД.ММ.ГГГГ - Тумина Л.В. принята на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное предоставление жилого помещения по месту регистрации от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии со справкой № от ДД.ММ.ГГГГ - бабушка Туминых - Иванова В.А., домовладельцем не значится, ей принадлежит квартира, расположенная по адресу: <адрес> на основании договора купли от ДД.ММ.ГГГГ №. Тумина Л.В. в <адрес> и <адрес> приватизированного жилья не имеет, домовладельцем не значится. Статьей 40 Конституции Российской Федерации регламентировано право каждого на жилище. Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети, оставшиеся без попечения родителей, - это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Статья 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривает, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии с абз. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Согласно ст. 8 Закона Республики Башкортостан от 27.10.1998 года № 188-3 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди в срок, не превышающий трех месяцев, жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством Республики Башкортостан и относятся к расходным обязательствам Республики Башкортостан. Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленных жилых помещений, регламентирован Постановлением Правительства Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которым предоставляются жилые помещения по договору социального найма, но не более: 33 кв.м. - для одиноко проживающих детей-сирот; 42 кв.м. - на семью из двух человек, являющихся детьми-сиротами; 18 кв.м. - на каждого члена семьи при ее численности три человека и более, являющихся детьми-сиротами. Решением Совета муниципального района Белебеевский район РБ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения, нормы предоставления площади жилого помещения» установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, исходя из которой определяется уровень размере общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма в размере от 14 кв. м. до 18 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека. В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения, в том числе относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства. В определении Конституционного суда Российской Федерации от 05.02.2009 года № 250-О-П на нарушение конституционных прав и свобод абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» указано, что абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.Конституционно-правовой смысл указанного законоположения, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации в вышеуказанном определении, является общеобязательным и исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике. Доводы представителя Министерства финансов Республики Башкортостан, что для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на 2011 год выделено 100 000 рублей, суд считает несостоятельными, так как обеспечение вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от недостаточности бюджетных средств и соблюдения очередности лиц, состоящих в списке на получение жилого помещения вне очереди. Проанализировав представленные в суд доказательства, суд приходит к выводу, что Тумин В.В. и Тумина Л.В., которые в силу ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», относятся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Тумин В.В. окончил обучение в образовательных учреждениях и прошел срочную службу в Вооруженных силах Российской Федерации, Тумина Л.В. является студентом <данные изъяты> курса ГОУ ВПО <данные изъяты>. Следовательно, Тумины имеют право на обеспечение их вне очереди жилым помещением по договору социального найма исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а именно Правительства Республики Башкортостан в пределах социальной нормы предоставления жилья, предусмотренной Постановлением Правительства Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и решением Совета муниципального района Белебеевский район РБ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения, нормы предоставления площади жилого помещения», площадью 42 кв.м. жилой площади. Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении иска Белебеевского межрайонного прокурора РБ в интересах Туминой Л.В., Тумина В.В. к Администрации муниципального района Белебеевский район РБ о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма, отказать. Иск Белебеевского межрайонного прокурора РБ в интересах Туминой Л.В., Тумина В.В. к Правительству Республики Башкортостан о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма, удовлетворить. Обязать Правительство Республики Башкортостан предоставить Туминой Л.В. и Тумину В.В. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение вне очереди на территории Белебеевского района и г. Белебей РБ, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, площадью 42 кв.м.. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Судья:
Республики Башкортостан № 188-з от 27.10.1998 «О дополнительных гарантиях
по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей», согласно которому дополнительные гарантии прав детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение
относятся к расходным обязательствам Республики Башкортостан.