о восстановлении на работе и взыскании морального вреда



                                                                                                                    Дело № 2-168/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05.04.2011 года                                                                                                               г. Белебей

Белебеевский городской суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Антонова А.В.,

с участием прокурора Новиковой Н.В.,

представителя ответчика Администрации городского поселения г. Белебей муниципального района Белебеевский район, Насретдиновой Н.М., действовавшей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре Зайнуллиной С.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Султановой Р.М. к Администрации городского поселения г. Белебей муниципального района Белебеевский район РБ о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за дни вынужденного прогула и компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Султанова Р.М. обратилась в суд в с вышеназванным исковым заявлением, мотивируя тем, что она с ДД.ММ.ГГГГ, со времени основания работала руководителем муниципального автономного учреждения физкультурно-спортивной направленности <данные изъяты> городского поселения <адрес> муниципального района <адрес> РБ. ДД.ММ.ГГГГ она была уволена с занимаемой должности по основанию, предусмотренному п. 2 ст. 77 ТК РФ - истечение срока трудового договора. Считает данное увольнение незаконным. ДД.ММ.ГГГГ её вынудили подписать срочный трудовой договор, так как в противном случае она не имела возможности выплачивать заработную плату сотрудникам. Срочный трудовой договор с руководителем учреждения не предусмотрен Уставом МАУ физкультурно-спортивной направленности «<данные изъяты> городского поселения <адрес> муниципального района <адрес> РБ. Срочный трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ был прекращен по инициативе работодателя в период её временной нетрудоспособности в нарушение ст. 81 ТК РФ. На основании изложенного просила восстановить её на работе в должности руководителя муниципального автономного учреждения физкультурно-спортивной направленности <данные изъяты> городского поселения <адрес> муниципального района <адрес> РБ; взыскать с ответчика в её пользу оплату времени вынужденного прогула начиная со дня увольнения с работы по день восстановления на работе; взыскать с ответчика в её пользу компенсацию морального вреда, причиненного незаконным лишением её возможности трудиться в размере 50 000 руб..

В судебном заседании Султанова Р.М. уточнила исковые требования и просила также признать трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ, между ней и ответчиком, заключенным на неопределенный срок, мотивируя тем, что она работала директором МБОУ дополнительного образования детей детская - юношеская спортивная школа муниципального района <адрес> РБ с ДД.ММ.ГГГГ, исключительно по срочным трудовым договорам. ДД.ММ.ГГГГ она также заключила срочный трудовой договор на работу в должности директора измененного типа того же предприятия - муниципального автономного учреждения физкультурно-спортивной направленности <данные изъяты> городского поселения <адрес> муниципального района <адрес> РБ, то есть с ней многократно заключались трудовые договора на неопределенный срок.

Представитель Администрации городского поселения <адрес> муниципального района <адрес> Насретдинова Н.М. иск не признала просила отказать, мотивируя тем, что по сложившейся практике трудовые договора с руководителями учреждений, организаций городского поселения <адрес> заключаются на один календарный (финансовый) год. Это подтверждается приложенными трудовыми договорами с директором МУП «Белебеевская киновидеосеть» Бойцовой Л.А. и директором МБУК «Центральная межпоселенческая библиотека» ГП <адрес> МР БР РБ Кирьяновой И.В. Аналогичный договор был заключён и с директором МАУ ФСН <данные изъяты> Султановой Р.М. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Произведено это было в связи с принятием постановления Администрацией МР БР РБ от ДД.ММ.ГГГГ о безвозмездной передаче муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей детско-юношеская спортивная школа МР БР РБ в собственность ГП <адрес> МР БР РБ и постановлением Администрации ГП г: Белебей МР БР РБ от ДД.ММ.ГГГГ «О приёме МБОУ ДОД детско-юношеская спортивная школа МР БР РБ в

собственность ГП <адрес> МР БР РБ и создании МАУ ФСН <данные изъяты> ГП <адрес> МР БР РБ.

Султанова Р.М. была принята на работу в должности директора МАУ ФСН <данные изъяты> ГП <адрес> МР БР РБ с ДД.ММ.ГГГГ и назначена на должность в соответствии с распоряжением главы Администрации ГП <адрес> МР БР РБ от ДД.ММ.ГГГГ -к. Трудовой договор заключен в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ на основе добровольного согласия работника и работодателя и является правомерным.

В связи с тем, что трудовой договор заключался с Султановой Р.М. на определённый срок, он прекратил свое действие с истечением указанного в нем срока, согласно п. 2 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Срочный трудовой договор расторгается в связи с истечением его срока, кроме случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения. Если ни одна из сторон не предпримет никаких действий к прекращению трудового договора, то срочный трудовой договор автоматически будет считаться заключенным на неопределенный срок.

В соответствии с ч. 1 ст. 79 ТК РФ о прекращении трудового договора в связи с истечением срока его действия Султанова Р.М. была предупреждена в письменной форме не менее чем за три календарных дня до увольнения, путем направления уведомления, в котором указано, что заключенный с ней срочный трудовой договор расторгается в связи с истечением срока его действия, о чём свидетельствует уведомление от ДД.ММ.ГГГГ (исх. от ДД.ММ.ГГГГ). Уведомление было получено Султановой Р.М. ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ в последний рабочий день Султановой Р.М. работники Администрации ГП <адрес> в составе 3-х человек были направлены на её место работы с целью ознакомления с распоряжением об увольнении -к от ДД.ММ.ГГГГ. На рабочем месте Султанова Р.М. отсутствовала. Отсутствовала она также по адресу фактического места проживания. По итогам поездки был оформлен акт от ДД.ММ.ГГГГ . В последствии выяснилось, что она находилась на больничном, следствии временной нетрудоспособности. Так как МАУ ФСН <данные изъяты> ГП <адрес> МР БР РБ обслуживает своя бухгалтерия Администрация ГП <адрес> МР БР РБ этого знать не могла.

Положениями ст. 84.1 ТК РФ установлено общее правило о том, что днем прекращения трудового договора во всех случаях является последний день работы работника, за исключением случаев, когда работник фактически не работал, но за ним в соответствии с ТК РФ или иным федеральным законом сохранялось место работы (должность). Срок действия срочного трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ истек ДД.ММ.ГГГГ, т.е. указанная дата являлась последним днем работы Султановой Р.М.. Если срочный трудовой договор не будет прекращен в установленный срок, то согласно ст. 58 ТК РФ он будет считаться заключенным на неопределенный срок.

При этом считает, что положения ст. 81 ТК РФ в части недопустимости увольнения работника в период его временной нетрудоспособности к правовым отношениям, сложившимся между Администрацией ГП <адрес> МР БР РБ и Султановой Р.М., применению не подлежат, поскольку они применяются только в случаях расторжения трудового договора по инициативе работодателя, а не в связи с истечением срока действия трудового договора, как это имело место в данном случае. Увольнение было произведено законно. Принятие на работу и увольнение с должности директора МАУ ФСН <данные изъяты> ГП <адрес> МР БР РБ произведено правомерно, поэтому исковое заявление о восстановлении на работе, взыскании оплаты вынужденного прогула и взыскании компенсации морального вреда, причинённого незаконным лишением возможности трудиться не признает.

Выслушав стороны по делу, прокурора, полагавшего удовлетворить исковое заявление, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу:

В соответствии с контрактом по найму на работу от ДД.ММ.ГГГГ, Султанова Р.М. была назначена на должность директора муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей детская-юношеская спортивная школа муниципального района <адрес> РБ, на срок до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ с Султановой Р.М. также был заключен срочный трудовой договор как руководителем муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей детская-юношеская спортивная школа муниципального района <адрес> РБ, на срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с постановлением Главы Администрации городского поселения <адрес> муниципального района <адрес> Кашапова А.А. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что МБОУ ДОД детско-юношеская спортивная школа муниципального района <адрес> РБ передана в собственность городского поселения <адрес> муниципального района <адрес> РБ для создания муниципального автономного учреждения физкультурно-спортивной направленности <данные изъяты> Городского поселения <адрес> муниципального района <адрес> РБ.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ Султанова Р.М. уволена с должности директора муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей детская-юношеская спортивная школа муниципального района <адрес> РБ в порядке перевода, предусмотренного п. 5 ч. 1 ст. 77 ТК РФ, на основании распоряжения Главы Администрации городского поселения <адрес> Кашапова А.А., согласно которого Султанова Р.М. была назначена на должность директора муниципального автономного учреждения физкультурно-спортивной направленности <данные изъяты> Городского поселения <адрес> муниципального района <адрес> РБ с ДД.ММ.ГГГГ. Данный факт также подтверждается трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ и трудовой книжкой от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, суд приходит к выводу, что Султанова Р.М. заключила срочный трудовой договор на работу в должности директора измененного типа того же предприятия - муниципального автономного учреждения физкультурно-спортивной направленности «Чемпион» городского поселения <адрес> муниципального района <адрес> РБ.

Согласно п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами Российской Федерации Трудового Кодекса РФ» № 2 от 17.03.2004 года, если срочный трудовой договор был заключен для выполнения определенной работы в случаях, когда ее завершение не может быть определено конкретной датой (абзац восьмой части первой статьи 59 ТК РФ), такой договор в силу части второй статьи 79 Кодекса прекращается по завершении этой работы.

При установлении в ходе судебного разбирательства факта многократности заключения срочных трудовых договоров на непродолжительный срок для выполнения одной и той же трудовой функции суд вправе с учетом обстоятельств каждого дела признать трудовой договор заключенным на неопределенный срок.

При этом, судом установлено, что с Султановой Р.М., многократно заключались срочные трудовые договора на неопределенный срок для выполнения одной и той же трудовой функции, так как она была в должности директора МБОУ ДОД детско-юношеская спортивная школа муниципального района <адрес> РБ и в порядке перевода назначена на должность руководителя муниципального автономного учреждения физкультурно-спортивной направленности «Чемпион» городского поселения <адрес> муниципального района <адрес> РБ, поэтому суд не может признать законным Распоряжение -к Администрации городского поселения <адрес> муниципального района <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ и признает трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ между Султановой Р.М. и Администрацией городского поселения <адрес> муниципального района <адрес> РБ, заключенным на неопределенный срок.

Согласно листков нетрудоспособности серии , серии , Султанова Р.М. отсутствовала на работе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по болезни, уволена же Султанова Р.М. ДД.ММ.ГГГГ, то есть в период её временной нетрудоспособности.

В соответствии с ч. 3 ст. 81 ТК РФ, не допускается увольнение работника по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем) в период его временной нетрудоспособности и в период его пребывания в отпуске.

Таким образом, факт незаконного увольнения Султановой Р.М. при рассмотрении данного дела установлен, что является безусловным основанием для её восстановления на работе в должности руководителя муниципального автономного учреждения физкультурно-спортивной направленности <данные изъяты> городского поселения <адрес> муниципального района <адрес> РБ, с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст. 237 ТК РФ, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Принимая во внимание, что судом установлено незаконное увольнение Султановой Р.М. с занимаемой должности и она вынуждена была с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находиться без заработной платы, обратиться в суд за защитой своих прав, что свидетельствует о её нравственных страданиях, суд, с учетом принципа разумности и справедливости, размер морального вреда определяет в сумме 2000 руб., в удовлетворении остальной части суд отказывает.

В соответствии со ст. 394 Трудового кодекса РФ, в случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор. Орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы.

Согласно расшифровке к справке о зарплате директора МАУ ФСН <данные изъяты> <адрес> Султановой Р.М. за 2010 год, среднедневная зарплата Султановой Р.М. составляет 727,12 руб., а среднемесячная зарплата составляет 17 329 руб. 79 коп..

В январе месяце 2011 года 15 рабочих дней, следовательно, за январь Султановой Р.М. подлежит выплате заработная плата: 727,12 руб. х 15 дней = 10 906 руб. 86 коп..

Так как среднемесячная заработная плата составляет 17 329 руб. 79 коп., следовательно, за февраль и март месяцы 2011 года Султановой Р.М. подлежит выплате 34 659 руб. 58 коп. (17 329 руб. 79 коп. + 17 329 руб. 79 коп. = 34 659 руб. 58 коп.).

В апреле месяце, на момент вынесения решения, а именно на ДД.ММ.ГГГГ сумма составляет: 727,12 руб. х 05 дней = 3 635 руб. 62 коп.. Итого: 10 906 руб. 86 коп. + 17 329 руб. 79 ко. + 17 329 руб. 79 коп. + 3 635 руб. 62 коп. = 49 202 руб. 06 коп..

Как следует из листков нетрудоспособности серии , серии , Султанова Р.М. отсутствовала на работе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по болезни и ей в соответствии с требованием ст. 183 ТК РФ выплачивалось пособие по временной нетрудоспособности, что не оспаривала и сама истица.

На основании Распоряжения -к Администрации городского поселения <адрес> муниципального района <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ Султанова Р.М. уволена с ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, за время вынужденного прогула с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как до ДД.ММ.ГГГГ выплачивалось пособие по временной нетрудоспособности, Султановой Р.М. подлежит выплате 49 202 руб. 06 коп..

Таким образом, суд приходит к выводу, что требования Султановой Р.М. о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за дни вынужденного прогула, признании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ, между ней и ответчиком, заключенным на неопределенный срок и компенсации морального вреда, законными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 193 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Султановой Р.М. удовлетворить.

Признать Распоряжение -к Администрации городского поселения <адрес> муниципального района <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ, незаконным.

Признать трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ между Султановой Р.М. и Администрацией городского поселения <адрес> муниципального района <адрес> РБ, заключенным на неопределенный срок.

Восстановить Султанову Р.М. в должности руководителя муниципального автономного учреждения физкультурно-спортивной направленности <данные изъяты> городского поселения <адрес> муниципального района <адрес> РБ, с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Администрации городского поселения <адрес> муниципального района <адрес> РБ в пользу Султановой Р.М. заработную плату за время вынужденного прогула за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 49 202 руб. 06 коп., а также компенсацию морального вреда в размере 2000 руб..

Решение о восстановлении на работе подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: