№2-59/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 22 марта 2011г. г. Белебей Белебеевский городской суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Мифтаховой Р. Х., с участием представителя ГУ Управление пенсионного фонда РФ в Белебеевском районе и г. Белебее РБ - Куликовой Е.С., представителя Кончаковой Т.В.-адвоката Аглиуллиной З.Т. при секретаре Набиуллиной Г.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кончаковой Т.В. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Белебеевском районе и г. Белебее РБ о признании права на досрочную трудовую пенсию и ее назначении, УСТАНОВИЛ: Кончакова Т.В. обратилась с вышеуказанным иском, мотивируя его тем, что ДД.ММ.ГГГГ решением № и № - Управление Пенсионного фонда РФ в Белебеевском районе и г. Белебее РБ ей незаконно отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, предусмотренной п.п. 10 п.1 и п.3 ст.28 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», сославшись на отсутствие 25-летнего стажа педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей; так как в ее педагогический стаж, который определен в <данные изъяты>, не вошли периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>) учебы в <данные изъяты> институте культуры; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>) работы в должности преподавателя детской школы искусств № Белебеевского района РБ». Исходя из изложенного, истица просила признать за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, обязать ответчика включить в ее стаж указанные периоды. Кончакова Т.В. будучи надлежаще извещенный в суд не явилась. Просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Представитель истицы Аглиуллина З.Т. исковые требования истицы поддержала и пояснила, что истица ранее окончила <данные изъяты> музыкальное училище, получила специальность преподавателя музыкальной школы, после окончания проработала в должности преподавателя педучилища, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучалась в <данные изъяты> институте культуры, в последующем проработала в должности преподавателя педучилища в <адрес>. С №. истица работает преподавателем детской школы искусств № <адрес> и по совместительству преподавателем в СОШ № <адрес>. При обращении в УПФ для назначении досрочной пенсии Кончаковой Т.В. не зачли период ее обучения в <данные изъяты> институте и период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности преподавателя в детской школе №. Считает отказ незаконным, так как до поступления на очное обучение в <данные изъяты> институт культуры, а также после окончания института, имея квалификацию преподавателя она занималась только лишь педагогической деятельностью, хоть и в <данные изъяты> институт культуры получила квалификацию руководителя самодеятельного оркестра народных инструментов. Пояснила, что в соответствии с постановлением Совмин СССР от ДД.ММ.ГГГГ № пенсия за выслугу лет работникам просвещения здравоохранения и сельского хозяйства, время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах зачитывалась в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. В соответствии инструктивным письмом Министерства социального обеспечения РСФСР от 30.06.1986 г. № 1- 63-И изданное, во исполнение вышеуказанного постановления в число педучреждений были отнесены педагогические и учительские институты. педучилище и другие учебные заведения, дающие педагогическое образование, поэтому считает что истица получила не только музыкальное, но и педагогическое образование. Присвоенная квалификация руководителя самодеятельного оркестра народных инструментов позволяет истице преподавать в школе искусств, поэтому полагает, что включение спорных периодов подлежат включению в специальный стаж. Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в Белебеевском районе и г. Белебей РБ Куликова Е.С. иск не признала и указала, что решение от ДД.ММ.ГГГГ ее учреждением вынесено законно и обоснованно. Так, в соответствии с п. 12 Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, работа в должностях, указанных в п. 2 раздела «Наименование учреждений», куда относится и школа искусств, за период начиная с ДД.ММ.ГГГГ засчитывается при наличии одновременно 2-х условий: наличие на ДД.ММ.ГГГГ 16 лет 08 месяцев стажа работы в учреждениях и должностях, предусмотренных Списками профессий и должностей, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет; факт работы в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должностях и учреждениях, указанных в п. 2 раздела «Наименование должностей» и п. 2 раздела «Наименование учреждений» Списка. В данном случае ответчик считает, что первое условие не выдержано и поэтому данный стаж не может быть включен в специальный стаж. Пояснила, что период учебы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> институте культуры также не подлежит зачету, так как институт культуры не относится к педагогическим учебным заведениям. Доказательств того, что истица по окончании института культурыполучила педагогическое образование не находит своего подтверждения и опровергается дипломом, где указано, что ей присвоена квалификация «руководитель самодеятельного оркестра народных инструментов» и специальность «культпросветработник высшей квалификации». Выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, суд приходит выводу, что исковые требования истицы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям: В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 (ранее пп. 10 п. 1 ст. 28) Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 этого Федерального закона, назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей. Учитывая льготный характер указанного вида пенсии, в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью может быть засчитана не любая деятельность, а только та, которая протекала в учреждениях и должностях, предусмотренных Списками профессий и должностей, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на досрочную трудовую пенсию по старости, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781 (далее Список № 781). Вместе с тем, Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 г. № 2-П установлено, что в целях реализации пенсионных прав педагогических работников при исчислении стажа на соответствующих видах работ могут применяться нормативные правовые акты, регулировавшие порядок исчисления стажа для назначения указанной категории лиц пенсии за выслугу лет до введения нового правового регулирования, т.е. действовавшие на 31 декабря 2001 г.К таким нормативным правовым актам относятся: Постановление Совета Министров от 06 сентября 1991 г. № 463, которое применяется к периодам работы до 01 ноября 1999 г.; Постановление Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г. № 1067, применяемое к периодам работы, протекавшим после 01 ноября 1999 г.; Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 для периодов, протекавших после 12 ноября 2002г. Как следует из решения ГУ-УПФР в <адрес> и <адрес> РБ в специальный стаж педагогической деятельности истца, Управлением не включен период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности преподавателя детской школы искусств №. В соответствии с п. 2 раздела «Наименование учреждений» Списка № 781, детские школы искусств, относятся к учреждениям дополнительного образования. Пункт 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781, определяет, что работа в должностях указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» Списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» Списка, за периоды, начиная с 01 января 2001 г. засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий: 1. на 1 января 2001 г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; 2. у лица имеется стаж работы (независимо от его продолжительности) в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях и в учреждениях, указанных в п. 2 раздела "Наименование должностей" и в п. 2 раздела "Наименование учреждений". Указанные требования установлены и в абзаце 3 пункта 3 Постановления Правительства РФ № 1067 от 22 сентября 1999 года ( в редакции Постановления Правительства РФ от 20.03.2000 г. № 240, от 01.02.2001 г. № 79). В данном случае первое условие не соблюдено, так как на ДД.ММ.ГГГГ у Кончаковой Т.В. стаж составлял <данные изъяты>, т.е. у истице не был выработан педагогический стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее <данные изъяты>, поэтому по мнению суда, в этой части исковые требования Кончаковой Т.В. удовлетворению не подлежат. Суд считает обоснованным исключение ответчиком из специального стажа истицы и периода учебы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> институте культуры. Согласно п.2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения утвержденного Постановлением № 1397, в стаж работы учителей и других работников просвещения до 1993 г. засчитывалось время обучения в педагогических учебных заведенияхпри определённых условиях. Институт культуры не относится к педагогическим заведениям. Доказательств того, что истица по окончании института культурыполучила педагогическое образование не находит своего подтверждения и опровергается представленным ею дипломом, где указано, что ей присвоена квалификация «руководитель самодеятельного оркестра народных инструментов» и специальность «культпросветработник высшей квалификации». Ссылка истицы на Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959г. №1397 несостоятельна, потому как данное Постановление не применяется при назначении пенсий с 1993 года в связи с его отменой Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 953, в то время как постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П было установлено, что в целях реализации пенсионных прав могут применяться только нормативные правовые акты, действовавшие на 31.12.2001 г. Кроме того Конституционный суд РФ в своих определениях касающихся досрочного назначения трудовых пенсий по старости в связи с педагогической деятельности, в частности в определении от 19.06.2007 г. № 476-О, указывает, что в действующей системе пенсионного обеспечения установление для указанной категории лиц льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление, им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером определенной профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности). В соответствии со ст. 19 ФЗ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (в редакции от 25.07.2002г., действующей в спорный период), трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Согласно п.п. 10 п. 1 ст. 28 вышеуказанного закона, досрочная трудовая пенсия назначается лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей не менее 25 лет. На момент обращения Кончаковой Т.В. в ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Белебеевскому району и г. Белебею за назначением досрочной трудовой пенсии по старости ответчиком было определено, что её стаж педагогической деятельности составляет менее 25 лет, т.е. <данные изъяты>, что является недостаточным для назначения досрочной пенсии по старости. Следовательно, у суда не имеются основания для удовлетворения требований Кончаковой Т.В. о возложении обязанности на Пенсионный фонд назначить ей досрочную трудовую пенсию. Поэтому, в этой части иск Кончаковой Т.В. также не может быть удовлетворен. Дело рассмотрено в пределах заявленных исковых требований и на основании представленных сторонами доказательств. Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении иска Кончаковой Т.В. к ГУ-Управление пенсионного фонда РФ в Белебеевском районе и г. Белебей РБ о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости, возложении обязанности включить в ее педагогический стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>) учебы в <данные изъяты> институте культуры; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>) работы в должности преподавателя детской школы искусств № <адрес> РБ» и ее назначении - отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РБ в течение 10 дней. Судья: /Мифтахова Р.Х./